Докладная записка СПО ГПУ УССР об итогах переселения на Украину колхозников из РСФСР и БССР. 3 января 1934 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1934.01.03
Метки: 
Источник: 
Советская деревня глазами ВЧК-ОГПУ-НКВД. 1918—1939. Документы и материалы. В 4-х т. / Т. 3. Кн. 2. стр. 500-504
Архив: 
ЦА ФСБ РФ. Ф. 3. Оп. 1. Д. 776. Л. 245—255. Подлинник.

№ 166

Переселение в районы Украины колхозников из областей РСФСР и БССР заканчивается. По данным на 25 июля, из 21 тыс. семейств, намеченных к переселению, прибыло и размещено в колхозах 18 822 семейств, в количестве 100 079 чел. Переселенцами с собой привезено: 12 045 лошадей, 18 220 голов крупного рогатого скота и 29 924 голов мелкого скота.

Прием прибывавших переселенцев в целом проходил успешно. Представители местных организаций и колхозов организованно встречали на ж/д станциях переселенцев и без задержек направляли и размещали их в колхозах. На станциях разгрузок переселенцы проходили санитарную обработку, пользовались горячей пищей. Повсеместно при разгрузке устраивались митинги и проводилась массовая работа. В ряде случаев переселенцев встречали с музыкой, как на станциях, так и в колхозах. Однако, в ряде районов, особенно в первые дни приема, при выгрузке эшелонов с переселенцами были допущены серьезные недочеты.

В результате нераспорядительности и халатности отдельные колхозы оказались неподготовленными к приему переселенцев; не выделялись ответственные лица, которые бы руководили разгрузкой; транспорт выделялся в далеко недостаточных размерах или же прибывал на станции с большими опозданиями. (Зиновьевский, Н.-Украинский, Краснокутский, Близнецовский и другие районы). Некоторые МТС и совхозы отказывались от выделения для перевозки переселенцев необходимого количества автотранспорта (Близнецовский, Старобельский, Ст[аро-]Каранский, Сахновщинский, Краснокутский районы.) Это приводило к задержке разгрузки эшелонов; в отдельных случаях вместо 7 час. по расписанию разгрузка проводилась в течение 50—60 час.

Прибывший на ст[анцию] Зориновка (Марковский район) эшелон с 84 семейств[ами] переселенцев вместо 7 час. по расписанию был разгружен лишь за 60 час. по причине неприсылки транспорта. Дирекция Старобельского зерносовхоза отказалась выслать для этой цели автомашины. Из-за недостатка транспорта автомашины сильно перегружались, причем вследствие большой скученности в дороге был задушен один ребенок.

Прием переселенцев, прибывших на ст[анцию] Карань (Старо-Каранский район), прошел исключительно безобразно. Ответственные за выгрузку эшелонов — директор МТС Фольтмер и заместитель нач[альника] ПО по партработе Воинов — не организовали эту работу и даже не сообщили колхозникам о присылке необходимого количества транспорта. При погрузке подвод не хватило. Имущество грузили как попало, в связи с чем много вещей переселенцев попорчено. Часть переселенцев была доставлена в колхозы лишь на 3-й день. В Б.-Висковском, Акимовском и Сахновщинском районах часть переселенцев вообще не была встречена представителями местных организаций и продолжительное время ожидала доставки их на места вселения. Некоторые переселенцы вынуждены были без проводников отправиться в колхозы. Переселенцы, направлявшиеся в колхоз «Незаможник» Акимовского района, представителями этого колхоза на ст[анции] Акимовка встречены не были, в связи с этим сами переселенцы без провожатых вынуждены были направиться в колхоз. В результате ночью переселенцы сбились с пути и утеряли 15 лошадей. 4 лошади до сего времени не разысканы.

Руководители Овсянниковского сельсовета и колхоза Б.-Висковского района проявили полную бездеятельность в вопросе приема переселенцев. Для встречи переселенцев на ж/д станцию ни представителей, ни подвод выслано не было. После вмешательства оперработников ГПУ колхозы подводы выслали, но далеко не в достаточном количестве. Из-за отсутствия руководства разгрузка эшелонов проходила безобразно. Вещи переселенцев увозились без хозяев, что вызвало много конфликтов.

