Письмо председателя Амторга С. Г. Брона наркому внешней и внутренней торговли СССР А. И. Микояну об отношении американских политических кругов к СССР — 12 июня 1929 г.
№ 128. Письмо председателя Амторга С. Г. Брона наркому внешней и внутренней торговли СССР А. И. Микояну об отношении американских политических кругов к СССР
12 июня 1929 г.
Уважаемый Анастасий Иванович.
При отъезде т. Серебрякова я дал ему тезисы вопросов, которые следует осветить и разрешить в Москве. Посылаю Вам при сем копию этих тезисов.
Со времени составления этих тезисов произошли события, которые несомненно в том или ином виде окажут влияние на наше политическое положение здесь. Это — результаты английских выборов, репарационные соглашения в Париже и договор с Фордом[1]. Министерство иностранных дел в лице заведующего русским отделом признало себя вынужденным выступить с заявлением по вопросу американско-советских отношений в связи с договором с Фордом и в связи с приходом к власти рабочего правительства в Англии. Не зная, имеется ли у Вас в Москве полный текст этого заявления, я на всякий случай прилагаю его при сем[2]. Особенно любопытно второе заявление, в котором первый раз публично формулируется “философия” вопроса американско-советских отношений[3] со стороны Департамента иностранных дел, спустя несколько месяцев со времени прихода к власти Гувера.
Смысл этой “философии” сводится к тому, что отсутствие признания способствует установлению “хороших” отношений как по линии деловой, так и по линии культурного сближения и понимания. Абсурдность и непоследовательность официальной позиции все больше и больше проникает в сознание серьезной публики здесь. Единственным методом доведения этой абсурдности до логического предела являются большие дела.
С товарищеским приветом С. Г. Брон
Приложение.
Тезисы председателя правления Амторга С. Г. Брона о причинах ухудшения положения Амторга в США
Следующие вопросы необходимо поставить в Москве в соответствующих инстанциях.
1. Неудачная поездка в Америку Шейнмана и последовавшие за этим события, вокруг которых было очень много разговоров в американских руководящих деловых кругах, ухудшили наше положение в деловом мире, создав обстановку настороженности и подозрительности в отношении наших заявлений и наших действий. Необходимо при посылке сюда ответственных людей давать им более или менее определенные полномочия и задания, обязав их быть осторожными при контакте с руководящей публикой.
2. Наше деловое положение непрерывно улучшается и нет оснований предвидеть в ближайшее время каких-либо ухудшений. Деловой интерес к нам растет и усиливается под влиянием некоторой уже начинающейся тревоги (несмотря на очень высокие показатели экономического состояния САСШ) за ближайшее будущее, охватывающей руководящую верхушку САСШ.
3. Политические настроения в лучшем случае можно охарактеризовать как выжидательные. Значительный сдвиг в нашу пользу, наметившийся зимою в руководящих деловых кругах, ослабел не без некоторого влияния разочарования, испытанного этой публикой после контакта с Шейнманом и последовавших затем слухов вокруг его имени.
Тов. Межлаук в письме на имя т. Микояна[4] осветил этот момент.
4. Основными трудностями в работе Амторга, помимо сильной оторванности от Москвы, отсутствия регулярной информации по наиболее важным вопросам, отсутствия быстрых и четких решений и указаний по сложным делам, являются слабость правления и то обстоятельство, что обстановка и задачи переросли качественно и количественно существующий аппарат.
Это обстоятельство усиливается еще тем, что большинство приехавшей из Союза верхушки не владеет языком пока в той мере, чтобы товарищи могли в соответственно самостоятельной отрасли работы поддерживать контакт с внешним миром.
Затем, недостаточное количество инженерных сил.
Поэтому основным организационным вопросом является усиление правления и аппарата Амторга соответствующими работниками. При этом необходимо обратить внимание, чтобы в числе посылаемых товарищей были хорошие инженеры, знающие нашу промышленность, знакомые с проблемами нашего капитального строительства. Необходимо также, чтобы не меньше половины приезжающих товарищей обладали хотя бы кое-какими знаниями английского языка.
5. Необходимо ускорить организацию технических бюро по тем отраслям промышленности, по которым имеются постоянные задания и постоянная работа. До организации этих бюро будут перебои и трудности, в особенности по вопросам: привлечения к нам специалистов и размещения посылаемых из Союза работников. Также не будет обеспечена правильная и целесообразная работа по вопросу о техническом содействии.
6. Очень плохо обстоит дело с юридическим обслуживанием работы в Америке, так как мы совершенно не имеем серьезного советского юриста, поэтому при заключении серьезных договоров всегда имеем трудности юридического порядка.
Командировка крупного юриста является первоочередной задачей.
