Меморандум сенатского слушания в присутствии министра Миллса об импорте советских товаров — 16 марта 1932 г.
№ 153. Меморандум сенатского слушания в присутствии министра Миллса об импорте советских товаров
16 марта 1932 г.
На слушаниях присутствовало около ста человек. Очевидно, они представляли организации, которые подписали прилагаемую петицию. В заседании также участвовали члены конгресса.
Сенатор Одди зачитал прилагаемую петицию и затем вручил ее министру вместе с упомянутыми здесь материалами. После оглашения петиции министр заявил, что в ней содержится просьба к Министерству финансов о применении раздела 307 Акта о тарифах 1930 г., согласно которой все советские товары должны быть исключены.
В соответствии с данным Актом, — отметил он, — мы не обладаем такими полномочиями. Если подобное намерение высказывалось в конгрессе, то ему и следует принять особое постановление, предоставляющее конгрессменам эти полномочия, либо специально исключающее советские товары. Согласно действующему закону внимание Министерства финансов могло быть привлечено только к некоторым товарным поставкам, в отношении которых имеется неопровержимое доказательство, что эти продукты изготовлены с помощью принудительного труда. К настоящему же времени указанное свидетельство не ожидается и не может быть предъявлено Министерством финансов.
Затем член палаты представителей Хоули задал министру вопрос относительно готовности Министерства финансов составить проект постановления, необходимого для исключения советских товаров. Миллс заявил, что он мог бы подготовить такой документ, поскольку для этого требуется всего лишь указание в постановлении на факт использования в Советской России принудительного труда для изготовления экспортируемых в США продуктов.
Вслед за этим сенатор Стейвер сказал, что во время слушаний по законопроекту Кендалла на заседании Комитета по коммуникациям и средствам связи Конгресса представители Министерства финансов заявили о возможности исключения русских товаров без получения дополнительных полномочий (на слушаниях этого билля присутствовал Лоуман). По словам сенатора Стейвера, аналогичное решение было принято и в отношении похожего по содержанию законопроекта, внесенного им в Сенат.
Министр Миллс повторил свою прежние доводы о полномочиях, предоставляемых действующими нормами только в отношении отдельных экспортных товаров, которые производятся с использованием принудительного труда, доказательств чего в его распоряжении не имеется, а получение не предвидится. Это в свою очередь обусловливает невозможность для Министерства финансов с достоверностью утверждать данный факт, и оно поэтому вынуждено принять на веру утверждения грузоотправителей о неприменении подневольной рабочей силы в процессе их изготовления.
Далее он отметил, что министерство не испытывало затруднений в отношении суматрийского табака, так как собственные представители этого ведомства получили доказательства использования труда уголовных заключенных при заготовке данного продукта, которые оказались достаточными для запрета на импорт. Однако министерство не может применять те же меры к советским товарам.
Затем представитель угольных компаний Пенсильвании заявил, что один из инженеров, работающих в этом штате, находился в России больше года, собирая доказательства использования принудительного труда на шахтах Донецкого бассейна. Оратор обратился с ходатайством о заслушивании упомянутого инженера, чье свидетельство могло бы стать решающим фактором введения запрета на импорт угля. Министр Миллс поставил вопрос о возможности получения от упомянутого инженера конкретных аргументов, подтверждающих, что условия добычи и транспортировки той или иной партии угля не соответствовали международным нормам, добавив также, что, хотя был бы рад заслушать этого человека, все же не верит в его способность предоставить убедительные свидетельства, позволяющие Министерству финансов ввести запрет на ввоз данных партий угля. Он далее указал, что любые действия Министерства финансов находятся под контролем суда и что поэтому оно не может принимать безосновательные, либо недостаточно убедительно аргументированные решения.
Сенатор Хэйл предложил министру представить официальное письмо с разъяснением ситуации и включением пункта о необходимости принятия дополнительного постановления для введения эмбарго на советские товары, на что последний выразил свое согласие.
Представитель Общества друзей СССР задал вопрос о возможности присутствовать на следующих слушаниях, если таковые состоятся, особенно в связи с заявлением горного инженера из Пенсильвании. Миллс ответил, что предполагаются открытые слушания, присутствовать на которых никому не возбраняется.
Член палаты представителей Фиш также потребовал запрещения импорта русских товаров.
Приложение.
Петиция представителей американских общественных организаций и промышленных фирм министру финансов США Огдену Л. Миллсу о необходимости запрещения ввоза советских товаров
15 марта 1932 г.
Достопочтенному Огдену Л. Миллсу, министру финансов.
Господин министр,
Мы хотели бы представить Вашему вниманию некоторые факты и наблюдения относительно импорта в Соединенные Штаты товаров, изготовленных трудом заключенных в Советском Союзе, сопроводив их выдержками из действующих в нашей стране конституции, законов и постановлений, а также предоставив другие свидетельства о применяемых советским режимом методов, которые представляют собой прямое нарушение раздела 307 Акта о тарифах 1930 г.
Представители профсоюзов, сельскохозяйственных, промышленных и добывающих компаний в индивидуальном и коллективном порядке уже уведомляли министерство, что импорт изделий, произведенных с использованием фактически рабского труда, существующего в Советском Союзе, служит серьезной угрозой для многих отраслей индустрии и сельского хозяйства Соединенных Штатов. Министерству финансов также хорошо известно, что в течение прошедших лет патриотические общества, как по отдельности, так и совместно, на основе тщательного изучения представили неопровержимые свидетельства истиной природы экономической системы, господствующей в границах СССР. Все эти организации выражают уверенность, что политическим и экономическим институтам Америки грозит опасность, вызванная торговой войной, которую московская диктатура навязывает всему цивилизованному обществу.