Значительно дезорганизовало прием переселенцев в отдельных районах (Сахновщинский и другие районы) то, что местные организации не информировались о дне прибытия эшелонов, что не давало возможности своевременно подготовить транспорт и организованно встретить переселенцев. В некоторых местах сильно затянулись перевозка в колхозы имущества переселенцев. В Б.-Висковском, Белолуцком, Сахновщинском и других районах на пунктах разгрузок погибло от мороза большое количество картофеля. На ст[анциях] Сахновщина и Кегичевка (Сахновщинский район) померзло 15 вагонов картофеля переселенцев, который несколько дней оставался под открытым небом. На ст[анции] Кантемирово (Белолуцкий район) погибло от мороза свыше 135 т картофеля, привезенного переселенцами, который после выгрузки из вагонов не был перевезен в колхозы и несколько дней оставался под открытым небом. Безобразное отношение к переселенцам в отдельных районах имело место и по прибытии их в колхозы. Некоторые группы переселенцев продолжительное время ожидали на улицах размещения их в дома или же сами ходили по селу в поисках отведенных для них помещений. В Снегиревском районе по нераспорядительности правления колхоза «Новая техника» доставленная в село группа переселенцев всю ночь оставалась под открытым небом. В колхозе «13-летие Октября» Марковского района переселенцы никем встречены не были и ходили по селу в поисках отведенных для них домов. Часть переселенцев в течение нескольких дней не может разыскать своих вещей. В с. Овсянниковке Б.-Висковского района переселенцы продолжительное время ожидали у сельсовета, пока их разместят в жилых помещениях. Местные организации только по прибытии переселенцев стали обсуждать вопрос, в какие колхозы их следует направить.

В Близнецовском, Акимовском, Двуречанском, Сахновщинском, Н.-Украинском районах в некоторые колхозы направлялось переселенцев больше, чем было намечено по плану. В связи с этим колхозы не могли принять всех прибывших, и часть переселенцев размещалась в других колхозах, куда переселение по плану не намечалось. Отчасти это явилось результатом формального отношения к работе руководителей районных организаций, которые не проверяли проводимую на местах подготовительную работу и не знали, какое количество семейств может принять тот или другой колхоз. Имели место и такие факты, когда переселенцы направлялись не в те колхозы, куда ими посылались ходоки, что вызвало среди них недовольство.

К моменту прибытия переселенцев многие колхозы при наличии всех возможностей не закончили ремонта отведенных для них жилых помещений. В результате переселенцы размещались по нескольку семейств в одной хате или в непригодных для жилья домах, а в некоторых случаях даже в хатах местных колхозников (Близнецовский, Сахновщинский, Божедаровский, Н.-Украинский, Любашевский, Акимовский, Двуречан-ский, Ст[аро-]Каранский, Белолуцкий, Б.-Токмакский районы). В колхозах «Правда», [им.] Ворошилова, «Заря», [им.] Тельмана Ст[аро-]Каранского района в домах, отведенных для переселенцев, протекают крыши, стекла не заделаны замазкой, печи дымят, не (закончена побелка, отсутствует мебель и пр. В колхозе им. Молотова ремонт домов проведен безобразно; половина окон заложена кирпичем, в связи с чем в квартирах темно.

Колхозы Близнецовского района к приему переселенцев оказались неподготовленными. Ремонт домов закончен не был. В колхозах им. Ленина, «8 Березня», «1 Травня» и других переселенцы размещены в совершенно непригодных для жилья хатах. При ремонте в хате из 3—4 окон оставлялось одно, а остальные забивались досками. Побелка не проводилась, печи не ремонтировались. В колхозах «КИМ», «Путь к социализму» и других Акимовского района в связи с неподготовленностью жилых помещений часть переселенцев размещена в домах колхозников. Правление колхоза «Вiсти» Краснокутского района с целью размещения переселенцев проводило исключения из колхоза классово-чуждых элементов с последующим выселением их из хат, причем из 29 выселенных из хат оказалось 11 бедняцких хозяйств. Во многих местах также не были подготовлены сараи и другие хозяйственные постройки. В связи с этим переселенцы свой скот помещали в сараях колхозников, а иногда даже в отведенных им хатах.

