Спецсообщение УНКВД по Азово-Черноморскому краю о перегибах и административном произволе в районах Северо-Донского округа. 23 февраля 1935 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1935.02.23
Метки: 
Источник: 
Советская деревня глазами ВЧК-ОГПУ-НКВД. 1918—1939. Документы и материалы. В 4-х т. / Т. 4. стр. 46-48
Архив: 
ЦА ФСБ России. Ф. 3. Оп. 2. Д. 999. Л. 107-110. Подлинник.

№ 6

Крайком ВКП(б) т. Шеболдаеву

КПК т. Ларичеву

Нач. СПО ГУГБ НКВД т. Молчанову

За последнее время из районов Северо-Донского округа стали вновь поступать сведения о наличии перегибов и административного произвола со стороны руководящих работников сельсоветов и колхозов. Отдельные администраторы, в том числе и члены ВКП(б), вместо разворачивания систематической массовой работы с колхозниками, прибегают к мерам административного произвола (Мигулинский, Киевский, Каменский и Глубокинский районы). В другом случае на почве бесконтрольности мы имеем проявления фактов взяточничества и дискредитации органов Соввласти и т.п. Так, например:

Мигулинский район. Пред. Скельновского сельсовета Поздняков в конце ноября мес. 1934 г. проводил собрание колхозников в бригаде № 2 колхоза «Завет Ленина» по вопросу хлебозакупок. Не разъяснив сущности вопроса, Поздняков каждому колхознику говорил: «Ты получил хлеба столько-то, тебе хватит опять столько-то, а остальное ты обязан продать». На колхозников, не желающих продавать хлеб, Поздняков кричал, стучал о стол кулаками. В помещении, где проводилось собрание, отвел «арестный угол», куда сажал всех, не записавшихся на продажу хлеба. В числе некоторых колхозников Поздняков арестовал 16-летнего колхозника Гладкова Прокофия и т.к. он отказывался продавать хлеб, то Поздняков послал колхозника Бабкина Степана привести мать Гладкова Прокофия — Гладкову Ирину. У Гладковой не было обуви, колхозник Бабкин дал ей свои сапоги, а сам поехал с ней в чулках на собрание. Гладкова Ирина, как отказавшаяся продавать хлеб, тоже была посажена Поздняковым в «арестный угол». После собрания колхозники говорили, что нужно отвезти Гладкову, т.к. она босая и больная, на что Поздняков ответил: «Не на чем везти, подвода ушла». Вследствие этого Гладкова была вынуждена идти домой босая по снегу. Такими методами за 4-5 час., угрожая колхозникам 58 ст. УК, сажая их в «арестный угол», Поздняков заставил колхозников «продать» 255 ц хлеба. Кроме допущенных перегибов пред. сельсовета Поздняков и пред. колхоза «Завет Ленина» Насонов 14 января с.г. устроили встречу «нового года», взяли 3 пары лошадей, запрягли в сани, повесили на дышла колокола и в пьяном виде целые сутки разъезжали по хутору с песнями, криком и матом. (Поздняков арестован.)

Секретарь Скельновского сельсовета Мягков и нач. пожарной охраны Титов устроили также выпивку, разъезжали на пожарных лошадях пьяные и с гармонией и, приехав в МТС Ежовского колхоза, учинили там драку. Аналогичная работа по закупке хлеба была проведена в Ежовском колхозе этого же сельсовета пред. рабочкома Мешковской МТС, в результате чего колхозники стали высказывать недовольства.

В Коноваловском колхозе Мрыховского сельсовета парторг Романников на собрании колхозников по вопросу продажи хлеба нанес два удара по щеке колхознику Иванову Андрею за то, что Иванов мало продал хлеба кооперации.

Безобразный случай административного произвола имел место в Бирюковском сельсовете во время сбора денежных платежей. В конце декабря 1934 г. пред. В.-Бирюковского сельсовета Романов собрал допризывников и дал им указания: «Без разговоров собрать всех колхозников в комсод». Получив «боевое приказание», допризывники пришли во двор семьи красноармейца Елисеева Гавриила и с криком стучали в окна и двери. Елисеев уже спал, узнав, что его зовут в комсод, сказал, что он расплатился и ему там делать нечего. Однако допризывники не унимались, сняли с петель дверь, вошли в квартиру, заставили Елисеева одеться и привели его в комсод. После этого допризывники вошли во двор колхозницы Щебуняевой, перепугали спавшую Щебуняеву, которая, не поняв, в чем дело, начала кричать «караул». Пред. сельсовета Романов, сидя в комсоде, кричал на колхозников: «Давай деньги, не расплатишься — сегодня же опишу».

