Спецсводка № 3 СПО ОГПУ о состоянии кулацкой ссылки на 9 августа 1931 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1931.08.09
Источник: 
Советская деревня глазами ВЧК-ОГПУ-НКВД. 1918—1939. Документы и материалы. В 4-х т. / Т. 3. Кн. 1. стр. 721-725
Архив: 
ЦА ФСБ РФ. Ф. 2. Оп. 9. Д. 539. Л. 279—288. Заверенная копия.

№ 259

Уральская обл.

Хозустройство

В настоящее время на территории Уральской обл. находится до 120 тыс. семей спецпереселенцев, что составляет около 600 тыс. чел. Расселены они в основном на территории быв. округов Пермского, [Н.-]Тагильского, Ирбитского, Тобольского, Свердловского, Соликамского, Коми-Пермяцкого. Жилстроительство в местах расселения до сего времени находится в неудовлетворительном состоянии, планы строительства в ряде районов фактически сорваны. Серебрянским ЛПХ выполнено 5,7%, Пашийским — 2,5%, Косинским — 1,8%, Чумовским — 4% и т.д.

Несмотря на неоднократные решения областных руководящих организаций о форсировании строительства, это важнейшее мероприятие хозорганизациями всячески тормозится (в особенности, Ураллесом и Уралрыбтрестом). В Надеждинском районе ни одна хозорганизация плана строительства не выполнила. В Чердынском районе из 1 тыс. домиков построено только 484. Несмотря на это, Чердынский леспромхоз систематически  отказывает в выделении рабочей силы. В Тавдинском районепостановлением РИКа и РК ВКП(б) леспромхоз был обязан к 1 июня выполнить план  строительства на 70%. Однако, несмотря на имеющиеся возможности, не только план строительства, но даже подготовительные работы не были закончены. То же самое отмечается и по ряду других районов.

Причинами систематического невыполнения строительства являются:

а)    стремление хозяйственников использовать рабочую силу на работах, не относящихся к строительству;

б)    отсутствие подготовительной работы со стороны хозорганизаций;

в)    запоздание (по вине Ураллеса) с высылкой планов и проектов строительства;

г)    затягивание выдачи соответствующих кредитов;

д)    необеспеченность ряда ЛПХ стройматериалами и инструментами.

Отмечаются факты примиренческого отношения со стороны руководящих организаций отдельных] районов к отставанию темпов строительства: «Если за это (строительство) привлекать к ответственности, то, пожалуй, в районе и совсем не останется работников, всех пересудим и пересадим, а их и так острый недостаток» (Таборинский райком ВКП(б)). «Наше дело — выполнять план рыбозаготовок, а строительство нас не касается, мы за него не отвечаем» (Березовский район, руководитель Рыбтреста Смолин).

В результате, по целому ряду районов размещение спецпереселенцев произведено в совершенно не приспособленные помещения (старые бараки, овощехранилища, кирпичные сараи и т.д.). В Каменском районе часть спецпереселенцев размещена в старых бараках и в палатках. 62 семейства живут в овощехранилище. 75% — расквартированы на Логовском руднике в бараках без крыш. В Карагайском районе спецпереселенцы размещены по баракам в невероятной тесноте и скученности. В одном из бараков, рассчитанном на 200 чел., помещается 358 чел. В другом, вместо 150 чел., находится 226 чел. В том же районе 384 чел. размещены в кирпичном сарае. В Калатинском районе 2088 чел. размещены в 5 бараках, в бараках устроены сплошные двухъярусные нары, столы и скамейки отсутствуют, и спецпереселенцы все делают на своих нарах.

В части продовольственного снабжения кулацкой ссылки дело обстоит также плохо. Местные торгово-кооперативные и хозяйственные организации до сего времени не перестроили своей работы в области снабжения кулацкой ссылки продовольствием и в результате в целом ряде районов спецпереселенцы буквально голодают, употребляют в пищу траву, древесину и т.д.

Тавдинский район. Для нетрудоспособного контингента никаких фондов не имеется. На курене Б. Пустынь спецпереселенцы 3 недели не получали никаких продуктов. На урочище Щучье 16 спецпереселенцев, находясь в течение 5 дней на работе, не получили никаких продуктов питания и голодали.

Надеждинский район. В четырех крупнейших участках ссылки наблюдались систематические перебои в снабжении хлебом. Спецпереселенцы питались сухой травой, листьями, опильной мукой, древесными шишками и др. суррогатами.

Кытлымский район. 9989 чел. нетрудоспособных спецпереселенцев в течение года совершенно не получали продуктов питания и систематически голодали.

Ивдельский район. Ряд поселков продуктов питания совершенно не получал. Спецпереселенцы систематически употребляют в пищу крапиву, мох и т.д.

Н[ижне]туринский район. Полученные 3 вагона муки для спецпереселенцев распоряжением председателя правления ЦРК были израсходованы на коренное местное население. Спецпереселенцы ничего из них не получили и голодали.

