Спецсообщение УНКВД по Саратовскому краю по делу контрреволюционных кулацких групп. 23 августа 1934 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1934.08.23
Источник: 
Советская деревня глазами ВЧК-ОГПУ-НКВД. 1918—1939. Документы и материалы. В 4-х т. / Т. 3. Кн. 2. стр. 608-610
Архив: 
ЦА ФСБ РФ. Ф. 3. Оп. 1. Д. 34. Л. 62—67. Заверенная копия.

№ 234

Секретарю ЦК ВКП(б) — т. Сталину, секретарю ЦК ВКП(б) — т. Кагановичу, председателю СНК СССР — т. Молотову

В селах Братское и Сергиевка Аркадакского района вскрыты и ликвидированы две контрреволюционные кулацкие группы. Проникнув в колхоз и захватив в нем руководящие звенья, к/p кулацкие элементы на протяжении нескольких лет терроризировали советско-колхозный актив и колхозников, избивали и издевались над колхозниками и бедняками-единоличниками, расхищали колхозную собственность, защищали интересы кулачества. В с. Братское председатель сельсовета Каманов, член ВКП(б) с 1930 г., бывший приказчик помещичьего имения, скрыв от раскулачивания ряд кулаков, предоставил им руководящую работу в колхозе и сельсовете, создав из них к/p актив села.

Этот актив представляли: Ладушкин И.Г. — до революции крупный кулак, работавший в колхозе инспектором по качеству; Ладушкин С.И. — сын Ладушкина И.Г. — кладовщик колхоза; Брюнин — крупный кулак, в колхозе работал по выполнению особых поручений Каманова; Симонов — из кулацкой семьи, член сельсовета; Гончаров — кулак, в колхозе работал инспектором по качеству; Ладушкин И.И. — сын кулака, учетчик колхозной бригады и ряд других, всего в количестве 13 чел. Пользуясь своим положением, группа незаконно перекладывала выполнение государственных обязательств на середняков и бедняков и, в ряде случаев, за невыполнение ими непосильных обязательств добивалась предания суду и выселения из села середняков и бедняков, как «срывщиков» с/х кампаний. «Никому из кулаков твердые задания не доводились. В то же время, за невыполнение твердых заданий из села высланы середняки: Еремин, Бирюков, Колесников, Гудков, осужден и выслан из села за невыполнение твердого задания бедняк Синицын П.Г». (Показания Каманова, Феничева и др.) Такое положение обусловило отказ части бедноты от вступления в колхоз.

В 1933 г. по инициативе бедняков-единоличников Бирюкова Д.Ф. и Феничева А.С. о кулацком засилье и произволе в колхозе с. Братского было послано в крайпрокуратуру коллективное заявление. Прокуратурой были приняты меры к расследованию, однако, ряд лиц, подписавших заявление, боясь мести кулаков, отказались подтвердить указанные в заявлении факты, и расследование положительных результатов не дало.

Кулаки во главе с Камановым, мстя Бирюкову за разоблачение, довели ему твердое задание по хлебозаготовкам, за невыполнение которого, введя в заблуждение районную комиссию о социальном положении Бирюкова, к/p группа добилась выселения последнего вместе с семьей из села, конфисковав и разбазарив его имущество. Возвратившись из ссылки летом 1933 г., Бирюков обжаловал в крайпрокуратуру действия сельсовета и получил на руки предписание о возврате ему имущества, однако, несмотря на неоднократные обращения к Каманову, имущества Бирюков не получил. Каманов, совместно с кулаками Симоновым, Беспаловым, Васильевым и др., стремясь устранить Бирюкова, подожгли постройки кулака Симонова и, обвинив в поджоге Бирюкова, во время пожара убили его.

Кулаки во главе с Камановым за малейшую провинность зверски избивали, а в отдельных случаях и убивали колхозников и единоличников. В 1933 г. у кулака Беспалова на огороде неизвестными были вырыты несколько кустов картофеля. Беспалов и другие кулаки самовольно произвели обыск у беднячки Кошелевой, обнаружили вырытый картофель (хотя у нее был свой огород), вытащили ее вместе с 13-летним сыном на улицу и стали избивать. По Приказанию Каманова, Кошелева с сыном были доставлены на происходившее в это время в селе собрание. Каманов, схватив Кошелеву, закричал: «Убить тебя надо!» — и бросил ее в толпу. Кошелеву подхватили кулак Беспалов и Минаев и начали избивать ее палками.

Летом 1933 г. быв. батрак-колхозник Спиренков сорвал на огороде у зажиточной Спиренковой несколько пучков луку. Спиренкова ударила его несколько раз палкой по голове и убила. Извещенный об убийстве Каманов оказал: «Собаке собачья смерть».

Летом 1933 г. 12-летний мальчик Феничев Михаил взял на квартире кулака Харитонова несколько кусков хлеба, за что был избит Харитоновым до полусмерти железной палкой и выброшен на улицу. Прибежавшая мать Феничева была также избита и вскоре от побоев умерла. На другой день, по распоряжению Каманова, мальчик был зарыт в землю с признаками жизни.

Подвергая избиениям и убийствам бедняков за хищение нескольких колосков или кусков хлеба, сами кулаки расхищали колхозный хлеб и имущество, не неся за это никакой ответственности. У кулака Брюнина было обнаружено 12 ц похищенного колхозного хлеба. Будучи осужден за кражу на 5 лет, Брюнин наказание не отбывал, а продолжал работать в колхозе. Следствием установлен ряд фактов укрытия, разбазаривания и хищения участниками группы колхозного хлеба, а также присвоения отобранных вещей. По делу привлечено к ответственности 14 чел.

Действия к/p группы с. Сергиевки аналогичны действиям к/p группы с. Братское. На протяжении 1932—1933 гг. пред[седатель] колхоза Горин, член ВКП(б), Чиркунов — кандидат ВКП(б), бригадир Малахов и другие поощряли к/p деяния кулаков, продвигали их в актив, снабжали бланками для беспрепятственного выезда из села и т.д. Колхозников и бедняков за малейшие проступки, которые никогда предварительно не расследовались, подвергали избиениям, арестам, угрозам оружием и выселениям из села.

В целях укрытия от раскулачивания кулака Кузнецова председатель колхоза Горин добился раскулачивания и выселения из пределов края колхозницы Куприяновой, ранее работавшей по найму у кулака Кузнецова. В 1933 г. быв. красный партизан колхозник Сергеев за попытку разоблачить действия Горина был выселен из дома с конфискацией имущества. Вмешательством райпрокурора имущество Сергееву было возвращено, но виновные наказаны не были. Такая же участь постигла колхозника Григорьева, у которого Горин лично отобрал корову и поросенка. После этого Григорьев вскоре из села уехал. В августе 1933 г. Горин зверски избил колхозника Луничкина за то, что последний накосил короткую траву для вязки снопов. На следующий день после избиения Луничкин умер. За подобные проступки колхозники избивались и другими участниками к/p группы, поощряемые Гориным. В результате такого произвола многие колхозники были вынуждены выехать из села. По данному делу арестовано 6 чел.

Леплевский