Киевский район. 25-26 декабря 1934 г. парторг колхоза «Ленинский Путь» Богданов, работая в комсоде 1-й бригады по сбору задолженности на заем, вызвал колхозников Таранущенко И.И. и Маслакова И., которым предложил немедленно погасить задолженность по займу. Но так как последние не имели при себе денег, то Богданов их арестовал и направил под конвоем члена сельсовета Сахненко Андрея в другой комсод к пред. комсода Стецурину, последний их, в свою очередь, под конвоем направил в комсод следующей бригады. 26 декабря 1934 г. по распоряжению пред. комсода Стецурина колхозниками Глушенковым X., Бугаевым И., Бугаевым Ф. был произведен обыск у гр. Кудиновой Д., при котором обнаружено 3 бутылки водки. Водка обыскивающими изъята, передана Стецурину и последним присвоена.

Каменский район. 31 декабря 1934 г. пред. колхоза «Красноармеец» Калитвенского сельсовета Диченский арестовал 2-х больных колхозников-стариков Криворогова и Юрова. Арестованных доставил в правление колхоза, выставил над ними охрану и запретил арестованным разговаривать между собой. Сам же из правления ушел. Придя в правление в 23 часа, арестованных освободил.

Глубокинский район. Пред. Астаховского сельсовета Трусов 8 января с.г. пьянствовал по случаю встречи демобилизованного кр[асноармей]ца Пиховкина М.В. В этот день от [сельсовета] на снегоборьбу требовали 35 чел., но т.к. Трусов пьянствовал, люди были высланы с большим опозданием и не полностью. По словам завхоза колхоза [им.] Сталина Осипова Т., в последнее время Трусов систематически пьянствует. Трусов Осипову говорил: «Надо жить в дружбе, чтобы никого из правленцев не судить, т.к. я сам попадался на 10 лет, но выкрутился, и сидеть не пришлось. Я этому враг, чтобы кого отдать под суд, я это на себе испытал». Гр-ка Савичева М. вышла замуж за рабочего и хозяйство перевела на его имя, в связи с этим она считает, что мясопоставками на 1935 г. облагаться не должна, но ей дали задание по мясопоставке. Савичева заявляет, что Трусов дал ей задание по мясопоставке только потому, что он стремился с ней сожительствовать, но она ему в этом отказала. 12 января с.г. пред. сельсовета Трусов ездил по дворам колхозников с целью усиления выполнения плана молокопоставок. Трусов зашел в дом Петровой, у которой имеется корова. Петрова молокопоставки не выполняет, хотя вполне их может выполнить. Войдя в комнату, Трусов заявил: «Ты знакомая женщина, с тобой можно иначе говорить, ты бы приготовила полбутылки, у тебя есть масло, можно приготовить хорошую закуску». В результате этого посещения Петрова продолжает не выполнять молокопоставки.

В первой половине января с.г. пред. колхоза [им.] Ленина Пиховского сельсовета Львов В., член ВКП(б), счетовод колхоза Балабичев А., член ВКП(б), зав. амбарами Самохин П. после совещания в райкоме ВКП(б) напились пьяными и с песнями из пос. Глубокого поехали в Пиховку. Сбившись с дороги, загнали лошадей в сугроб и опрокинулись. Приехав в правление колхоза, написали повестки о явке на собрание бригадиров, учетчиков, зав. фермами и актива. Люди собрались, но пред. колхоза Львов ушел, оставив в правлении пьяного счетовода Балабичева. Собравшийся актив ждал около 3-х часов пред. колхоза и, возмущаясь бесполезной тратой времени, стали обращаться к Балабичеву о начале собрания, последний отвечал: «Львов сказал, хоть до полночи, но держи людей, он придет на собрание, собрание будет деловое». № 121367.

Нач. СПО УГБ УНКВД Гатов

Нач. 2 отд. СПО Гусько