Подобного рода факты отмечены и по другим районам. Медицинское обслуживание спецпереселенцев не налажено, существующая сеть лечебных учреждений совершенно недостаточна, а строительство новых незначительно и идет недопустимо медленно. Отмечается отсутствие врачей, лекпомов, фельдшеров и полное отсутствие медикаментов. Со стороны местных организаций внимания медобслуживанию переселенцев не уделяется, а в отдельных случаях отношение местных организаций к переселенцам принимает совершенно недопустимый Характер.

Туринский район. Секретарь партячейки прииска Косья в отношении обращающихся за медпомощью спецпереселенцев дал врачу установку: «Гоните спецпереселенцев к чертовой матери». В результате, в силу плохих жилищно-бытовых условий, продовольственных затруднений и скверного медобслуживания, по ряду районов ссылки отмечается развитие эпидемических заболеваний и усиление смертности.

Ивдельский район. В пос. Конда отмечены 19 случаев заболевания сыпным тифом. Заболеваемость сыпным и брюшным тифом отмечена в Надеждинском, Н[ижне]туринском, Кизеловском и др. районах.

В Тавринском районе 70% спецпереселенцев больны желудочными заболеваниями (главным образом, дизентерией).

Хозиспользование спецпереселенцев

Основными хозорганизациями, использующими труд спецпереселенцев, являются: Ураллес, Уралрыбтрест, Цветметзолото, Уралуголь, Уралруда, Бостокосталь. Спецпереселенцы в большинстве заняты на лесоразработках, угольных копях и добыче стройматериалов. Остальные — по с/х колонизации, дорожным работам, торфоразработкам и т.д. В области использования спецпереселенцев также отмечается ряд существенных недочетов. По данным Лесоуправления, общий процент использования спецпереселенцев составляет 83%. Стопроцентного использования спецпереселенцев достигли только немногие ЛПХ (Чердынский, Пашинский, Серебрянский). Большинство же леспромхозов использует спецпереселенцев только на 60—70%, а отдельные — даже на 32% (Колвинский ЛПХ). Многие спецпереселенцы не используются совершенно и об этом хозяйственники даже не знают, так как в большинстве районов учет рабочей силы и ее использования не существует. В ряде случаев не существует расценок на работы, не установлен рабочий день, нет определенных норм, несвоевременно выдают зарплату и т.д. По значительному числу районов труд женщин и подростков совершенно не используется, в других же районах они работают наравне со всеми.

Ирбитский район. Подразделение труда и нормы выработки для мужчин, женщин и подростков не существуют. Подростки (13—15 лет) работают на тяжелых работах по рытью котловин, на подноске кирпича и др. тяжелых работах по 8 час. в день. Учета задолженности спецпереселенцам нет, хотя некоторым зарплата не выдавалась уже по 3—4 месяца.

Петропавловский ЛПХ. Учета никакого нет, задолженность спецпереселенцам установить невозможно, оплата труда им неизвестна.

Еманжелинский район. Спецпереселенцы используются на постройке ж/д ветки. Норма выработки не установлена, зарплата с апреля с. г. не выдавалась, никакого учета труда не существует.

Чусовский район. 8-часовой день рабочий день не соблюдается, спецпереселенцев заставляют работать по 12 часов. Спецодежда не выдается. Нормы выработки и расценки неизвестны. Зарплата в течение длительного времени не выдается. Всякий учет труда отсутствует, рабочих систематически обсчитывают.

Такое же положение наблюдается и по другим районам. Многие из хозяйственников смотрят на спецпереселенцев как на мускульную силу, подлежащую безжалостной эксплуатации. Уверенность некоторых из них в том, что «кулак — бесправный, защищать его некому», привели к ряду безобразных явлений. Многочисленные случаи издевательства, работа сверх меры и т.д. — в некоторых районах области стали рядовым явлением и некоторые хозяйственники открыто заявляли, что их политика преследует физическое уничтожение спецпереселенцев. Отсюда — исключительная эксплуатация спецпереселенцев, поощряемая ответственными руководящими работниками.

«На основе директивы Сталина, Молотова увеличение норм — минимум две средние дневные нормы выработки — вашему леспромхозу устанавливает [в] кубометрах… (Отточие документа). Для кулаков данные нормы обязательно увеличить [на] 50%». (из телеграммы председателя Ураллеса Советникова и председателя обкома союза Дмитрина от 25 февраля 1931 г.). «Не выпускать спецпереселенцев из делянок до тех пор, пока не выполнят норму. Сделать все, но заставить спецпереселенцев работать»(приказ № 303 директора Надеждинского ЛПХ Арефьева). «Передо мной представители ЛПХ и Ураллеса ставили  вопрос так: пока спецпереселенцы не выполнят нормы в 6,5 кбм, из леса их не выпускать. Разницы между мужчинами и женщинами в нормах не было» (показания зав. Денижским участком Петропавловского ЛПХ Юдина).

