Справка ИНФО ОГПУ об «основных недочетах, перегибах и искривлениях классовой линии» при проведении хлебозаготовок в Средне-Волжском крае по материалам на 25 сентября 1930 г. 27 сентября 1930 г.
№ 159
Значительное отставание СВК в темпах хлебозаготовок от соседних краев и областей в августе и недостаточное повышение темпов по ряду районов края в первой половине сентября, в основном, было обусловлено бездеятельностью и нечеткостью в работе районных и сельских организаций.
Во многих районах слабое развертывание хлебозаготовок было обусловлено ошибочной установкой районных организаций, начавших подготовку к хлебозаготовкам с определения продовольственных неприкосновенных норм для колхозов и единоличных хозяйств. Вокруг этого вопроса начались нескончаемые «дискуссии», сама постановка вопроса о нормах послужила поводом для кулацкой агитации против сдачи хлеба до «подсчета всего урожая», за установление явно преувеличенных норм и т.п. Агитация кулачества и зажиточной верхушки середнячества почти повсеместно нашла сочувственный отклик и поддержку среди значительных масс середнячества и бедноты.
Серьезные продзатруднения, охватившие в прошлом году целый ряд районов, и острый недостаток в данный момент промтоваров для стимулирования хлебозаготовок значительно осложняют положение. Не только единоличники, но и часть колхозов заняли выжидательную позицию, хлеб не вывозят, требуя разрешения вопроса о продовольственных нормах и отоваривании хлебозаготовок. Заготовки, в основном, шли за счет сдачи хлеба совхозами и колхозами.
В этой чрезвычайно сложной обстановке район[ные] организации, сельсоветы и сельские коммунисты не проявляют необходимой активности, ничего не противопоставляя широко развернувшейся антизаготовительной агитации кулаков и зажиточной верхушки середнячества, не принимая необходимых мер к преодолению нездоровых настроений среди единоличников и колхозников путем развертывания массово-разъяснительной работы и организации колхозной и бедняцкой общественности вокруг хлебозаготовок.
Значительные трудности развертывания хлебозаготовок вызывали, с одной стороны, хвостистские и оппортунистические настроения среди низовых совработников, сельских и районных парторганизаций и массы сельских коммунистов, а с другой стороны, вызвали рост перегибочных тенденций, в ряде районов вылившихся в голое администрирование, переобложение середняцко-бедняцких масс и отдельных колхозов заданиями.
Безобразные перегибы в отношении изъятия хлеба у середняка и бедняка в ряде случаев сопровождались явным послаблением кулацким и зажиточным хозяйствам.
Хвостистские и оппортунистические настроения среди работников низового соваппарата и сельских коммунистов
Наряду с общей бездеятельностью по хлебозаготовкам низового советского аппарата и общественных организаций села, мотивируемой занятостью уборочной и посевной кампаниями, наблюдаются многочисленные случаи уклонения сельсоветов и партийцев от участия в х[лебо]заготовках.
Принятие контрольных цифр и доведение их до села и двора нередко встречало противодействие со стороны сельских коммунистов и сельсоветов, голосовавших против принятия плана. Зарегистрировано много случаев отклонения пленумами сельсоветов контрольных цифр и срыва собраний, посвященных обсуждению плана. В отдельных районах застрельщиками срыва контрольных цифр были 25-тысячники, категорически отказывавшиеся выполнять распоряжения РК ВКП(б). В Борском районе быв. Самарского округа 25-тысячники заявили, что они, как посланные центром, «подчиняются только ЦК и райкомовские директивы выполнять не обязаны».
Борский район быв. Самарского округа. Председатель колхоза в с. Знаменка — 25-тысячник, московский рабочий, занимается систематическим пьянством. На вопрос председателя РИКа, как проходят заготовки в его сельсовете, Кругляков (председатель колхоза) заявил: «Выполнять задания рай[онной] пятерки я не буду, я, как посланный ЦК, добьюсь через центр установления желаемой колхозниками нормы сдачи хлеба». Говорилось это в присутствии беспартийных колхозников.
