Записка по прямому проводу и спецсообщение о недочетах в ходе весеннего сева в Воронежской обл., по данным на 8 мая 1935 г., о ходе сева хлопка в Туркменистане, по данным на 5 мая 1935 г. 9 мая 1935 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1935.05.09
Метки: 
Источник: 
Советская деревня глазами ВЧК-ОГПУ-НКВД. 1918—1939. Документы и материалы. В 4-х т. / Т. 4. стр. 87-89
Архив: 
ЦА ФСБ России. Ф. 3. Оп. 2. Д. 1088. Л. 75-82. Заверенная копия.

№ 22

ЦК ВКП(б) т. Поскребышеву (для т. Сталина)

Секретарю ЦК ВКП(б) т. Кагановичу

СНК СССР т. Могильному (для т. Молотова)

Секретарю ЦК ВКП(б) т. Жданову

Сельскохозяйственный отдел ЦК ВКП(б) т. Яковлеву 

Секретарю ЦК ВКП(б) т. Ежову

По колхозно-крестьянскому сектору посеяно 2 606 984 га яровых культур, или 69,6 % плана. Колхозами посеяно 2 309 526 га, или 77,5 % плана, колхозниками и единоличниками — 149 664 га, или 27,2 % плана. Сев ранних яровых культур (овес, пшеница, ячмень) и сахарной свеклы по районам области закончен. Колхозы свеклосеющих районов в данное время переключились на шаровку сахарной свеклы. В ряде районов области продолжают отмечаться факты отказов единоличников от сева. По данным 23-х РО НКВД, в 57 населенных пунктах отказались от сева 2500 единоличных хозяйств по мотивам отсутствия семян и живого тягла. За последнее время отмечен ряд случаев групповых отказов единоличников от проведения весеннего сева. В Гавриловском районе единоличники по плану должны засеять 938 га яровых культур, а засеяли только 1,75 га. По большинству сел единоличники отказываются от выполнения государственного задания по весеннему севу. В дер. Ольшановка на общем собрании единоличники (40 хозяйств) вынесли такое решение: «Отказаться от земельного надела и передать его колхозу».

Единоличники сел Стежки и Березовка Дегтянского района от сева отказались. Многие заявили: «Сеять нет смысла, все равно осенью все заберут». По большинству сел Клевенского района единоличники отказались выполнить доведенные им посевные задания. Отказы сопровождаются такими заявлениями: «У нас нет семян, да и вообще выгоднее уехать на производство, пусть сеют колхозы». Все единоличные хозяйства с. Орловки Троекуровского района в количестве 22 хозяйств отказались от земельных наделов и выехали в города и промышленные центры. По ряду сел единоличники, официально не заявляя об отказе от выполнения посевных заданий, фактически уклоняются от обработки полевой земли, ограничиваясь только обработкой приусадебных земель. По далеко неполным данным 8-ми райотделений НКВД, учтено свыше 800 единоличных хозяйств, уклоняющихся от выполнения всего посевного задания и обрабатывающих только свои огороды.

Партийно-советские организации на местах необходимых мер к обсеменению пустующих земель единоличников не принимают. Так, по Московскому, Краснянскому и Алферовскому сельсоветам Ново-Хоперского района отказалось от сева до 200 единоличных хозяйств. Земля их пустует и никем не засевается. Аналогично положение в Белогорьевском, Бондарском и др. районах.

В отдельных селах единоличники, отказываясь от засева полевой земли15, производят обработку огородов на себе. В дер. Ольшанка Гавриловского района единоличник Шубин, запрягшись в борону, перебороновал свой огород.

В с. Верхние Пески Васильевского сельсовета 2 женщины-единоличницы, запряженные в плуг, при помощи третьей произвели вспашку огородов. В П.-Угловском, Городищенском и Максимовском сельсоветах Бондарского района отмечены факты, когда несколько единоличников, впрягаясь в соху или плуг, пашут на себе. На ход посевных работ по ряду колхозов отрицательно влияет неудовлетворительное состояние живого тягла. В некоторых колхозах, где для кормления рабочего скота нет не только зернофуража, но и объемистых кормов, на корм скоту раскрываются соломенные крыши (Кантемировский, Хлевенский, Петропавловский районы). В 17-ти районах выявлено следующее положение с фуражом для рабочего скота. По 68 колхозам вовсе отсутствует зернофураж, в 27-ми колхозах осталось запасов объемистых кормов на 3-5 дней, в 18-ти колхозах нет ни зернофуража, ни объемистых кормов.

