Из справки ИНФО ОГПУ о продовольственных затруднениях на Северном Кавказе и Сибири. 27 мая 1930 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1930.05.27
Метки: 
Источник: 
Советская деревня глазами ВЧК-ОГПУ-НКВД. 1918—1939. Документы и материалы. В 4-х т. / Т. 3. Кн. 1. стр. 358-363
Архив: 
РГАЭ. Ф. 7486. Оп. 37. Д. 131. Л. 178—168. Подлинник, экз. № 12.

№ 117

Северный Кавказ

Острыми продзатруднениями охвачены, главным образом, бедняцкие хозяйства и колхозы целого ряда районов. В некоторых населенных пунктах население питается исключительно суррогатами, на почве чего развиваются желудочные заболевания. Зафиксировано несколько случаев голодной смерти (Кубань, Армавирский округ). По мотивам отсутствия хлеба в ряде районов наблюдаются случаи отказа от выхода на полевые работы, уход с полевых работ целыми бригадами и выходы из колхозов с самовольным разбором скота.

Кубанский округ. В станицах Славянского района население питается кукурузной мукой, смешанной с молотыми грушами. Имеют место желудочные заболевания. Зарегистрировано несколько случаев смерти. В ст. Славянской в местную пекарню ежедневно являются группы женщин с детьми, умоляя дать хлеба. Аналогично в ряде станиц Приморско-Ахтарского района.

В Павловском районе подало заявлений о выходе 5049 хозяйств. В Брюховецком районе подано 4291 заявление; по социальному признаку эти хозяйства распределяются так: бедняков — 2270, середняков — 2218, батраков — 15 и зажиточных — 417. В этом же районе [из] ст. Батуринской 300 хозяйств преимущественно из бедноты выехали на заработки в другие станицы. Выходы из колхозов сопровождаются в ряде случаев самочинным разбором скота. Всего разобрано в таком порядке свыше 200 голов скота.

В ст[аницах] Марьянской, Величковской и Воронцовской Краснодарского района отсутствует хлеб. Колхозники не выходят на работу, требуя муки. Положение с [про]полкой становится угрожающим. Всходы поросли бурьяном.

Донской округ. Во многих станицах Батайского и Таганрогского районов отсутствует хлеб. Настроение колхозников упадочное. В Кущевском районе по колхозам почти полностью отсутствует хлеб. Колхозники питаются суррогатами. В ст. Ново-Ясенской зафиксированы случаи голодовки среди бедноты и батрачества.

Выбыло из колхозов 230 хозяйств. Приток заявлений растет по-прежнему в Староминском, Батайском и М.-Курганском районах. В РИК прибыла делегация в 25 чел., требовавшая раздела посеянной площади, ликвидации колхоза или снабжения питанием. Уходя, делегаты заявили, что после сева разберут скот и выйдут из колхозов. В Богаевском сельсовете подано 35 заявлений, большая часть которых относится к бедноте. Выход из колхозов мотивируется отсутствием хлеба. В Федуловском сельсовете в числе подавших заявления (90) имеются члены правления колхозов, бригадиры, ссылаются на отсутствие в колхозе питания. В пос. М.-Отрадном в колхозе осталось 17 дворов; остальные 45 хозяйств подали заявления о выходе, разобран весь обобществленный скот.

На собраниях вышедших колхозников в ст[аницах] Ново-Николаевской и Марьевской все выступления сводились к тому, что «в колхоз больше не пойдем». Вынесено постановление разобрать лошадей и инвентарь.

Ставропольский округ. В Александровском, Петровском и Курсавском районах особенно остро стоит вопрос с продовольствием. В селах этих районов беднота питается суррогатами.

Черномбрский округ. В Сочинском районе растут сильные недовольства и нарекания со стороны, главным образом, бедноты на наличие в курортных санаториях мяса, хлеба и т.п. Недовольство усугубляется тем, что по ряду населенных пунктов ПО отпускают населению испорченные и непригодные к употреблению в пищу продукты. В Крымском районе отпускается гнилая и прелая мука. На 1 мая по округу числилось 13 702 коллективизированных хозяйства. За 5 дней мая (с 1 по 5) выбыло 1063 хозяйства. Процент ко всему ранее коллективизированному хозяйству упал до 36,5%.

Майкопский округ. В станицах Белореченского, Лабинского районов отсутствует мука. Колхозники ежедневно организуют собрания, требуя хлеба или ликвидации колхозов с возвращением скота и инвентаря.