Председатель Гаранькинского колхоза, 25-тысячник, член ВКП(б) Ишутин выступил на общем сельском собрании против принятия контрольных цифр по хлебозаготовкам, заявив: «Хлебозаготовки ведут крестьянство, как в прошлом году, к голоду».
Председатель Куроповского колхоза, тоже член ВКП(б) и 25-тысячник Ребизов, член бюро партколлектива при Павловской МТС, сорганизовал вокруг себя трех 25-тысячников, уговорив их не подчиняться директивам РК ВКП(б). Один из председателей колхоза, 25-тысячник Воротников, за категорический отказ от хлебозаготовок был исключен партколлективом из партии. Райком постановление партколлектива не утвердил и выслал на место уполномоченного КК.
Кошкинский район Ульяновского округа. Среди работников сельсоветов наблюдается пассивное отношение к хлебозаготовкам. Никто ничего не делает, все члены сельсоветов всячески отлынивают от работы.
Майнский район быв. Ульяновского округа. В с. Игнатьевне на закрытом партсобрании все члены ВКП(б) голосовали против принятия контрольных цифр.
Кузнецкий район быв. Кузнецкого округа. Ряд партийцев, посланных на места для проведения хлебозаготовок, самовольно бросают работу и возвращаются из района.
Перегибы и искривления классовой линии
На фоне бездеятельности и сугубо оппортунистических настроений, у части районного и сельского советского и партийного руководства особо выделяются участившиеся за последнее время факты грубого искривления классовой линии в политике хлебозаготовок. До сего времени в большинстве районов не выявлены кулацкие хозяйства и не предъявлены им твердые хлебозаготовительные задания98. Некоторые низовые работники считают «нецелесообразным доводить до кулацких хозяйств твердые задания, т.к. это внесет дезорганизацию в хлебозаготовки» (Шигонский район быв. Сызранского округа).
В большинстве сел Марьевского района (быв. Самарского округа) твердые задания кулацким хозяйствам не предъявлены. Председатель Пиевинского сельсовета такое положение объясняет тем, что «неизвестно, имеются ли вообще в нашем селе кулаки». Работники сельсоветов Енаевского1* района недоведение твердых заданий до кулацких хозяйств объясняют занятостью в уборочной кампании. В с. Усть-Мурза Наскафтымского района (быв. Кузнецкого округа) член сельсовета на пленуме заявил: «С кулаками я друг, кулак такой [же] труженик, у нас в селе кулаков нет, мы все равны».
Политика покровительства кулачеству и отрицание его существования, почти как правило, сопровождается грубейшими перегибами в отношении части середнячества и бедноты, выражающимися в значительном переобложении как хлебными заданиями, так и с/х налогом ряда середняцких и бедняцких хозяйств. Обращают на себя особое внимание допущенные массовые перегибы в Соль-Илецком районе.
В Соль-Илецком районе при определении рай[онной] пятеркой контрольных цифр хлебозаготовок для сельсоветов не везде учитывалась гибель посевов. Так, например, на поселки Красноярский и Троицкий было наложено 25 тыс. пуд., в то время как в них погибло почти 100% всех посевов, и из Илецка им было в сентябре отпущено хлеба на продовольствие. При доведении контрольной цифры до двора учитывалось контрольное задание по весеннему севу, несмотря на то, что фактический сев в некоторых районах был ниже задания. Выявлено много случаев, когда наложение контрольных цифр на колхозы и индивидуальные хозяйства значительно превышают валовой сбор урожая. Так, например, по Изобилинскому сельсовету середняк Рожков собрал урожая 150 пуд., а должен сдать 550 пуд., бедняк Блохин собрал урожая 70 пуд., должен сдать 285 пуд., середняк Аржанухин собрал 150 пуд., наложено на него 320 пуд., середняк Деревенсков имеет сбор урожая в 100 пуд., а должен сдать 285 пуд. и т.д. Аналогичные многочисленные факты отмечены и по Григорьевскому, Ветленскому сельсоветам и по пос. Соль-Илецку.