В ряде районов правления колхозов до сих пор не выделили колхозникам лошадей для обработки приусадебных земель, в связи с чем регистрируются факты пахоты колхозниками огородов на себе. Имеются случаи, когда колхозники организовываются партиями по 6-8 чел., запрягаются в плуг или соху и поочередно обрабатывают друг другу огороды (Хлевенский район).

К.-р. элемент ведет активную антиколхозную агитацию вокруг фактов пахоты на себе. В колхозе «Правда» Чегловского сельсовета Изберлеевского района отмечено несколько случаев пахоты колхозниками на себе приусадебных участков. Первым пахоту огорода на себе произвел колхозник Кочергин, в прошлом судимый за хищения колхозного имущества. По вопросу о произведенной им пахоте на себе Кочергин среди колхозников говорил: «Я пахал на себе не потому, что мне нечем заплатить за лошадь, а с целью дискредитации Советской власти. Пусть узнают за границей, что в Советском Союзе люди на себе пашут, это будет позор для нашей партии и советской власти». Вслед за Кочергиным пахоту огородов на себе произвели еще 10 колхозников. Кочергин привлекается к ответственности.

По ряду колхозов, где отсутствует общественное питание для работающих в поле, наблюдается неорганизованное отходничество16. По этой причине некоторые колхозы испытывают острый дефицит в рабочей силе и находятся под угрозой срыва выполнения посевных планов. В колхозе «Рассвет» Дегтярского района вследствие отсутствия общественного питания большинство колхозников выбыло в отход. В данное время в колхозе осталось только 6 мужчин. В колхозе «Возбуждение жизни» в результате неорганизованного отходничества из мужчин остались только пред. колхоза и счетовод. Успешный ход сева тормозится также вследствие неудовлетворительной работы тракторного парка ряда МТС.

За время с 20 апреля по 5 мая 1935 г. по 32 районам области зарегистрировано 311 случаев простоев тракторов и 4 аварии. Основными причинами неудовлетворительной работы тракторного парка являются: низкая квалификация имеющихся трактористов; несвоевременная доставка горючего и смазочного материала; отсутствие прицепного инвентаря (тракторные плуги и сеялки); плохой технический надзор за работой тракторных отрядов. Большинство тракторов Хлевенской МТС больше стоит, чем работает. Простой происходит по причине низкой квалификации трактористов.

Тракторист 13-й бригады Лисов бросил трактор и за 1,5 км побежал звать тракторного бригадира для исправления трактора. Причиной простоя явилось засорение питательной трубки, и на ремонт потребовалось только 3 мин. Тракторный отряд Ржевской МТС Ровенского района простоял сутки из-за отсутствия смазочного материала. В Бондарском районе в связи с отсутствием прицепного инвентаря (плуги, сеялки) бездействует 16 тракторов МТС. В Щученском районе о начале посевной кампании трактора МТС простояли 764 часа. Причиной простоя является бездеятельность дирекции МТС в части организации своевременного подвоза тракторным отрядам горючего. За активную антипосевную деятельность (в частности, организацию саботажа сева единоличниками) привлечено к уголовной ответственности 29 чел. За хищение посевного материалами в колхозах привлечено к уголовной ответственности 34 чел. Вскрыты и ликвидированы 4 хищнические группы, производившие хищения семян в колхозах и горючего в МТС.

Андреев

Записка по прямому проводу из Ашхабада

План полива хлопковых площадей выполнен по республике на 74 %, полито 111 тыс. 544 га. Посеяно 95 932 га, или 65,3 % плана. 10 районов республики полностью закончили сев хлопка (данные на 1 мая).

Отстают Чарджуйская группа районов, выполнившая план сева хлопка на 63 %; Керкинский округ, выполнивший план на 39,1 %, Кашаузский округ — 19,2 %. Причина прорыва: срыв работы землесосами в голове канала Ших-Битых в Фарабском районе, что вызвало посушку 20 % хлопковой площади.

В колхозах им. Калинина и др. Ходжамбасского района отмечены факты скрытия фактического посева и полива хлопка. Уровень воды в реке Аму-Дарья показывает подъем в районе Термеза на 33 см, Керки — 45 см, Чарджуя — 18 см. Повсеместно отмечаются факты срыва водополива, ночные поливы не организованы.

