Записка по прямому проводу зам. председателя ОГПУ Г.Г. Ягоды всем ПП ОГПУ об изъятии спекулянтов-перекупщиков. 16 сентября 1932 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1932.09.16
Метки: 
Источник: 
Советская деревня глазами ВЧК-ОГПУ-НКВД. 1918—1939. Документы и материалы. В 4-х т. / Т. 3. Кн. 2. стр. 194-195
Архив: 
ЦА ФСБ РФ. Ф. 2. Оп. 10. Д. 1. Л. 6. Заверенная копия.

№ 41

Приказом председателя ОГПУ № 530 от 15 августа предлагалось развернуть с 10 сентября операцию по изъятию спекулянтов-перекупщиков и каждую декаду доносить об оперативных действиях, их результатах и о развертывании на местах совхозно-колхозной торговли. Последующей директивой ЭКУ № 546118 уточнялось, какие именно сведения должны представляться периферийными органами ОГПУ. Между тем, на 15 сентября операция проведена только по 14 краям, донесения о ходе торговли представлены только 6 ПП.

Приказываю: 1) Немедленно развернуть работу по изъятию спекулянтов-перекупщиков, донеся о ходе изъятия немедленно [по прямому] проводу, а по окончании какой-нибудь крупной операции представить подробную докладную записку. 2) Работу по изъятию спекулянтов рассматривать не как кампанию, а как постоянную, возложенную на ОГПУ специальным декретом правительства, [в] связи [с] чем рассматривать эту работу как общую задачу органов ОГПУ, а не отдельных ведомств. 3) Особо следить за точным выполнением в срок установленной подекадной отчетности, руководствуясь директивой ЭКУ № 546 от 31 августа. № 313532.

Ягода

18    Циркуляром ОГПУ от 31 августа 1932 г. № 546/ЭКУ «О борьбе со спекулянтами и перекупщиками», направленном по подразделениям ЭКО во все ПП и ГПУ Якутии, предлагалось внесение корректив в информацию по поводу развертывания колхозно-совхозной торговли. Ранее в соответствии с циркуляром № 530/ЭКУ от 15 августа этого же года предусматривалось готовить специальные доклады (донесения).

Было признано целесообразным сделать необходимые уточнения в информации о категориях спекулянтов-перекупщиков и также методов их преступной деятельности. Так, в ходе отчетности с мест о репрессированных спекулянтах следовало разделять их на две группы: «прячущихся за спиной посредников» и «непосредственно выступающих на рынке». В свою очередь, обе группы должны были быть классифицированы по следующим социальным категориям: 1. Бывшие и настоящие торговцы. 2. Кулаки и раскулаченные. 3. Лица без определенных занятий. 4. Деклассированные и уголовные элементы. 5. Кустари. 6. Сезонные рабочие. 7. Рабочие. 8. Служащие торгово-кооперативной сети, обслуживающей колхозную торговлю, связанные со спекулянтами и перекупщиками.

Относительно методов деятельности спекулянтов предлагалась следующая классификация: 1. Образование групп. 2. Выступление под ширмой фиктивных артелей. 3. Организация очередей у коммерческих магазинов. 4. Перепродажа промтоваров по сильно повышенной цене. 5. Специализация спекуляции отдельных лиц и групп с товарами (мука, мясо, промтовары). 6. Размер оборотов спекулянтов.

Органы ОГПУ обязаны были отмечать факты преступных связей работников госторговли и кооперации с перекупщиками, сообщать о результатах борьбы со спекулянтами (уменьшение спекуляции, снижение цен на сельхозпродукты), о благоустройстве базаров, торговле «встречными» промтоварами и другие явления.

В заключении отмечалось, что начальники подразделений ЭКУ на местах будут нести персональную ответственность за несвоевременную информацию центра, так как она имеет важное значение для «директивных органов» (ЦА ФСБ РФ. Ф. 66. Oп. 1. Д. 261. Л. 457—458).