В свете данных обстоятельств и особенно в связи с позицией, занятой Соединенными Штатами касательно признания советского режима, мы не можем поверить в то, что Министерство финансов отвергнет неоспоримый факт необходимости применения раздела 307 Закона о тарифах, введенного как раз для защиты американской промышленности от конкуренции со стороны принудительного труда, к ситуации в этой области, характерной для использования принудительного труда в Советской России. Смысл статута по данному вопросу абсолютно очевиден.
Его существование по всей стране является общеизвестным. Коммунизм или государственный социализм в том виде, как он представлен в России, требует объединенных экономических усилий, отличаясь всеохватывающим и жестким контролем над любой сферой деятельности. Данное положение не является предметом обсуждения, а выступает в качестве основополагающего элемента и хорошо известного принципа советской системы.
Мы можем указать на конкретные свидетельства подобной политики в конституции и других законах Советской России. Ст. 9 конституции провозглашает, что труд — долг всех граждан. Ст. 61 Уголовного кодекса говорит об уголовной ответственности лица, которое отказывается выполнять служебные обязанности или работы государственной важности. Ст. 11 главы 8 Трудового кодекса предусматривает такое положение, согласно которому в случае дефицита трудовых ресурсов, необходимых для исполнения важных государственных задач, все граждане могут быть призваны к отбытию трудовой повинности принятием специального декрета СНК. Это является основным законом для Советского Союза и входящих в него республик. Никто не сможет оспорить того факта, что пятилетний план в СССР — “задача государственного значения”, обеспеченная законами.
Многочисленные свидетельства действительных и грубых нарушений трудового законодательства уже зафиксированы Министерством финансов. В Вашем распоряжении также масса декретов и других документов, извлеченных из официальных русских источников, некоторые из которых прилагаются к сему в качестве иллюстраций, совершенно четко показывающих, что “принудительный труд” в общепринятом смысле этого термина получил в России широкое распространение. Поэтому нет необходимости вновь обращаться к большому количеству фактических свидетельств в нашей петиции.
Мы убеждены, что уже имеющихся в распоряжении министерства доказательств использования “принудительного труда” в общепринятом смысле этого понятия как фундаментального принципа советской системы вполне достаточно. Любые новые сведения могли бы только дополнить уже имеющиеся у министерства. Вряд ли Министерство финансов будет в состоянии получить конкретные свидетельства в отношении тех или иных партий импорта. Поэтому вполне естественно прийти к выводу, что использование раздела 307 в качестве надежной преграды для ввоза товаров, изготовленных с использованием “принудительного труда”, существующего в России, должно производиться, исходя из имеющейся в министерстве информации.
Мы не просим, чтобы Министерство финансов открыто объявило о желательности или нежелательности исключения советских товаров в соответствии с разделом 307. Мы задаем вопрос, намерен ли Конгресс эффективно распространить действие раздела 307 о запрете на импорт товаров, произведенных за счет “принудительного труда”, на ввоз из этой страны. В данной связи мы утверждаем, что министерству представлены все необходимые факты и что поэтому ему следует принять скорейшее решение относительно возможной реакции. Если же вы полагаете, что закон несовершенен, наше намерение состоит в том, чтобы потребовать принятия действенного законодательства. Мы надеемся, что решение Министерства финансов сделает последнее излишним.
Данный вопрос представляет глубокий и жизненный интерес для патриотических обществ, выступающих за будущее благосостояние США, учитывая интересы как рабочих, так и промышленников Америки. Если же Вы в качестве ответственного лица правительства, в чью компетенцию входит применение Акта о тарифах, придерживаетесь мнения, что не располагаете средствами для введения раздела 307 против советских товаров, мы просим предоставить нам ясно выраженное заявление на сей счет, чтобы мы смогли затем передать дело на рассмотрение Конгресса для производства необходимой законодательной процедуры с целью защиты американских рабочих и промышленников от разрушительной и нечестной конкуренции, а также для сохранения наших экономических, политических и общественных институтов.
“Амэрикэн Аллайнс Инк.”, Уолтер Л. Рейнолдс, секретарь “Амэрикэн Коалишн оф Пэтриотик Сэсайтис”, Джон Б. Тревер, председатель правления “Амэрикэн легион”, Джон Томас Тэйлор, представитель в юридическом комитете... [1]
Неполный список конгрессменов, сопровождающих группу лиц во главе с сенатором от штата Невада Таскером Л. Одди, собирающихся на прием к министру финансов Огдену Л. Миллсу во вторник, 15 марта, в 9.30. утра для вручения петиции о введении запрета на импорт в Соединенные Штаты марганца, древесины, спичек, угля, нефти, древесной пульпы, асбеста, сельскохозяйственных и других продуктов.
Сенаторы:
- Ашерст, Генри Ф. - Аризона
- Бирнс, Джеймс Ф. - Южная Каролина
- Дилл, К. К. – Вашингтон
- Хэйл, Фредерик – Майн
- Хэйден, Карл – Аризона
- Нили, Мэтью М. - Западная Вирджиния
- Норбек, Питер - Южная Дакота
- Одди, Таскер Л. – Невада
- Стейвер, Фредерик – Орегон
- Уолш, Томас Дж. – Монтана
- Члены палаты представителей:
- Бахманн, Карл Г. - Западная Вирджиния
- Бэкон, Роберт Л. - Нью-Йорк
- Бриттен, Фред А. - Иллинойс...[2]
Примечания:
[1] Далее перечислены названия 80 организаций и фамилии и должности их представителей, а также представительство одного миллиона жителей штата Пенсильвания.
[2] Далее перечислены еще 23 фамилии членов палаты представителей.
РГАЭ. Ф. 413. Оп. 13. Д. 98. Л. 104-106, 88-95. Копия.