Спецсообщение УНКВД по Северо-Кавказскому краю об отрицательных моментах в политическом состоянии отдельных станиц. 8 октября 1936 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1936.10.08
Метки: 
Источник: 
Советская деревня глазами ВЧК-ОГПУ-НКВД. 1918—1939. Документы и материалы. В 4-х т. / Т. 4. стр. 318-322
Архив: 
ЦА ФСБ России. Ф. 3. Оп. 3. Д. 1285. Л. 6-15. Копия.

№ 114

ЦК ВКП(б) тов. Поскребышеву (для тов. Сталина)

СНК Союза ССР Могильному (для тов. Молотова)

Секретарю ЦК ВКП(б) тов. Ежову

Секретарю ЦК ВКП(б) тов. Кагановичу

Секретарю ЦК ВКП(б) тов. Андрееву

Секретарю ЦК ВКП(б) тов. Жданову

Сельхозотдел ЦК ВКП(б) тов. Яковлеву

За последние месяцы наблюдается много случаев возвращения на места прежнего жительства быв. кулаков и активных белогвардейцев, сбежавших из станиц в период раскулачивания. Некоторые из них настойчиво добиваются возвращения им ранее отобранного имущества, особенно домов. В станице Сторожевой имелись попытки со стороны возвратившихся быв. кулаков самовольно занять отобранные у них дома.

О кадрах в станице

В ряде станиц за последние годы выросли и выдвинуты на руководящую работу проверенные кадры из казаков. Однако в значительной части станиц вопросам выращивания кадров из казаков местные организации занимаются еще недостаточно. В Невинномысском и Моздокском районах казаки еще недостаточно участвуют в советской общественной работе, их мало в руководстве сельских и колхозных учреждений. В Суворовском районе председателями советов являются в большинстве не казаки. Секретарями советов, как правило, работают приезжие. Председателями колхозов в подавляющем большинстве случаев являются не казаки, даже в таком районе, как Прималкинский, где вопросы выдвижения казачьих кадров занимаются больше, чем в других местах. В станицах Наурского района из девяти председателей колхозов казаков — только два. В районных учреждениях казаки изредка встречаются лишь на технической работе и только в отдельных случаях — на руководящей. Например, председателем Моздокского РИКа работает казак Немыкин. В то же время в составе пленума Моздокского РИКа из 34 чел. всего семь казаков. Среди учителей казаков совершенно незначительное количество (Прималкинский, Наурский и другие районы).

Недочеты в общественной работе в станицах

К моменту открытия краевого Праздника джигита во всех станицах фиксировался огромный подъем спортивной и культурной самодеятельности. Не было почти ни одной станицы, где бы ни был создан кружок Ворошиловских кавалеристов, хоровой, музыкальный, танцевальный и другие кружки. Однако после краевого праздника, и особенно в период уборочных работ, по большинству станиц работа имевшихся кружков пошла на убыль, часть кружков совсем распалась.

В станицах Прималкинского района в настоящее время из десятка кружков остался один кружок джигита в станице Пришибской и два духовых оркестра в других станицах. По станицам Карачая сохранилось два кружка — хоровой и струнный. В станице Красногвардейской, в станице Сторожевой развалились почти все кружки. Даже в Моздоке заметен определенный спад кружковой работы. Особенно нетерпимо почти повсеместное свертывание конного спорта. Все это — результат недооценки этого дела со стороны местных и районных организаций, вспоминающих про кружки лишь в период праздников и «олимпиад».

В ряде станиц в хоровые кружки пролезли быв. белогвардейцы, и особенно много церковников. В станице Невинномысской хором руководит быв. белогвардеец, эмигрант, псаломщик Меркулов. Отец его раскулачен и выслан. Меркулов завербовал в хор почти исключительно белогвардейцев и церковников. Наиболее близким кружковцам Меркулов заявляет: «Я умею с “ними” обходиться, надо уметь с этой сворой жить и это иго переживать. Я вот управляю хором, танцую, на меня смотрят как на советского человека, но у меня все дрожит от злости».

В станице Луковской Моздокского района хором руководит церковный регент Ралетный. Руководитель хора в станице Александровской одновременно поет в церкви. Нередки случаи протаскивания в репертуар хоров явно монархических, церковных песен. В станице Котляревской Прималкинского района, где в составе хористов имеются: быв. офицер, быв. пом[ощник] атамана, быв. урядник, хор поет такие песни: «Батюшка-царь, ты наш государь, ты наша надея».

Пережитки сословной и национальной розни

В ряде мест, особенно в некоторых терских станицах, под влиянием кулацкой агитации за последнее время отмечаются проявления неприязни со стороны части казаков к «иногородним». В станице Екатеринодарской, например, имеют место такие заявления со стороны отдельных казаков: «Мы казаки, а вы мужичье, живете на нашей земле и едите наш хлеб, — скоро вы, кацапы, поедете на свои места».