В результате подобных установок по целому районов имели место такие явления, как ненормально высокие задания, использование труда детей, нетрудоспособных, беременных женщин и т.д. наравне со здоровыми мужчинами, моральные и физические издевательства, избиения, убийства, запутывание отчетности и т.д. В этом отношении характерна работа в Петропавловском ЛПХ: «При исключительном нажиме спецпереселенцы первое время, работая день и ночь, выполняли эти нормы, а впоследствии, обессиленные, этих норм выполнить не могли, и были такие случаи, что возвращаясь с работы, падали и умирали (на одном небольшом участке за март умерло 30 чел.). К концу зимы из числа трудоспособных 50% стали нетрудоспособными. В виде репрессии за невыполнение норм спецпереселенца зарывали в снег, он убегал, его ловили и снова зарывали в снег» (показания зав. участком Юдина).

Настроение спецпереселенцев

Основная масса кулачества выражает желание работать, но требует улучшения условий существования. В тех районах, где хозобслуживание более или менее нормально, настроение в основном здоровое. Многие стремятся к хозяйственному обустраиванию, желают приобретать коров, лошадей, разводить огороды и т.д. Молодежь пос. Бурмантова на собрании вынесла резолюцию: «Переселенческая молодежь Бурмантовского лесопункта, работая на Урале 8 месяцев среди пролетариата, вполне убедилась в ошибках своих отцов и заявляет, что мы проклинаем старый быт, и как один, изъявляем желание защищать интересы СССР».

Такие настроения, однако, не являются решающими. В ряде районов политическое настроение спецпереселенцев полно ожидания войны и надежд на интервенцию. Со стороны авторитетов кулацкой ссылки и к/р элемента фиксируются повстанческие настроения и тенденции к организованной к/p работе. Отмечаются случаи открытого призыва к массовым побегам, организации банд и вооруженному восстанию.

Ивдельский район. Кулак Куприенко в разговоре с другими призывал последних быть готовыми к выступлению на случай войны и на этой почве отказываться от работы.

Златоустовский район. Кулак Дружинин среди других ссыльных агитировал: «Нам нечего бояться, нужно действовать: доставать оружие и освобождаться». Кулак Емельянов открыто призывал к организации банды, заявляя: «Организуем банду, я буду организатором этого дела, оружие я найду, подберем хороших ребят из раскулаченных и выступим. Иначе жить невозможно, надо действовать».

Тавдинский район. «Наше дело сейчас — вредить и вести борьбу против соввласти» (кулак Боровков). «Надо всеми силами помогать буржуазии и организовывать побеги» (с[пец]п[ереселенцы Бузедаль и Кузьменко). «Нужно бороться против соввласти и помогать иностранной буржуазии, надо больше вредить, агитировать, чтобы не вступали в колхозы и меньше работать» (кулак Волченков).

Подобные настроения еще больше подогреваются безобразиями в области жилищного строительства, продснабжения, хозиспользования и др. Активные к/p элементы заметно оживляются и усиленно проводят свою к/p работу, организуя побеги, массовые выступления и т.д. Под влиянием имевших место недочетов в хозустройстве и под руководством а/с э[лемента] отмечается усиленное бегство спецпереселенцев из места ссылки.

Ивдельский район. На 14 июня числится в бегах 173 чел.

Надеждинский район. За апрель—май бежало 783 чел., из них задержано только 260. Массовый характер бегства отмечается и по другим районам.

Резкое проявление к/p настроений спецпереселенцев находит свое отражение и в массовых выступлениях. Последние имеют распространение по ряду районов, отличаются большой длительностью и упорством. Наиболее характерными являются:

1. Кытлымский район. В пос[елках] Лобва и Черноярск 23—24 июня вновь прибывшие спецпереселенцы отказались выйти на работу и часть из них приступила к уничтожению имущества. 26 июня в пос. Черноярском спецпереселенцы выставили требования: а) установить 8-часовой раб[очий] день, выдать спецодежду, обувь, пищу; б) направить для работы на заводы; в) дать землю для обработки; г) увеличить пайки. В пос. Лобва выступавшие потребовали отправки на родину. Всего в выступлении принимало участие до 750 чел. Ликвидировано с прибытием вооруженного отряда.

2. Чердынский район. В дер[евнях] Яницар и Елифаново 23 июня толпа спецпереселенцев в 188 семей окружила здание сельсовета и заявила уполномоченному ОГПУ и райкоменданту в категорической форме об отказе от работы. Одновременно потребовала отправить их на родину и вернуть все имущество, отобранное при раскулачивании. Выступление продолжалось два дня, для ликвидации был выслан отряд в 24 всадника. Толпа бросала камнями в сотрудников ГПУ, пыталась задушить милиционеровобезоружить часть всадников и т.д. При ликвидации выступления двое из толпы были ранены.

3. Гаинский район. Прибывшие спецпереселенцы в количестве 200 семей отказались высадиться на берег, изломали палубы барж, сбросили в воду инструмент, прогнали конвой, подожгли лес и потребовали размещения их по жилым домам, а не по баракам. Выступление ликвидировано с прибытием вооруженного отряда.

4. Березниковский район. В 50 верстах от станции Яйва спецпереселенцы в количестве 1818 чел. отказались выйти на работу, требуя уменьшения норм выработки и отправки на родину. Выступавшие разгромили ларек, порвали телеграфные провода, избили десятника и пытались изготовить плот для побега. Выступление ликвидировано с прибытием вооруженного отряда.