В с. Поникле кулаки, индивидуально обложенные с/х налогом, твердых заданий по х[лебо]заготовкам не получили, тогда как середняки и бедняки, освобожденные от уплаты с/х налога, получили задание по х[лебо]заготовкам на 100—150 пуд. каждый.
Тенденции к перегибам нашли себе яркое отражение в ряде выступлений низовых работников на совещании сельских уполномоченных по хлебозаготовкам в Майнском районе быв. Ульяновского округа. «Ослабла диктатура пролетариата на селе по отношению к середнякам и беднякам, выступающим против контрольных цифр» (выступление нарсудьи Гусева); «Законность надо избегать по отношению выступающего против контрольных цифр, не считаясь с его социальной прослойкой, кто он — бедняк или середняк» (член ВКП(б)) и т.д.
Переобложение части середняцких, бедняцких хозяйств и колхозов по ряду районов обусловлено составлением преувеличенных планов по этим районам в результате неправильного определения валового сбора всего урожая (непринятие во внимание погибшей площади, местных экономических особенностей, ошибки при расчетах и т.д.).
По ряду сельсоветов Н.-Пестровского района (быв. Кузнецкого округа) при составлении плана х[лебо]заготовок не была учтена площадь погибших посевов, в результате чего ряд сел оказался переобложенным. По Герасимовскому сельсовету Илекского района (быв. Оренбургского округа) годовой план хлебозаготовок в 16,5 тыс. ц превышает валовой сбор всего урожая в районе. Аналогичные факты отмечены и по ряду других сельсоветов.
Нездоровые настроения среди середнячества, срыв собраний по вопросу о хлебозаготовках
Крайняя слабость массовой разъяснительной работы и отсутствие четкой классовой политики при проведении текущих с/х кампаний обуславливают наличие нездоровых настроений среди значительной части середнячества (а местами и бедноты), перерастающих в ряде районов в а/с выступления. Бойкот и срыв собраний по вопросу о х[лебо]заготовках начинает принимать массовый характер. По неполным данным, за последнее время зафиксировано свыше 30 случаев срыва пленумов сельсоветов и свыше 200 случаев срыва бедняцких, колхозных и общих собраний, на которых ставился вопрос о приеме контрольных цифр по хлебозаготовкам. В подавляющем большинстве случаев мотивами бойкота и срыва х[лебо]заготовительных собраний являются указания на «высокие контрольные цифры и невозможность их выполнения».
В с. Лопуховке Н.-Пестровского района бедняцкое собрание по вопросу о х[лебо]заготовках созывалось 3 раза, но не состоялось из-за неявки. На общее собрание по этому же вопросу также никто не явился. В с. Кокрять Чердаклинского района собрание по х[лебо]заготовкам созывалось 4 раза, но ни одно из них не состоялось. В с. Гарт Кочкуровского района (Мордовская обл.) было созвано 3 собрания крестьян, которые не состоялись, на 4-м большинство собравшихся выступило против контрольных цифр, и собрание было сорвано. Инициаторами срыва и бойкота хлебозаготовительных собраний большей частью являлись подкулачники и женщины, а в ряде случаев работники сельсоветов.
Почти как правило, срывам собраний предшествовала усиленная антизаготовительная агитация со стороны кулачества и местного духовенства. Местами имеются тенденции к посылке делегаций и ходоков в Москву с жалобами на переобложение хлебными заданиями (с. Сабаново Н.-Пестровского района).