В колхозах «Ударник», им. Сталина Бахарденского района всходы на площади 40 га вследствие вредительского сева очень изрежены. Неудовлетворительные всходы по той же причине и в колхозе им. Калинина Каахкинского района.

Подготовка к проведению прореживания, рыхления и междурядья развертывается слабыми темпами. № 910.

Прохоренко

15    Речь идет о практической реализации одной из поведенческих стратегий единоличников в условиях перманентного государственного давления на эту группу крестьянства при неустойчивой динамике коллективизации и замедлении ее темпов. Административное и фискальное давление, осуществляемое на единоличников через систему налогообложения, приводило к неоднозначным результатам. С одной стороны, налоги росли, менялась их структура. С другой стороны, упорядочивалась процедурная сторона взыскания с единоличников налогов и неналоговых платежей, вводились запреты на конфискацию в счет задолженностей у единоличных хозяйств ресурсов, требуемых для ведения сельскохозяйственного производства. Осенью 1934 г. повысилась норма налогообложения на хозяйства, имевшие лошадей или другой рабочий скот. Между тем к этому времени далеко не во всех единоличных хозяйствах сохранялись лошади. Так, по данным налогового учета, на одно хозяйство в Западной Сибири в 1934 г. приходилось 0,6 лошадей, размер посева составлял около 2 га (см.: Политика раскрестьянивания в Сибири. Вып. 1. Новосибирск, 2000. С. 68.). В условиях деградации производственного потенциала единоличных хозяйств (их состав постоянно пополнялся разоренными «кулацкими» хозяйствами, а также исключенными или вышедшими из колхозов) на них продолжали разверстываться посевные планы, выполнение которых находилось под контролем различных государственных органов. 25 апреля 1935 г. было принято секретное постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) об усилении директивного надзора над действиями единоличников: «В целях предупреждения обманов единоличниками государства путем обхода закона о зернопоставках (отказ от принятия планов посевов, от обязательства по зернопоставкам)» партийно-советские органы обязывались «обеспечить доведение планов посева до каждого в отдельности единоличного хозяйства», в случае отказов единоличников от обязательств «применять меры воздействия на единоличников, предусмотренные законом» (ГА РФ. Ф. P-5446. Oп. 1. Д. 481. Л. 51). Невозможность выполнения спущенных посевных разверсток крестьяне демонстрировали по-разному. Наиболее распространенными мотивами отказа единоличников от плановых заданий были: отдаленность отведенных единоличникам для посева земельных участков, отсутствие семян и тягловой силы. В посевную кампанию 1935 г. впервые в широких размерах и в различных регионах страны был применен такой протестный способ, как вспашка земли без использования рабочего скота, т.е. «на себе». Такого рода протесты, после временного замешательства местных органов, пресекались путем применения репрессий к пошедшим на такой шаг единоличникам. В директивном письме Верховного суда СССР от 17 мая 1935 г. рекомендовалось местным органам организовывать показательные процессы в отношении «дел большого общественного и политического значения», к разряду которых относились и отказы единоличников от государственных обязательств (см.: Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание. Документы и материалы. Т. 4. С. 495). В то же время Политбюро своим постановлением от 20 мая 1935 г. рекомендовало подходить к единоличникам дифференцированно: карая «злостных саботажников», «предложить районным организациям помочь честным единоличникам, желающим производить посев, но не имеющим средств производства, за счет производства колхозов» (РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 3. Д. 964. Л. 16).

16 Порядок отходничества из колхозов определялся постановлением ЦИК и СНК СССР «О порядке отходничества из колхозов» от 17 марта 1933 г. Колхозники-отходники, ушедшие в отход на основе специального договора с хозорганами, зарегистрированного в правлении колхоза, пользовались льготами. Семьям этих отходников работа в колхозе предоставлялась наравне с другими. Правления колхозов должны были исключать из колхозов тех, кто самовольно, без зарегистрированного в правлении договора с хозорганами, уходил на заработки. Предусматривалось лишение права на колхозные льготы «тех колхозников-летунов, которые к севу самовольно уходят из колхоза, а потом к уборке и молотьбе возвращаются в колхоз, чтобы расхищать колхозное добро» (СЗ СССР. 1933. № 21. Ст. 116).