Докладная записка ПП ОГПУ по Центрально-Черноземной области руководству ОГПУ о «незаконных действиях отряда коммунаров в Каменском районе Острогожского округа». 16 апреля 1930 г.
№ 96
№ 37731
Заместителю председателя ОГПУ — т. Ягоде, начальнику СОУ ОГПУ — т. Евдокимову, начальнику ИНФО ОГПУ — т. Запорожцу
В связи с полученными Острогожским окротделом сведениями о массовых выступлениях в Каменском районе из г. Острогожска окротделом ОГПУ по согласованию с окружкомом ВКП(б) для ликвидации выступлений был командирован отряд коммунистов во главе с уполномоченным окротдела ОГПУ т. Киселевым. При ликвидации выступлений отрядом было убито 6 чел. крестьян (см. наши оперсводки № 46 на 29 марта, стр. 7—8 и № 48 на 1 апреля, стр. 12).
Сбивчивая информация об обстоятельствах ликвидации выступлений и некоторые сомнения в целесообразности применения отрядом оружия, в особенности непосредственно после убийства 14 коммунаров в с. Коршево, заставили меня 2 апреля (см. копию телеграммы) предложить Острогожскому окротделу ОГПУ расследовать как самый ход выступлений, так и то, насколько необходимо было при ликвидации волнений применять оружие.
Для этого была выделена специальная комиссия в составе представителей парторганов и окротдела ОГПУ, которая свою работу еще не закончила, но уже и те предварительные данные, которыми располагает комиссия, вскрывают явно преступные действия местного актива, секретаря Каменского РК ВКП(б) Лесова и других работников, находившихся в отряде. Командированный из г. Острогожска отряд под командой уполномоченного окротдела ОГПУ т. Киселева в силу того, что последний упустил руководство отрядом из своих рук, каковое фактически перешло к секретарю райкома ВКП(б) и председателя РИКа, в ряде случаев использовался без всякой к тому надобности, совершая рейс не в села, где имели место волнения, а по противоположному маршруту: Каменка, Сончино, хут. Юдино, В.-Марки, Волчий, Красная Балка, Евдаково.
По пути отрядом производились необоснованные аресты, причем при отправлении арестованных из с. В.-Марки, где аресты произведены еще до момента выступления в этом селе, была допущена без надобности «проба» пулемета.
После с. В.-Марок отряд был пополнен активистами с. Михново и представляющий силу в 80 чел., с 2 пулеметами направился на с. Михново, где был встречен толпой в 200 чел. Отрядом был открыт огонь, после которого толпа разбежалась. Убито 7 крестьян и 3 ранено; среди убитых и раненых все середняки и 1 бедняк. При расследовании получены данные, что секретарь РК ВКП(б) и председатель РИКа лично пороли плетью и шомполом арестованных.
Вышеизложенное добыто и выяснено пока только путем предварительного расследования; возможны некоторые неточности, которые в процессе дальнейшей работы комиссии и Острогожского окротдела ОГПУ будут устранены.
Постановлением бюро Острогожского окружкома ВКП(б) арестованы секретарь РК ВКП(б) Лесов, председатель РИКа Перегудов и 10 чел. партийцев и активистов из отряда, являющихся основными виновниками безобразия. Нашим распоряжением арестован уполномоченный окротдела ОГПУ Киселев.
15 апреля комиссия предварительное расследование по делу закончила и весь материал по согласованию с секретарем обкома ВКП(б) т. Варейкисом передается вместе с арестованными ПП ОГПУ. Следствие будет закончено к 20 апреля, после чего 20 апреля будет заслушано на закрытом заседании бюро обкома ВКП(б).
Исходя из политического состояния области, считаю нежелательным заслушивание этого дела в суде, полагаю целесообразным рассмотреть это дело во внесудебном порядке в Коллегии ОГПУ72.
Приложение: копия телеграммы от 2 апреля за № 374511*.
ПП ОГПУ по ЦЧО Алексеев
Нач. СОУ Гордон
1* Приложение не публикуется. На документе имеется надпись: «Т[ов]. Евдокимову резолюция т. Ягоды: «Киселева выделить, а остальных слушать в закрытом заседании суда. 18 апреля. [Подпись неразборчива]».
72 Ссылки и высылки в административном (внесудебном) порядке производились органами ОГПУ в соответствии с «Положением о правах ОПТУ в части административных высылок, ссылок и заключения в концентрационный лагерь», принятом 2 апреля 1924 г. ЦИК СССР. Вынесение постановлений об этих мерах возлагалось на Особое совещание при ОГПУ в составе трех членов Коллегии ОГПУ с обязательным участием прокурорского надзора. В компетенцию Особого совещания при ОГПУ входило рассмотрение дел о контрреволюционных преступлениях, шпионаже, контрабанде, фальшивомонетничестве и валютных операциях, а также дел по бандитизму, о тунеядстве, торговле наркотиками и спиртом, содержании притонов, о спекуляции на черной бирже и другим особо опасным уголовным преступлениям. Сосланным определялся конкретный район (пункт) поселения; высылаемые удалялись из пределов тех или иных районов, им запрещалось проживать в определенных местах. Ссылки и высылки в судебном порядке определялись ст. 36 УК РСФСР.