Из спецсообщения ПП ОГПУ по Московской области о недочетах в реализации помощи бескоровным колхозникам. 15 октября 1933 г.
№ 151
Постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР о помощи бескоровным колхозникам39 в ряде районов области реализуется медленными темпами. В Веневском районе до сих пор даже не составлен план снабжения скотом бескоровных. В Рижском районе местные организации не развертывают достаточной массово-разъяснительной работы вокруг постановления. В результате колхозники и единоличники не знают условий продажи телок и относятся к этому мероприятию в некоторых случаях отрицательно [...] Вследствие неудовлетворительной массово-разъяснительной работы имеют место факты отказов колхозников и единоличников от продажи и контрактации телок и предъявления рваческих требований. Отказы мотивируются, главным образом, нежеланием продавать по конвенционным ценам. В Пятниковском и Урдовском колхозах (Блатомского района) колхозники соглашаются продавать только по рыночной цене или в обмен на хлеб. Единоличники этого района ни одной телки до сих пор не продали бескоровным. В Шелемшевском колхозе (Ряжский район) колхозники категорически отказались контрактовать телят, соглашаясь продавать их только за «настоящую цену» или в обмен на промтовары. Такое же положение отмечено в колхозе «Завет Ильича» того же района и в колхозе с. Веретье Спасского района. Председатель колхоза «Серп и молот» (Узловский район) отказался представить сведения о наличии телок у колхозников, саботируя реализацию постановления ЦК ВКП(б) и СНК.
Наряду с отказами от продажи телок отмечен и ряд фактов нежелания бескоровных колхозников приобретать телок, мотивируемых недостатком кормов и боязнью мясо- и молокопоставок. В Афонинском колхозе (Нерльский район) бескоровный Воробьев отказался брать телку под предлогом отсутствия кормов. По тем же причинам не пожелали покупать телок колхозник д. Саламосово (Дедиловский район), колхозник колхоза «Красный борец» (Сараевский район). В Воронинском колхозе (Зарайский район) из четырех бескоровных трое отказались от телок, ссылаясь на недостаток кормов. В Квасьевском колхозе (Елатомский район) часть бескоровных относится недоброжелательно к предлагаемой им помощи, заявляя: «Зачем нам заводить телок, с ними хлопот не оберешься, замучают всякими заготовками. Выгоднее расширить стадо МТФ и оттуда брать без всякой канители молоко». В Троице-Годинищевском, Давыдковском и Троице-Лыковском колхозах Кунцевского района 45 бескоровных колхозников категорически отказались от покупки телок, мотивируя это отсутствием кормов (район обеспечен грубыми кормами только на 25%). Целый ряд других колхозников считает невыгодным приобретение телок, предпочитая после распределения доходов и урожая купить сразу коров. В Ново-Велинском, Никулинском и Старниковском колхозах (Бронницкий район) воздержались от получения телок 4 хозяйства. № 0157.
Радзивиловский
39 Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О помощи бескоровным колхозникам в обзаведении коровами» от 14 августа 1933 г. предусматривало организацию в течение 1933 г. государственной помощи бескоровным колхозникам Украинской, Казахской и Белорусской ССР, Северо-Кавказского, Нижне-Волжского и Дальневосточного краев, Центральной Черноземной, Московской, Западной и Уральской областей, а также Средней Азии в деле приобретения ими на льготных условиях 1 млн телок. С этой целью у колхозов, имеющих обобществленное стадо, и у молочно-товарных ферм колхозов предполагалось приобрести 228 тыс. телок в возрасте до 8 месяцев, у единоличников в порядке закупки с предварительной контрактацией — 772 тыс. Государственная помощь оказывалась в первую очередь бескоровным колхозникам-ударникам. Государство выделило 35 млн руб. для оказания кредитной помощи маломощным бескоровным колхозникам. Государственный денежный кредит составлял в среднем 50% от стоимости телки с рассрочкой погашения до одного года (Коллективизация сельского хозяйства. Важнейшие постановления Коммунистической партии и советского правительства. С. 465—467). 5 ноября 1933 г. СНК СССР и ЦК ВКП(б) приняли подобное постановление, распространив его действие на колхозников Карельской, Башкирской, Татарской, Крымской, Якутской АССР, ЗСФСР, Ленинградской и Ивановской областей, Горьковского, Северного, Западно-Сибирского и Восточно-Сибирского краев.