Из докладной записки ПП ОГПУ по НВК о бандпроявлениях на территории края. 25 июня 1933 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1933.06.25
Метки: 
Источник: 
Советская деревня глазами ВЧК-ОГПУ-НКВД. 1918—1939. Документы и материалы. В 4-х т. / Т. 3. Кн. 2. стр. 431-433
Архив: 
ЦА ФСБ РФ. Ф. 2. Оп. 11. Д. 880. Л. 86-91. Подлинник

№ 129

Начиная с весны текущего года и до последнего времени, в ряде районов НВК мы фиксируем организованное объактивление бандитско-повстанческого элемента. Особо активная деятельность противника отмечается в казачьих районах: Кумылженском, Алексеевском, Урюпинском, Березовском, Серафимовичском, Михайловском, Фроловском, а также в районах Балашовского и Саратовского секторов и в отдельных населенных пунктах Калмобласти и Немреспублики.

Как правило, инициаторы и руководители бандповстанческих образований свои кадры концентрируют в лесных массивах, степях и балках, откуда ведется среди населения близлежащих населенных пунктов работа по вербовке новых кадров.

Комплектование бандобразований идет в основном за счет бежавшего из мест ссылки и домов заключения осужденного и находящегося под следствием кулачества и бандитско-белогвардейского элемента, в том числе лиц тех же категорий, скрывающихся от репрессий. От отдельных грабежей колхозников, активистов руководство более крупных бандобразований ведет активную деятельность в направлении: а) подготовки практического проведения террористических актов над районным, сельским совпартактивом и отдельными активистами-колхозниками; б) расширения своих кадров путем усиленной обработки и привлечения на свою сторону кулацко-белогвардейских и бывших бандитских элементов, а также беглого и скрывающегося от репрессий к/p элемента, ставя своей задачей через посредство объединения мелких бандитских групп создать более мощные к/p образования на предмет вооруженного выступления против соввласти; в) попыток со стороны руководства отдельных образований установления деловых связей с другими бандгруппами и бандшайками; г) подготовки налетов на местные дома заключения с целью освобождения содержащегося под стражей кулацко-белогвардейского элемента и привлечения его на свою сторону; д) изыскания оружия, находящегося у населения, с тенденциями посредством налетов на милицию, Осоавиахим и оружейные склады райвоенкоматов вооружиться за счет последних.

«Михеев передо мной выставил метод борьбы с соввластью — проведение индивидуального террора на селе, в первую очередь наметил убить председателя сельсовета Панкратова за его активную работу. Необходимость проведения террора я подтвердил, предупредив его в этом отношении действовать осторожно». (Показан[ия] обвиняемого Трифонова Д.Г. по делу «Донской Запал».)

«В первых числах апреля по заданию участников бандруппы Саламатиным Василием в хут. Ольховском был облит керосином, смешанным с бензином, амбар с семенным материалом, который Саламатин должен был сжечь. Наряду с этим намечали проводить террор над активистами и представителями власти. Персональным исполнителем этого, я знаю, был Соловьев Михаил Иванович, который в мае зарезал колхозника-активиста Сысоева Петра». (Показан[ия] обвин[яемого] Ерошенкова по делу «Донской Запал».)

«Учтя напряженное политическое состояние села, недовольство казачества к власти, я стал активно развивать свою деятельность по созданию бандитско-повстанческой группы, будучи убежденным в том, что через посредство мелкобандитских групп, с которыми я стал бы оперировать по районам, разрушать железнодорожные пути, сооружения, склады и т.п., тем самым вызвал бы массовое восстание среди казачества против соввласти». (Показания обвин[яемого] Трифонова по делу «Донской Запал».)

«Изнаиров и другие организовали, поставив перед собой задачу — освободить из-под стражи арестованных путем обезоруживания конвоя, затащить в камеру дежурного милиционера, отобрать у него оружие, открыть другие камеры, после чего произвести налет на райаппарат ОГПУ и другие учреждения. Организовав крупную шайку, двинуться на Балашов, где освободить содержавшихся под стражей в ИТУ 6 тыс. чел., после чего развить дальнейшее действие по свержению соввласти». (Показания обвин[яемого] Морозова по делу «Сапожковцы».)

«На вышеуказанном бандсъезде обсуждался вопрос о заготовке оружия, где и постановили — оружие изыскивать в Сталинграде и Камышине, а «Цыганенок» предлагал достать сонных капель, чтобы усыплять коммунистов и милицию, после чего брать у них оружие без боя». (Показания обвин[яемого] Маслиева по делу «Черные вороны».)