Подобного рода неприязнь к «иногородним» проявляют и отдельные руководители сельсоветов, колхозов, активисты. Некоторые члены совета — казаки высказывают такие настроения: «Позаселили мужики станицу, загадили дворы, нужно их гнать отсюда». В ряде станиц Прималкинского района (особенно в Пришибской) отдельные группы казаков высказывают «пожелания» обособиться от «иногородних» в хозяйственной и культурной жизни (разговоры о необходимости чисто казачьего колхоза, с обязательно казачьим названием и недопуска туда не казаков).

В других местах имелись факты травли «иногородних», одевших казачью форму, попытки не допустить их к участию в конноспортивные кружки, в кружки песенников и танцоров. Отмечены отдельные случаи избиений «иногородних». Избиения всегда провоцировались и осуществлялись а/с настроенными казаками. В станице Воровсколесской участником казачьей сотни, сыном расстрелянного за к.-р. деятельность, был избит местный учитель-коммунист. Избиение проходило на глазах руководителя сотни — быв. белогвардейца. Виновные осуждены. В станице Суворовской имел место случай, когда казак Гетманов в ссоре ударил «иногороднего» колхозника Гвоздикова, заявив: «Я красный казак, а ты мужик и мужиком сдохнешь».

Наряду с положительным реагированием основной массы «иногородних» на мероприятия соввласти в отношении советского казачества часть «иногородних» высказывает следующие опасения: «Не выпрыгнули бы казаки из тех прав, которые им дали и стали бы вновь притеснять нас». В тех станицах, где имеют место проявления неприязни казаков к «иногородним», последние заявляют: «Вот дали казакам власть, так они теперь установят свои порядки. Казаки уже сейчас перестали работать, и все разъезжают верхами, да с кинжалами. Наверно, будет по-старому, казаки по-старому будут калечить мужиков».

Заслуживают внимания следующие факты. В станице Ардомской Северной Осетии в колхозе «Большевик» отмечаются неприязненные отношения между осетинами и казаками. Хотя колхозники-осетины и не мусульмане, но с казаками в поле вместе не едут, пищу готовят отдельно. В поле и с поля едут на отдельных подводах. В другом колхозе бригадиром бригады, состоящей из казаков, был осетин, который нецензурно ругал колхозников, приставал к колхозницам, преступно относился к делу. Казаки жаловались: «Издевается и мстит нам. Если бы он был русский, то давно бы сняли, а осетина не трогают, их власть».

Среди казачьих идеологов в станицах, входящих в состав национальных областей, обсуждается вопрос о необходимости «отделиться от горцев и уйти от них». «Пишут, что казак стал советским, а того, что было раньше, все-таки не увидим. Надо поставить вопрос так: осетины — осетинами, а казаки — казаками, и осетины не должны быть нам начальниками, нужно бы отделиться от Осетии». «Что сейчас стало с казаками? Их разбили на части: часть отдали осетинам, часть ингушам, часть чеченцам, а эти правители издеваются над нами».

Деятельность контрреволюционных элементов

В станицах (особенно в терских) деятельность к.-р. элементов и на сегодняшний день осталось еще значительное число быв. казачьих авторитетов (быв. атаманов и их помощников, комсостава белых армий, активных белогвардейцев, кулаков). Немало также имеется репатриантов и родственников белоэмигрантов.

В станице Червленной живут: 1) Белянкин М.А. — быв. урядник — конвоец и атаман станицы, теперь — старообрядческий поп; 2) Андрюнькин А.А. — быв. вахмистр и инструктор, был станичным атаманом; 3) Кулебякин В.А. — быв. подъесаул, был командиром сотни у белых, работает завхозом в школе; 4) Казакин Д.А. — быв. подхорунжий, лишенец, прибыл из ссылки, где отбывал наказание за бандитизм; 5) Байсенгуров — быв. сотник, в 1929 г. бежал из станицы, сейчас живет возле Грозного, часто приезжает домой; 6) Филипиченков П. — быв. есаул, в 1920 г. находился в белой банде, убил председателя сельсовета Живодерова и других, живет в Махачкале, приезжает в станицу; 7) Асташкин С. — быв. писарь и урядник, лишенец, живет в станице.

По казачьим линейным станицам Северной Осетии учтено: быв. белых офицеров — 18, быв. атаманов — 8, быв. урядников — 20, репатриантов — 6, находящихся в эмиграции — 23, активных белогвардейцев — 71. В Марьинской и Зольской станицах Георгиевского района на учете имеется 45 чел. из числа комсостава белых армий, 9 репатриантов, 25 чел., имеющих родственников за границей.

В ряде станиц кулаки — быв. активные белогвардейцы пролезли на руководящие посты в колхозах.

В колхозе им. Пивоварова, в станице Кардинской бригадиром 2-й бригады работает Шведов Андрей — сын кулака, активного участника банд генерала Хвостикова и банды Нагубного Якова. Настроен антисоветски. Жугин Иван — бригадир огородной бригады, быв. кулак, быв. активный белогвардеец. Воронин Илья — учетчик 1-й бригады, активный участник белых армий и банд Хвостикова и Нагубного. Шведов Георгий — учетчик 2-й бригады, кулак, а/с настроен. Емельченко Александр — член правления колхоза, быв. активный белогвардеец. Гордиенко Георгий — председатель ревизионной комиссии, быв. урядник старой и белой армий, активный участник белой армии. Шведов Георгий — член ревизионной комиссии, кулак, ранее имевший собственную паромолотилку. Транев Петр — секретарь правления колхоза, активный участник белой армии.