Отрицательное отношение части середнячества и бедноты к хлебозаготовкам выражается также в возвращении полученных извещений на вывоз хлеба с указанием на отсутствие хлебных излишков и в фактах укрытия хлебных излишков. Зафиксированы факты, когда единоличники, несмотря на наличие у них хлебных излишков, требуют от сельсоветов удостоверений на право покупки хлеба «на продовольствие». В целях укрытия хлебных излишков практикуется зарывание обмолоченного хлеба в ямах на полях, не привозя его даже в село.
В с. Труслейке Инзенского района (быв. Сызранского округа) выявлено до 39 чел., в большинстве зажиточных, у которых обнаружено зарытого хлеба в ямах свыше 2,5 тыс. пуд. В пос. Мухтямовском единоличники с целью укрытия своих хлебных излишков требуют от сельсовета удостоверения на право покупки хлеба на продовольствие. Единоличники обмолоченный хлеб домой не везут, а на месте роют ямы и там его скрывают. Комсомольцами обнаружено до 160 пуд. зарытой пшеницы в соломе. В ряде сел Ст.-Кулаткинского района быв. Кузнецкого округа единоличники, середняки и бедняки под влиянием кулацкой агитации возвращают обратно полученные извещения на вывоз хлеба, мотивируя отсутствием хлебных излишков. В с. Белокличье Шигонского района быв. Сызранского округа группа середняков в числе 7 чел., имеющих хлебные излишки, объявила бойкот х[лебо]заготовкам, категорически отказавшись от вывоза хлеба.
У отдельных групп середняков, находящихся под влиянием кулацкой агитации, имеются тенденции к оказанию активного (вплоть до вооруженного) сопротивления при изъятии хлебных излишков. «Если придут за хлебом, голову отрублю на месте» (середняк с. Телегино К.-Еланского района быв. Пензенского округа); «Нет, нынче не прошлый год, пожалуй, без винтовки не возьмут, как в прошлом году выгребали до основания» (бедняк с. Колован Кошкинского района быв. Ульяновского округа); «Придется брать винтовку и бежать в лес» (середняк с. Головищино Каменского района быв. Пензенского округа).
Потребительские настроения, требования увеличенных потребительских норм (до 25 пуд. на едока) имеют место и со стороны части колхозников и партийцев (Бугурусланский, Сорочинский и Ст.-Кулаткинский районы).
В Соль-Илецком районе как колхозы, так и единоличники стремятся обмолотить хлеб только для потребительских целей, откладывая обмолот излишков хлеба.
Нач. ИНФО ОГПУ Запорожец
Пом. нач. 1 от[деле]ния ИНФО ОГПУ Иванов
1* Данный район в регионе отсутствует.
98 «Твердые задания» по хлебозаготовкам означали повышенные обязательства для зажиточных хозяйств и в 1930—1933 гг. являлись важным рычагом раскулачивания и форсирования темпов коллективизации на местах. Механизм их осуществления был определен постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 27 июня 1929 г. «О расширении прав местных Советов по содействию выполнению общегосударственных заданий и планов». Согласно постановлению, сельским Советам предоставлялось право в соответствии со ст. 61 УК РСФСР налагать на отдельных хозяев, уклоняющихся от сдачи хлеба, штрафы в административном порядке в пределах до пятикратного размера стоимости подлежащего сдаче хлеба с применением в случае необходимости продажи с торгов имущества соответствующих лиц. 25% от штрафов и сумм от продажи имущества, в соответствии с этим постановлением, должно было поступать в фонды кооперирования и коллективизации деревенской бедноты. В случае вторичного уклонения от выполнения плана хлебозаготовок в отношении виновных лиц предусматривалось лишение свободы до двух лет с конфискацией имущества и выселением из данной местности. Крестьяне, выполнявшие твердые задания по хлебозаготовкам и составлявшие зажиточную часть села, назывались твердозаданцами (см.: СУ. 1929. № 60. Cm. 589; Трагедия советской деревни... Т. 1. С. 659—660).