Следственные данные по ликвидируемым бандповстанческим организациям и бандгруппам, говорят о том, что в ряде случаев действия банд направлены на подготовку вооруженных выступлений с целью свержения соввласти. В целях локализации, решительного пресечения в деятельности противника, с самого начала организованного сопротивления бандповстанческого элемента нами была всемерно активизирована, соответствующе перестроена оперативная работа. В результате проделанной за май и первые две декады июня с.г. работы нами вскрыто и ликвидировано:

1. Бандповстанческих организаций — 3, по ним арестовано — 218 чел. Из них: а) беглого к/p элемента (скрывающегося в лесу) — 126; б) кулаков — 63; в) кратированных — 21; г) служащих — 7; д) быв. бел[ых] офицеров — 1. Изъято оружия при операциях — 33 единицы. 2. Банд-групп политич[еского] характера — 5. По ним всего арестовано — 109 чел. Изъято оружия при операциях — 5 един[иц]. Изъято бандодиночек — 68 чел. У них изъято оружия — 2 един[ицы]. Всего за указанный период изъято бандэлемента — 505 чел. Изъято оружия за тот же период — 46 един[иц].

Изъятые по своему соцсоставу представляют из себя скрывающийся от репрессий кулацко-бандитский, белогвардейский элемент, бежавший из ссылки и домов заключения, и бывших бандитов. Состоящие на учете и действующие на сегодня бандгруппирования по своему характеру и содержанию несколько отличны от уже ликвидированных, отличие их определяется: меньшей численностью, с одной стороны, и большим упором на уголовную (грабеж) практику.

На сегодняшний день мы имеем в оперативной разработке действующих бандгрупп — 20. Из них: вооруженных — 10, с количеством участников — 131 [чел.]. Банд[итско]-кулацкого и репрессированного элемента, занимающегося грабежами и хищениями и проявляющего тенденции к сколачиванию бандгрупп и образований — 320. По неточным данным, вооружение действующих бандгрупп и бандитствующего элемента состоит из 44 един[иц], главным образом, охотничьи оружья и обрезы.

Деятельность разрабатываемых бандгруппирований и бандитствующего элемента заключается в грабежах и хищении имущества, скота и продовольствия, [у] колхозов и населения, в совершении терактов над совпартработниками и активистами-колхозниками. Имел место налет банды Натырова на Берлинский сельсовет и разгром последнего (уничтожены документы, захвачены деньги и разогнаны работники). Одновременно в ряде случаев фиксируется тенденция к сколачиванию бандгрупп с целью создания активных бандобразований, способных вести и вооруженную борьбу против соввласти.

Дальнейшие наши мероприятия сводятся к следующему:

1.   В пунктах, пораженных бандитизмом, и в местах скопления беглого и скрывающегося бандэлемента работают опергруппы с задачей немедленного выявления и ликвидации бандгрупп.

2.    Лесные массивы, где возможны появления и скопления бандэлемента, обеспечены постоянным наблюдением.

3.    Развернута работа по бандкадрам и быв. бандруководству.

4.    Ведется активная оперативная работа по выявлению и изъятию скрывающегося и бежавшего из домзаков и ссылки к/p элемента, являющегося основным кадром, пополняющим ряды бандобразований.

5.    В целях предотвращения пополнения бандкадров за счет репрессированного к/p кулацкого и белогвардейского элемента, находящегося на лесоразработках, приняты меры к их немедленному удалению с этих работ и водворению в места заключения.

6.    Приняты меры к качественному и количественному усилению охраны мест заключения и оружейных складов.

Вся сумма наших оперативных мероприятий направлена в основном к тому, чтобы ударно на коротком отрезке времени парализовать бандповстанческие проявления со стороны к/p кулацко-бандитского и белогвардейского элемента в крае.

Весь бандитствующий элемент на территории края в основном представляет из себя беглых из ссылок и мест заключения кулаков, беглых осужденных и репрессированных, к/p и уголовный элемент. Эти кадры и являются основной базой для формирования бандповстанческих образований. В связи с тем, что бегство этих контингентов из лагерей, мест ссылок, ИТУ и т.д., благодаря неудовлетворительной охране и, видимо, безответственности лиц и учреждений, отвечающих за охрану, продолжается и тем самым создает предпосылки к росту бандбазы. Со своей стороны, считаю необходимым просить ОГПУ принять перед соответствующими центральными органами (Прокуратура Союза и т.д.) меры по предотвращению побегов заключенных.

Полномочный представитель ОГПУ по НВК Рудь

Вр. нач. ОО ПП ОГПУ НВК Лисицын