V. Участковый и диспансерный метод обслуживания населения
Самым больным местом в организации медицинской помощи во всех без исключения капиталистических странах является медицинская помощь сельскому населению. Об этом пишет Трумэн в своем, упомянутом выше, послании конгрессу, указывая, что в 1200 округах, с числом жителей в 15 миллионов человек, либо совершенно нет больниц, либо состояние их таково, что они не удовлетворяют даже минимальным требованиям, предъявляемым к больницам. Полную неудовлетворительность постановки медицинского дела в сельских местностях вынуждены были признать и буржуазные политики, и медицинские деятели. Вопрос об этом был поставлен еще в 1934 г. в Гигиенической секции Лиги наций. Сообщения из разных стран давали секции тревожные сигналы. Обследование положения дела, произведенное в разных странах, обнаружило катастрофическое положение: сельские жители были почти лишены медицинской помощи; врачи из сельских местностей убегали в крупные города; на селе оставались лишь врачи, большею частью старики, которые не в состоянии были переменить место жительства.
Гигиеническая секция Лиги наций решила поставить вопрос об обслуживании сельских жителей на ближайшей международной конференции и представить доклад о необходимых мероприятиях. Был составлен доклад на разных языках, была назначена международная конференция на 1939 r., но она так и не состоялась. Нападение фашистов на Польшу сорвало эту конференцию.
Какие же меры предлагались в докладе?
Е. Н. Якубова в своей диссертации „Передовая роль России в организации медико-санитарного обслуживания сельского населения“ приводит сопоставление текста доклада для конференции с известным трудом Осипова, Эрисмана и др. („Сборник русской земской медицины"), идеи которого так популяризировал в заграничной печати энтузиаст, поклонник земской медицины проф. Ф. Ф. Эрисман. Поражает совпадение обоих этих документов по их содержанию и положенным в их основу принципам. Наши земские врачи настаивали на том, что в основу организации сельского здравоохранения должен быть положен участковый принцип: должны быть созданы врачебные пункты (больницы амбулатории), которые должны обслуживать население определенного участка; что именно с создания таких участковых пунктов надо начинать и они должны служить „воротами" не только лечебной, но и санитарной деятельности; что нельзя проводить санитарию на селе, не создав в сельских местностях участковых опорных пунктов.
Именно эти идеи и воспроизводит доклад Гигиенической комиссии, иногда повторяя тезисы Осипова и др. текстуально, как видно из следующего сопоставления:
„Нормальное устройство земской медицины должно предшествовать и co- действовать санитарному изучению губернии. Каждая лечебница, открывающая двери для лечебной помощи, является в то же время первой статистической инстанцией... для наблюдения за санитарными условиями народной жизни". (Текст Осипова, Эрисмана и др.).
„La politique médico-soсiale a la campagne doit débuter par l'organisation des soins médicaux...C'est aussi le moyen d'ouvrir la porte par laquelle doit pénétrer la médecine préventive". (Текст доклада гигиенической конференции Лиги наций.)
Таким образом, участковый принцип, впервые примененный в нашей стране земской медициной еще в дореволюционное время, должен был получить международную апробацию. Заслуга применения этого принципа на практике принадлежит нашей стране.
Советское здравоохранение продолжило это здоровое начало, радикально улучшив применение этого правильного принципа.
Прежде всего в это дело было внесено плановое начало: в земское время господа положения—земцы (в подавляющем большинстве дворяне 1) насаждали участки, руководясь не планом обслуживания сельского населения, а соображениями побочного характера: близостью к усадьбе влиятельного помещика, наличием свободной (обычно негодной для земледелия) земли и т. д. Советское здравоохранение строило и строит участковую сельскую медицину, руководясь плановым началом: общедоступностью помощи населению, лучшим обслуживанием ведущих сельскохозяйственных и промышленных предприятий в данной местности, санитарно-эпидемиологическими соображениями, рельефом местности, занятием жителей и т. д. Так строилась и строится участковая сеть.
Советское здравоохранение расширило и улучшило применение этого принципа: он применяется для обслуживания не только сельского, но и городского населения. Городская амбулатория, поликлиника, больница работают также по участковому принципу. Это дает возможность лечащему врачу лучше знать свой участок, условия труда и быта своего населения, выявлять часто и длительно болеющих, знать своих пациентов, проводить не только лечебные, но и профилактические мероприятия, лучше бороться с возникновением и распространением заразных болезней и т. д. Участковый врач делается, таким образом, „домашним" врачом, другом семьи. Знание своего участка и жителей его дает возможность лучше распознавать и лечить болезни. Участковый принцип целиком оправдывает себя и в городской деятельности. Применение участкового принципа нашло особо совершенную и законченную форму в системе советских диспансеров. Учреждения, называемые диспансерами, существуют во многих капиталистических странах, но содержание работы этих учреждений в корне, принципиально отличается от содержания работы советских диспансеров.
Советский диспансер: 1) обеспечивает наиболее совершенную постановку диагноза и высококвалифицированную лечебную помощь специалистами, 2) организует общественность для борьбы с заболеванием, 3) проводит мероприятия по оздоровлению труда и быта населения, 4) ведет обязательную широкую санитарно-просветительную работу, 5) обеспечивает пользование подсобными учреждениями (диетстоловыми, ночными и дневными санаториями, детскими площадками) и, наконец, 6) организует дальнейшее лечение больного (в больнице, санатории, на курорте), если таковoe необходимо.
Диспансеры работают активными методами: они не довольствуются лечением обращающихся к ним больных, — они выявляют больных, принимают меры к лечению начальных стадий заболеваний, к ликвидации очагов туберкулеза. Патронажная работа диспансеров, т. е. систематическое наблюдение за больными, приносит огромную пользу. Ибо нет сомнения, что чем раньше выявлено заболевание, тем больше шансов на его быстрое излечение.
Таким образом, в советском диспансере находит свое развернутое выражение синтез профилактической и лечебной деятельности. Изучая труд и быт населения своего района, причины и условия возникновения тех или иных заболеваний, диспансер принимает меры к предупреждению распространения заболеваний, к оздоровлению условий труда и быта населения. Оказывая квалифицированную лечебную помощь, связываясь с другими лечебно-профилактическими учреждениями, диспансер успешно ликвидирует заболеваемость, т. е. выполняет лечебно-профилактическую роль. Вот в чем сущность советского диспансерного метода работы. Не только больной, но и здоровый является объектом наблюдения и заботы диспансера. Ничего подобного нет в деятельности „диспансеров" капиталистических стран. Они не занимаются профилактикой. Они даже, как правило, не лечат.
Не забудем самого главного, что диспансер в СССР — государственная организация, обязанная по своей специальности обслуживать все население данного участка, а не филантропическое учреждение, как в ряде капиталистических стран, обслуживающее население „постольку-поскольку".
В значительной мере именно этой стройной организации диспансерной работы СССР обязан теми успехами, которые имеются в нашей стране по борьбе с туберкулезом, венеризмом, онкологическими, нервно-психическими и другими заболеваниями, по борьбе с детской заболеваемостью и смертностью и т. д.
1 Boт социальный состав губернских земских управ в 1903 г.: дворян 94,1 %, крестьян 2,0%, разночинцев 3,9%.