Сальский округ. В Гурьевском сельсовете на почве недостатка продовольствия фиксируются факты самовольного ухода с полевых работ целых бригад колхозников, которые, не имея продовольствия, отказываются работать голодными. В с. Заветном в связи с продзатруднениями 25 хозяйств самовольно забрали обобществленный скот, который порезали и употребляют в пищу. На 9 мая по всему округу осталось 390 колхозов, объединяющих 47 136 хозяйств, по отношению ко всему ранее коллективизированному населению. Это составляет 49,8%. Усиливаются тенденции самовольного разбора скота. Зафиксировано до 18 таких случаев.

Майкопский округ. В ст. Лабинской 10 тракторов не работали в течение 9 часов, т.к. трактористам не были своевременно подвезены продукты. В Приморско-Ахтарском и Темрюкском районах большинство населения употребляют в пищу разваренную пшеницу. Во многих хуторах и станицах других районов широко распространяется употребление в пищу макухи. В Лабинском районе по пяти крупным станицам беднота голодает. Серьезно также положение в Белорусском районе, по некоторым станицам колхозники работают впроголодь. В Константиновском районе по ряду станиц нет хлеба. В хут. Хрящевском 50% колхозников, главным образом беднота, не имеет хлеба. В ст. Семикаракорской и хут. Топилинском исчерпаны все продовольственные запасы.

Армавирский округ. В ст. Темиргоевской по всем колхозам подано до 500 заявлений о выходе из колхозов. Ежедневно приходят в стан[ичный] совет группы колхозников с требованием выдачи муки. В ст. Темижбекской на почве голода умерли 2 женщины-беднячки. В ст. Упорной беднота буквально голодает, не достает даже суррогатов. Никаких запасов муки и хлеба в станице нет. В ст. Урупской колхозники питаются суррогатами, мука и хлеб отсутствуют. По всем станицам Ново-Александровского района беднота, не имея хлеба, питается суррогатами.

Терский округ. В ст. Суворовской отмечен острый недостаток продуктов питания.

Адыгея. В ауле Старо-Джекочай голодают несколько семей батраков и бедняков. Батраки возбудили ходатайство об отпуске им муки, но РИК, за отсутствием таковой, не может удовлетворить их. Аналогичное в ауле Казанукай.

Кулачество использует продовольственные затруднения для усиления антиколхозной агитации. Распространяются провокационные слухи о войне, о возвращении высланных кулаков, бандитизме и т.д. На почве недостатка продовольствия имеют место массовые и групповые выступления, в большинстве которых участвуют женщины. Выступающие женщины требуют удовлетворения хлебом, угрожая самовольным разбором семенного зерна, разгромом общественных амбаров, пакгаузов и т.д.

Шахтинско-Донецкий округ. В А.-Тузловском сельсовете без ведома сельсовета состоялось собрание женщин в присутствии 30 чел., вынесшее следующее решение: «Предложить райцентру немедленно завести в сельсовет необходимое количество хлеба для еды с таким расчетом, чтобы его хватило до 1 августа. В случае, если будет отказано в завозе хлеба, разобрать из неприкосновенного фонда имеющееся семзерно». Аналогичный факт отмечен в Бунако-Соколовском сельсовете.

Донской округ. В ст. Ново-Щербиновской Ейского района на почве недостатка хлеба около стансовета собралась толпа женщин в 150 чел., кричавшая: «Дайте нам хлеба!»

Кубанский округ. В ст. Ново-Титаровской после отпуска мяса только членам союза бедноты, очередь женщин в количестве 200 чел. грозила разбить лавку. Со стороны толпы раздавались угрозы убийства председателя ЕПО.

Осетия. В правление колхоза явилась толпа женщин в количестве 59 чел. и потребовала выдачи муки. Женщины угрожали сжечь элеватор, разгромить амбары и пакгаузы, если их требование не будет удовлетворено, т.к. их дети пропадут с голоду.

Кабарда. В с. Заюковском в сельсовет явилась толпа в 25 чел. бедняков с требованием выдачи хлеба. Явившиеся заявили: «Государство забрало у нас последний хлеб, мы не уйдем, пока не удовлетворите наши требования». Явившиеся разошлись только тогда, когда им был выдан весь остаток муки в количестве 20 пуд.