Настроение прибывших переселенцев, а также отношение к ним колхозных масс в основном здоровое. Переселенцы втягиваются в работу колхозов, многие из них работают в производственных бригадах; хорошо относятся к выполнению поручаемых заданий, показывая пример своей дисциплинированностью; часть переселенцев направлена на курсы трактористов.

Наряду с этим отмечается недоброжелательное отношение к переселенцам, как со стороны отдельных групп колхозников, так и некоторых руководителей колхозов. В этих случаях переселенцам до последнего времени не выданы трудкнижки, трудодни не учитываются и вообще не создаются нормальные бытовые условия. Имели место факты неприязненного отношения к переселенцам, оскорблений и, в отдельных случаях, даже издевательств и избиений. (Б.-Александровский, Ст[аро-]Каранский, Апостоловский, Терпеньевский, Никопольский, Бердянский, Любашевский районы). В результате отдельные переселенцы бросают колхозы, возвращаясь на родину. В последнее время такие явления в результате массовой работы почти прекратились.

В колхозе «Коминтерн» Апостоловского района председатель правления Ромащенко, бригадир Терещенко, полевод Водяник с ведома секретаря партячейки Кириленко разделяют враждебные взгляды ряда колхозников по отношению к прибывшим переселенцам. Последним не создаются нормальные бытовые условия. Неоднократно переселенцам вместо хлеба выдавалась вареная рожь и кукуруза. Без соответствующего разрешения им нельзя было заходить в канцелярию сельсовета и колхоза. За незначительные нарушения правил внутреннего распорядка бригадиры избивали переселенцев. Опоздавших на работу переселенцев не допускали к работе. В результате такое отношение привело к тому, что из 55 прибывших семейств 37 возвратились на родину. Последние даже не рассчитались с колхозом, в связи с чем до 8 тыс. трудодней, выработанных переселенцами, остались неоплаченными. Ромащенко, Терещенко, Водяник и другие преданы суду.

В колхозе им. Калинина Терпеньевского сельсовета Мелитопольского района завхоз Сидоренко, бригадиры Лаврентьев, Гнеуш, кладовщик Тимофеев, счетовод Сиваков и учетчик Андрющенко с ведома председателя] правления Мозоля издеваются над прибывшими с севера переселенцами. Последними не учитывались выработанные трудодни, сокращалась норма выдаваемого хлеба (вместо 1 кг переселенцы получали 300 г), умышленно перебрасывались на другие работы, чем сокращалась выработка. Указанные работники поощряли национальную травлю. В результате половина переселенцев возвратилась на родину. В колхоз всего прибыло 60 семей переселенцев. Виновные привлечены к ответственности.

В Любашевском районе пред[седатель] колхоза им. Буденного пытался обобществить привезенных переселенцами коров и овец. Своевременно принятыми мерами это было предотвращено.

В с. Н.-Павловке Б.-Александровского района со стороны бригадира Полусмяка отмечено неприязненное отношение к переселенцам. Полусмяк притеснял переселенцев, оскорблял их называя «кацапами», ругал площадной бранью и пр. (Полусмяк отстранен от работы).

В Б.-Белозерском, Акимовском и Криворожском районах в первые дни переселения имели место отказы отдельных колхозов от приема переселенцев. В колхозе «Перша вдача» Давыдовского сельсовета Акимовского района на общем собрании было вынесено постановление об отказе принять доприселенцев. Председатель] колхоза Бражко вел среди колхозников такие разговоры: «Нам переселенцев не надо, у нас и так не хватает земли».