В ряде станиц отмечается заметное оживление а/с деятельности остатков кулачества, белогвардейцев, быв. казачьих авторитетов.

Сразу же после опубликования статей в «Правде» относительно советского казачества51, к.-р. элемент главное усилие направил на опорочивание в глазах трудового казачества мероприятий правительства, истолковывая их как «признак слабости власти», как «маневр», вызванный близостью войны. С этой целью распространялись провокации о якобы начавшейся войне, восстаниях и т.д. Казаки призывались «не поддаваться на удочку», не вступать в конноспортивные кружки, не участвовать в пробегах.

В дальнейшем, когда стало очевидным, что эта провокация не дала нужных эффектов, кулаки и белогвардейцы взяли линию на использование мероприятий правительства в своих целях; попытки их захватить в свои руки конноспортивные секции, хоровые и другие кружки, призывы казакам «брать шашку, если дают, и точить ее на коммунистов», обработка казачества на выставление требований о возвращении всех старых привилегий и т.д.

В последнее время в ряде мест (особенно в линейных станицах) к.-р. казачьи идеологи ведут агитацию о необходимости воссоздания казачьих областей: «Поскольку правительство признало нас, тогда оно должно выделить казаков в самостоятельную единицу». «Если это не будет сделано, то это будет означать, что власть на словах за казаков, а на деле их боится».

Наиболее махровая верхушечная часть казачьей контрреволюции ведет к.-р. работу в направлении воспитания у казачества чувства вражды и ненависти к советской власти, «отобравшей у казака вольную и богатую жизнь». К.-р. казачьи авторитеты всю надежду возлагают на войну, интервенцию, внутренние осложнения, направляя свою к.-р. работу по пути: 1) пораженческой агитации среди казаков, восхваления «мощи» и непобедимости фашистских государств, подготовляющих войну против СССР; распространения разных провокационных слухов о «начавшейся войне», «поражении большевиков» и т.д.; 2) подготовки к активным действиям (восстаниям на случай благоприятной обстановки во время войны, обработки и подготовки для этого необходимых кадров, а в ряде случаев и оружия); 3) по ряду вскрытых дел устанавливается рост террористических тенденций среди к.-р. настроенных казаков; в связи с процессом над троцкистско-зиновьевским террористическим центром вскрыт и ликвидируется в станицах ряд групп, высказывавших активные террористические настроения в отношении руководства ВКП(б) и правительства.

В 1936 г. нами ликвидировано в станицах 12 к.-р. казачьих группировок. Ниже приводятся наиболее характерные к.-р. группы.

На лесосеке «Псыж-Плиж» (Черкесия) ликвидирована к.-р. группа из числа быв. кулаков, созданная быв. меньшевиком — учителем Феденко. Группа провела до 20 нелегальных сходок, где обсуждались вопросы к.-р. повстанческого характера. Ведется следствие.

В станице Пришибской ликвидирована к.-р. группа молодежи, организованная заведующим станичным клубом, быв. членом ВЛКСМ Сайгашевым. Группа именовалась «Народная воля». На проводимых нелегальных совещаниях участники группы обсуждали вопросы о создании подпольной типографии для печатания листовок, ограбления кассы колхоза для создания фонда для к.-р. работы, о похищении оружия, об организации террора над местными работниками, об отравлении скота в колхозе, об установлении связи с заграницей. Группа уже успела развернуть вербовочную работу, достала материалы для изготовления шрифта, произвела один грабеж. По делу арестовано и осуждено три чел.

В станице Карданинской ликвидирована к.-р. молодежная террористическая группа в пять чел. Участники группы имели оружие и подготавливали террористические акты над местным активом. Дело следствием закончено и направляется в суд. На каменоломне возле г. Пятигорска вскрыта а/с группа беглых казаков. По делу арестовано четыре чел. за активную а/с агитацию в период судебного процесса над троцкистско-зиновьевским террористическим центром. Один из активных участников группы в кругу своих единомышленников заявил: «Советская власть должна погибнуть. Коммунисты вместе со Сталиным потеряли всякое доверие у трудящихся. Так или иначе Сталина должны убить. Долой Советы и Сталина».

В Петровском районе на элеваторе вскрыта к.-р. казачья группа из числа вселенцев с Кубани. Участники группы распространяли провокационные слухи, высказывали активные повстанческие настроения. Дело следствием закончено. Информирован крайком ВКП(б). № 2914/14.

Дагин

51 20 апреля 1936 г. ЦИК СССР, «учитывая преданность казачества советской власти, а также стремление широких масс советского казачества... активным образом включиться в дело обороны», отменил все ранее существовавшие в отношении казаков ограничения по службе в РККА, кроме тех из них, кто был лишен прав по суду. (СЗ СССР. 1936. № 22. Ст. 198).