7. В дополнение к телеграмме т. Межлаука о присылке авторитетного уполномоченного ВСНХ считаю необходимым указать на исключительную важность и срочность решения этого вопроса. Необходимо при этом дать в распоряжение этого уполномоченного кое-какие ресурсы и хотя бы минимальный аппарат.
8[5]. Для концессионной работы необходимо прислать серьезного и ответственного человека, который мог бы более или менее удовлетворительно ориентироваться при переговорах с американцами.
9. Необходимо послать серьезного финансового работника.
10. Необходимо дать крупного экономиста, который мог бы ответственно вести разработку целого ряда вопросов, необходимых как для правильного ведения нашей оперативной работы, так и для правильного ведения нашей концессионной работы.
11. Нужен серьезный заведующий отделом печати.
12. Необходимо выдвинуть подходящего человека для заведования Тихоокеанской конторой Амторга.
13. По туризму исчерпывающий доклад сделает т. Серебряков.
По импорту из Союза необходимо обеспечить выполнение договоров по лесу и углю, выполнение которых в настоящий момент нельзя считать обеспеченным.
В области работы по экспорту в Союз необходимо разрешить вопросы, которые были поручены т. Гуревичу.
Примечания:
[1] В 1929 г. в США совершил поездку заместитель председателя ВСНХ СССР В. И. Межлаук. Он вел переговоры с Фордом, которые завершились 31 мая 1929 г. подписанием контракта о технической помощи “Форд моторс компани” в строительстве Горьковского автозавода (Фураев В. К. Советско-американские отношения. 1917‑1939. М., 1964. Стр. 154).
[2] Приложение в деле отсутствует.
[3] На фоне экспорта из США в СССР в ряде американских политических и деловых кругов сложилось мнение, что в этих условиях вполне можно обойтись и без политического признания СССР, которое на увеличение торговли, по их мнению, повлиять не могло. Противники установления дипломатических отношений с СССР считали, что признание СССР другими государствами не принесло последним никаких особых экономических выгод, никаких преимуществ по сравнению с США. Так появился тезис “торговля без признания”. Его полностью разделяли и поддерживали госдепартамент и министерство торговли США. В “Вашингтон пост”, “Нью-Йорк таймс” появились статьи о том, что, производя закупки товаров в США, СССР руководствуется прежде всего политическими соображениями и преднамеренно покупает в Америке много товаров не потому, что не может приобрести их в Европе, а потому, что хочет увеличением торговли с США повлиять на позицию официального Вашингтона и получить дипломатическое признание. Но как только это произойдет, СССР сразу же сократит свои закупки в США и будет больше покупать в странах Европы. Из этого рассуждения делался вывод о том, что США должны всемерно сопротивляться признанию СССР и оттягивать этот акт, если американские бизнесмены не хотят терять выгодной торговли с Советским Союзом.
Г. В. Чичерин в беседе с французскими журналистами в декабре 1925 г. отметил, что «наши экономические отношения с Америкой начинают развиваться. Это, возможно, является одним из препятствий для восстановления дипломатических отношений, ибо в США говорят: “Зачем дипломатические отношения, когда у нас уже существуют экономические связи?” Но когда мы восстановим с ними дипломатические отношения, то экономические отношения в огромной мере возрастут...»
В интервью корреспонденту английской газеты “Дейли геральд” Слокомбу Чичерин образно сравнивал отсутствие дипломатических отношений с закрытыми шлюзами. «Торговля просачивается и при этих условиях, как просачивается вода через закрытые шлюзы, но лишь тогда вода может хлынуть полной струей, когда шлюзы открываются. Отсутствие легализованного дипломатического и торгового представительства... сильнейшим образом мешает выполнению тех функций, без которых невозможна торговля».
Выступая 24 апреля 1926 г. на второй сессии ЦИК СССР, М. М. Литвинов заявил: «Как бы ни были удовлетворительными наши нынешние экономические отношения с Соединенными Штатами Америки, они выросли бы вдвое, втрое и больше в случае установления нормальных отношений». Признание, по словам Литвинова, «...абсолютно необходимо для правильного поддержания и развития как политических, так и экономических отношений» (см.: Чичерин Г. В. Статьи и речи по вопросам международной политики. М. 1960. Стр. 472; Литвинов М. М. Внешняя политика СССР: Речи и заявления. 1927‑1937. М., 1937. Стр. 24).
[4] Письмо, как и упоминаемая ниже телеграмма т. Межлаука, не обнаружены.
[5] В тексте документа нумерация пунктов тезисов нарушена — пункт 7 повторен дважды.
РГАЭ. Ф. 5240. Оп. 18. Д. 243. Л. 147-148. Подлинник. Л. 149-151. Копия.