Спецсообщение ПП ОГПУ по ЦЧО о продзатруднениях в некоторых районах. Не ранее 26 февраля 1934 г.
№ 190
Продзатруднения испытывают отдельные группы колхозников 162 колхозов 30 районов южной и северной части области. Особо напряженное положение с хлебом отмечается в колхозах Б.-Троицкого, Борисовского, Лискинского, Бобровского, Павловского, Алексеевского, Н.-Калитвенского, Ливенского, Волховского, Суджанского, Никитовского, Советского, Уразовского, Корочанского, Беловского районов.
Неудовлетворительная организация труда, потери в процессе уборки, хищения, недифференцированная оплата трудодня, факты присвоения, разбазаривания трудодней, преступное отношение некоторых правлений колхозов к вопросу сохранения собранного урожая и подрывная деятельность со стороны проникших в колхозы к/p кулацких элементов обусловили в ряде колхозов крайне низкую оплату трудодня. Выборочным обследованием 148 колхозов установлено, что натуральная оплата трудодня в 11 колхозах составила 300 г, в 48 — от 300 до 600 г, в 26 — от 600 до 800 г и в 63 колхозах — от 800 до 1 кг. Продзатруднения ощущают и отдельные ударники, выработавшие в колхозе от 300 до 500 трудодней (Б.-Троицкий, Лискинский, Борисовский районы). В связи с отсутствием хлеба колхозники питаются различными суррогатами, а в отдельных районах мясом павших животных (Лискинский район). На почве недоедания и употребления в пищу различных суррогатов отмечаются факты распространения эпидемических и желудочных заболеваний, опухания и смерти от голода (Б.-Троицкий, Волховский, Борисовский, Корочанский, Беловский, Алексеевский, Суджанский, Щигровский и другие районы).
К/p элемент, широко используя продзатруднения, пытается спровоцировать массовый антипосевной саботаж и выходы из колхозов. Основными формами деятельности классового врага являются: 1) распространение провокационных слухов о неизбежном массовом голоде, вымирании колхозников в весну 1934 г. и неминуемом развале колхозов, о забастовках и восстаниях в разных районах Союза на почве голода; 2) повстанческо-пораженческая агитация, высказывание фашистских настроений; 3) разжигание переселенческих тенденций среди колхозников (использование неорганизованного переселения как форму выхода из колхоза); 4) попытки спровоцировать волынки, массовый невыход колхозников на работу; разбор обобществленного имущества и семенных фондов.
В колхозе им. Сталина Анненского района в результате деятельности членов ликвидированной к/p кулацкой группировки колхозники отказались вывозить рожь, предназначенную для обмена, потребовав распределения семматериала по трудодням.
В Волоконовском районе ликвидирована к/p группировка, члены которой вели среди колхозников активную повстанческую агитацию: «На Дальнем Востоке уже началась война. Пусть нам только дадут винтовки в руки, тогда мы будем знать против кого их направить, перебьем всех коммунистов и будет конец Советской власти».
В Советском районе вскрыта к/p группа, ставившая своей задачей организовать массовый выход из колхозов, используя для этой цели продзатруднения. Руководители группы вовлекли в к/p деятельность проникший в комсомол соц[иально]-чуждый элемент, охватив своим влиянием значительную часть комсомольцев. В результате отдельные члены местной ячейки ВЛКСМ повели среди колхозников агитацию за выход из колхоза. Под влиянием кулацкой агитации участились факты распродажи колхозниками скота, находящегося в индивидуальном пользовании. По выборочным данным, в 10 колхозах 6 районов (Лискинский, Хлевенский и другие) за последнее время колхозниками продано 116 коров. На почве продзатруднений и под влиянием деятельности а/с элементов в отдельных районах отмечается нарастание антиколхозных настроений. Усилилось неорганизованное отходничество. По нашим данным, из 10 колхозов 11 районов выехало в неорганизованном порядке 314 семей, из 7 колхозов 6 районов выбыло 736 колхозников, или 57% всех трудоспособных. По отдельным колхозам Павловского, Бобровского, Волховского и других районов выбыло в неорганизованном порядке 70—80% всех трудоспособных колхозников.
За январь—февраль в 10 колхозах 6 районов (Верховский, Лискинский, Павловский и других) зарегистрировано 85 фактов подачи заявлений о выходе из колхозов. Одной из форм выходов из колхозов является неорганизованное переселение колхозников с семьями. Уезжающие колхозники подают заявления об исключении их из колхозов. Заслуживают внимания факты подачи заявлений с категорическим требованием или дать хлеба, или исключить из колхоза (колхоз «Вторая пятилетка» Павловского района).
В Бобровском, Щученском и других районах зарегистрированы факты продажи колхозниками имущества, продуктивного скота и приобретения лошадей, после чего подаются заявления о выходе из колхозов. По неполным данным, в 8 районах зарегистрировано 29 случаев покупки колхозниками лошадей для личного пользования. В неблагополучные районы командированы оперработники.
Отдельные райкомы ВКП(б) и политотделы МТС недостаточно реагируют на рост нездоровых настроений среди отдельных групп колхозников, не принимая надлежащих мер к развертыванию оргмассовой работы. Некоторые работники политотделов МТС, несмотря на явное неблагополучие в отдельных колхозах, заявляют: «В колхозах все благополучно, никаких эксцессов быть не может, сев проведем» (Бобровская МТС). В колхозе им. Калинина Борисовского района большинство колхозников на работу не выходит, ежедневно требуя у правления колхоза выдачи справок для выезда из колхоза. Несмотря на это, политотдел МТС никакой массовой работы не проводит. Аналогичные факты зарегистрированы в Павловском районе. № 7032.
Дукельский