В колхозе «Селянин» Б.-Белозерского района в результате отсутствия массово-разъяснительной работы общее собрание отказалось от принятия всех переселенцев и возбудило ходатайство об уменьшении плана доприселения на 50%, считая прибытие всех переселенцев обременительным для колхоза.

К/p кулацкие элементы в районах доприселения проводили антисоветскую агитацию с целью срыва и дискредитации переселения. Ими распространялись среди переселенцев различные провокационные слухи о голоде в районе, невозможности существования, плохих условиях работы в колхозах и пр. Под влиянием кулацкой агитации среди отдельных групп переселенцев отмечались нездоровые настроения и тенденции к возвращению на родину.

Характерна деятельность к/p кулацкой группировки, выявленной в Покровском районе. Из материалов следствия по ликвидируемой в Покровском районе к/p кулацкой группировке установлено, что руководитель последней — кулак Кривошлык — созывал специальное совещание, на котором обсуждался вопрос об оказании противодействия переселению. На этом же совещании Кривошлык поручил участнику группировки Соболю поджечь скирду колхозной соломы в момент раздачи переселенцам хлеба с тем, чтобы отвлечь внимание актива и, воспользовавшись этим случаем, разобрать хлеб из амбаров. Им же велась среди переселенцев усиленная агитация, подстрекал последних бросать колхозы и возвращаться на родину.

В ряде колхозов Зиновьевского, Н.-Украинского, Васильковского, Белолуцкого, Б.-Висковского, Беловодского, Сахновщинского, Н.-Псковского районов отмечены случаи разрушения и поджогов отремонтированных домов и краж имущества переселенцев. В некоторых случаях на месте преступления были застигнуты кулаки. В с. Игнатовка Н.-Украинского района отмечены факты разрушения отремонтированных домов. Раскулаченная Горбатенко была задержана в тот момент, когда вынимала в одном доме двойные рамы и двери. Горбатенко предается суду. В с. Александрополь Белолуцкого района кулак Каюда разбил в двух домах, предназначенных для переселенцев, 11 окон. Эти дома раньше принадлежали его родственникам — раскулаченным. Каюда арестован и привлекается к ответственности.

В последнее время большие размеры стало принимать неорганизованное переселение в южные районы Украины из ЦЧО, Черниговской и других областей. Многие переселенцы прибывают без всякого имущества и продовольствия, санобработке не подвергаются, что создает угрозу распространения заразных заболеваний. В Снегиревском районе после прибытия переселенцев зарегистрировано 8 случаев заболеваний тифом.

В Б.-Александровском районе на ж/д станциях наблюдается скопление переселенцев, прибывающих в неплановом порядке, которые по нескольку суток остаются на станциях в холодных помещениях, т.к. в колхозы их не принимают. Так, например: на ст[анции] Блакитное 8 семей переселенцев продолжительное время находились в холодном помещении и голодали. Последние размещены в одном из колхозов района.

В Решетиловском районе в числе прибывших из ЦЧО в неплановом порядке переселенцев оказались вычищенные из колхозов кулаки, которым отказано в приеме. То же отмечено в Снегиревском и других районах. Фильтрация переселенцев, прибывших в неорганизованном порядке, продолжается.

Райаппаратами ГПУ на местах была оказана большая помощь в вопросах организации приема и перевозок переселенцев; немедленно устранялись все вскрываемые недочеты, проводилась мобилизация транспорта, принимались меры к упорядочению разгрузки и охраны имущества, перебрасывались строительные материалы и т.д. Виновные в срыве и саботаже приема переселенцев привлекались к ответственности. По неполным данным, всего привлечен к ответственности 91 чел., из них: за срыв и саботаж приема переселенцев — 28, за срыв ремонта жилых помещений — 9, за грубое обращение, избиения и издевательства над переселенцами — 16, за хищение имущества и разрушения домов — 13, за поджоги домов переселенцев — 4, за к/p деятельность — 21. По всем вскрытым недочетам информировался ЦК КП(б)У.

Врид нач. СПО ГПУ УССР Козельский

Врид нач. 3 отделения СПО Карпейский