Ставропольский округ. В Александровском районе по всем селам советы осаждаются беднотой, в особенности женщинами, требующими хлеба. В Изобильно-Тищенском районе в с. Птичьем местное потребительское общество, имея запасы продуктового значения и дефицитные товары, отпускает их в обмен на яйца, масло и шерсть. На этой почве слагаются сильные недовольства, в особенности среди бедноты, переходящие в эксцессы. Толпа женщин-беднячек до 100 чел., явившись в лавки ПО, намеревалась произвести самосуд над заведующим отделением. Последний бежал. С большим трудом удалось достигнуть успокоения.

Черноморский округ. В Сочинском районе на почве отсутствия питания фиксируются массовые выступления. В Крымском районе в с. Киевском к сельсовету явилась толпа свыше 100 чел. с требованием муки, угрожая, в противном случае, разгромом мельницы. Председатель] сельсовета, опасаясь самочинного разбора продовольственных запасов, распорядился выдать по 5 ф[унтов] муки на семью. На следующий день беднота явилась снова, предъявила те же требования. Секретарь партячейки и милиционер сбежали. Толпа в течение 3—4 часов разыскивала представителей местной власти и, никого не обнаружив, к вечеру разошлась.

Сибирь

По данным Сибкрайторга, для удовлетворения хлебом всех батраков и бедняков (безземельных и имеющих посевы не свыше 1,5 дес.) до нового урожая необходимо иметь запас в 7 млн пуд. В данный момент эта категория населения с 1 апреля с.г. снабжается хлебом путем отчисления из гарнцевого сбора. До 1 октября 1930 г. указанных отчислений поступит максимально 2 млн пуд. Таким образом, дефицит выразится в 5 млн пуд. хлеба. Запасов хлеба для покрытия указанного дефицита в крае не имеется. В последнее время продовольственные затруднения приняли широкие размеры. Наиболее неблагополучно в Рыбинском, Ачинском, Красноярском, Славгородском, Бийском, Новосибирском округах и Ойратской обл. В ряде мест приняло большие размеры употребление в пищу суррогатов и падали. Есть случаи заболеваний на почве голода и даже смерти. Голодом, главным образом, охвачены бедняки, колхозники.

Рубцовский округ. Продовольственными затруднениями охвачены Курьинский, Колыванский, Шипуновский, Покровский и Поспелихинский районы. Многие колхозники и единомышленники не имеют хлеба и питаются суррогатами. У бедноты и колхозников (без остро нуждающихся) хлеба хватит только до 1 июля 1930 г.

Ачинский округ. Острый недостаток хлеба наблюдается в Боготольском и Ужурском районах. В районах весь гарнцевый сбор84 израсходован и никаких продовольственных запасов нет. В дер. Московое Ачинского округа беднота и некоторые середняки голодают, берут из школы своих детей и посылают собирать милостыню. В пос. В.-Тайловском насчитывается 26 хозяйств, из коих 20 хозяйств ходят по соседним деревням и собирают милостыню.

Красноярский округ. Наиболее неблагополучны Уярский, Енисейский, Новоселовский, Балахтинский, Б.-Муртинский и Манский районы, где значительная часть бедноты имеет хлеба только до 1 июня с.г.

Славгородский округ — один из наиболее неблагополучных округов края. Во всех районах беднота, часть середняков, сельские служащие переживают острый недостаток хлеба. Член колхоза «Новый путь» Андреевского района съел павшую лошадь, после чего он и жена его заболели. Общее собрание колхоза постановило, что они будут резать лошадей и употреблять в пищу, если их не снабдят хлебом. В с. Саратовка Андреевского района бедняки носят домой со скотского кладбища павших животных и употребляют их в пищу. В этом же округе в пос. Розенталь на почве голода заболело 7 чел. бедняков. В с. Воскресенка Ключевского района бедняки зарезали на мясо 4 лошади. Есть опасения дальнейшего уничтожения лошадей; две семьи от недоедания болеют.

Бийский округ. Недостаток хлеба остро ощущается в Бошелакском, Б[ольше]реченском, Быстро-Истокском, Куяганском, Смоленском, Яминском, Солнешенском и Бердянском районах. Многие бедняки и колхозники голодают, употребляя в пищу суррогаты, развивается нищенство. Зарегистрированы факты смерти на почве голода.

Новосибирский округ. В большинстве районов положение с продовольствием у бедноты крайне напряженное. Имеет широкое распространение употребление в пищу суррогатов. Есть факты заболеваний на почве голода.

Ойратская обл. Большой недостаток хлеба ощущается, главным образом, в скотоводческих районах. Запасов для удовлетворения нуждающихся хлебом нет.

Барнаульский округ. В с. Панфилово Шадринского района колхозники коммуны «Красные орлы» съели все свои семена. Аналогично в коммуне «Алтайские партизаны».

Каменский округ. В Баевском районе Каменского округа наблюдается большое количество фактов, когда беднота и даже середняки ходят по соседним деревням и собирают милостыню. В с. Спирино от истощения умерло 2 бедняка. В с. Киприно бедняки и батраки голодают по 5— 7 дней. Бедняк был поднят на дороге больным, т.к. от истощения больше двигаться не мог.

Недостаток продовольствия сильно ощущается среди сельских служащих (врачи, учителя, работники милиции и др.). Среди последних отмечаются факты голода. Широкие размеры принимает среди служащих отказ и уход с работы.

Рубцовский округ. В с. Курья Курьинского района в районной больнице подали заявления об уходе с работы 3 чел. Из РИКа — 2 чел. На учительской конференции была избрана делегация, которой поручено представить райисполкому требование об удовлетворении хлебом и в случае отказа поставить вопрос, что уйдут со службы.

В Змеиногорском районе тенденция об уходе с работы учительства на почве недостатка хлеба имеет массовый характер. В Колыванском районе из-за отсутствия хлеба учителя отказываются от работы. Аналогично в Угловском и Локтевском районах.

Ачинский округ. В Березовском районе учительство и служащие требуют выдачи хлеба, в противном случае они угрожают уходом с работы. Аналогично в большинстве округов края.

Кулачество использует продовольственные затруднения в колхозах для работы по их разъяснению. Кулаки агитируют: «Из колхозов нужно выходить, там собрались лодыри, которые не хотят работать»; «Скоро все колхозники помрут с голоду, т.к. коммунисты загнали крестьян в коллективы для того, чтобы отобрать весь хлеб» и т.п.

На почве недостатка хлеба зафиксированы случаи прихода толпами к сельсоветам и РИКам с требованием хлеба. Участились эксцессы и массовые выступления на этой почве, в которых, главным образом, участвуют женщины.

Славгородский округ. В с. Знаменке толпа в 20 чел. (из них 5 мужчин, остальные — женщины) пришли в райком ВКП(б) и стали требовать хлеба. Зашли в кабинет председателя] райисполкома и с угрозами стали кричать: «Не уйдем, пока не дадите хлеба!», «Мы мирным путем от этой сволочи ничего не добьемся, пойдем всей партией по квартирам служащих и будем отбирать весь имеющийся хлеб!» Раздавались антисоветские выкрики с предложением разобрать семфонд и т.д.

Каменский округ. В дер. Соколове Каменского района толпа женщин разбила замки в амбаре ККОВ и растащила 48 пуд. семян. Аналогичное отмечено в Панкрушихинском и Кочковском районах. [...]1*

Нач. ИНФО ОГПУ Запорожец

Нач. 1 отделения Агаянц

1* Далее опущены разделы по Татарии, Крыму и Средне-Волжскому краю.

84    Гарнцевый сбор — отчисление части зерна, поступающего на мельницы, как платы за помол (название произошло от меры сыпучих тел «гарнец»). Постановлением СНК СССР от 14 сентября 1928 г. «Об обязательном взимании гарнцевого сбора» на всех мельницах устанавливалось обязательное взимание гарнцевого сбора за помол зерна. Гарнцевый сбор подлежал сдаче государственным и кооперативным организациям по конвенционным ценам и предназначался для местного снабжения, преимущественно крестьянской бедноты (СЗ СССР. 1928. № 61. Cm. 555). В ноябре 1928 г. распоряжение гарнцевым сбором производилось в соответствии с указаниями Наркомторга СССР, причем на местное снабжение, преимущественно крестьянской бедноты, теперь обращалась только часть собранного хлеба. В июле 1929 г. новое постановление ЦИК и СНК СССР о гарнцевом сборе разрешало некоторым государственным, общественным и кооперативным организациям не выплачивать гарнцевый сбор, а оплачивать помол деньгами. Весь гарнцевый сбор должен был поступать в Союзхлеб, который устанавливал обязательный минимальный размер гарнцевого сбора. Порядок использования собранной продукции определялся Наркомторгом, часть же оставалась в распоряжении местных органов власти для снабжения бедноты (см. Трагедия советской деревни... Т. 2. С. 835).