(СЗ СССР 1931 г. № 23, ст. 194) О выполнении директив по контрактации яровых посевов в 1931 г (в части зерновых, льна и конопли).
Статья № 194.
Постановление Комиссии Исполнения при СНК Союза ССР.
О выполнении директив по контрактации яровых посевов в 1931 г (в части зерновых, льна и конопли).
Заслушав отчетные доклады представителей Хлебоживотноводцентра — тов. Саркиса, Льнокопоплеводцентра — тов. Трудова, Народного комиссариата снабжения Союза ССР—тов. Чернова, Народного комиссариата земледелия Союза ССР — тов. Шмидта, Главного льняного комитета — тов. Одинцова А. В. о работе по контрактации яровых посевов и содоклад Народного комиссариата рабоче-крестьянской инспекции Союза ССР — тов. Бондаренко о результатах обследования, этой работы по Центральным учреждениям, а также по Западной и Ленинградской областям, Центральнно-черноземной области, степной полосе Украины, Северному Кавказу и Средней Волге, Комиссия исполнения при Совете народных комиссаров Союза ССР постановляет:
1. Считать установленным, что ряд советских и кооперативных организаций допустил извращения при практическом проведении в жизнь обращения Совета Народных комиссаров Союза ССР и ЦК ВКП(б) о контрактации яровых посевов от 21 января 1931 г. (С. 3. СССР 1931 г. № 7, ст. 80).
Решение партии и правительства заключалось в том, чтобы вся работа по контрактации яровых посевов колхозников и единоличных крестьянских хозяйств, была развернута на основе проводимых государством усиленных мер помощи сельскому хозяйству, направленных на подъем и социалистическое переустройство сельского хозяйства и выражающихся в крупнейших вложениях в сельское хозяйство в виде десятков тысяч тракторов, сотен новых машинотракторных станций, удвоенного против прошлого года снабжения сельско-хозяйственными машинами, значительно возросшего количества минеральных удобрений, десятков миллионов пудов, сортовых и улучшенных семян и дальнейшего увеличения государственного кредитования и финансирования сельского хозяйства.
Вместо этого ряд советских и кооперативных организаций, подменяя массовую работу чиновничьей практикой, сводит мероприятия государства по контрактации яровых посевов к формальному заключению договоров и выдаче авансов.
Комиссия исполнения считает, что такая практика не имеет ничего общего с указаниями Совета народных комиссаров Союза ССР и ЦК ВКП(б) о необходимости по-большевистски взяться за проведение контрактации яровых посевов.
В результате наряду с Крымом и Нижней Волгой, успешно осуществляющими клан контрактации, недопустимо медленно развертывается контрактация яровых, посевов, особенно по Казакстану, Западной и Восточной Сибири, Нижегородскому а Дальне-Восточному краям, Закавказью и Белорусской социалистической советской республике.
2. Принимая к сведению заявление председателя правления Хлебоживотноводцентра тов. Саркиса о том, что план контрактации по зерновым культурам полостью будет выполнен в установленные правительством сроки, Комиссия исполнения предупреждает местные организации, что без немедленного исправления указаниях извращений в проведении контрактации эта важнейшая кампания будет поставлена под угрозу срыва.
3. Комиссия исполнения считает совершенно неудовлетворительной работу по обмену сортовых семян на рядовые со стороны правления Хлебоживотноводцентра и в частности непосредственно ведающего этой работой члена правления тов. Поспелова, а также отмечает крупные недочеты в работе по сортообмену правления Союзхлеба (недостаточный контроль за качеством завозимого зерна, бесплановость в завозе сортовых семян, например по Украине). Констатировать, что особенно неудовлетворительно сортообмен идет по Украине, Казакстану, Центрально-черноземной и Ивановской областям и Западной Сибири.
Комиссия исполнения категорически предлагает правлениям Хлебоживотноводцентра и Союзхлеба закончить обменные операции в установленные сроки и обитает местные организации оказывать им всемерную помощь в этой работе.
4. Комиссия исполнения устанавливает, что указанные в ст. 1 извращения в практике контрактации сказались особенно отрицательно в работе правления Льноконоплеводцентра в лице т.т. Трудова, Клокотина, Егорова и Ласса и ряда местных органов Льноконоплеводцентра. В результате контрактация льна и конопли проходит неудовлетворительно, особенно по Западной Сибири, Западной и Ленинградской областям и Нижегородскому краю.
Комиссия исполнения указывает местным организациям, что такая работа системы льноконоплеводческой кооперации создает угрозу намеченному расширению посевных площадей льна и конопли и, без немедленного устранения указанных извращений, представляет опасность повторения прошлогодних недочетов в заготовительной работе и срыва предстоящих заготовок льна и конопли.
5. Комиссия исполнения признает, что правление Главного льняного комитета в лице т.т. Одинцова, Ашмарина, Мартынова, Кузнецова и Санкова допустило грубую ошибку при осуществлении постановления Совета народных комиссаров Союза ССР и ЦК ВКП(б) о строительстве новых 489 заводов по первичной переработке льна и конопли, значительно облегчающих труд и поднимающих производительность труда колхозников и единоличников и тем самым способствующих расширению посевных площадей.
Вместо того, чтобы согласно этого постановления широко использовать для проведения контрактации льна и конопли строительство нескольких сот новых заводов, Главный льняной комитет в типовом договоре по контрактации и в своей инструкции фактически обошел вопрос о возложенном на него обязательстве вовремя закончить строительство новых заводов, в чем выразилось непонимание Главным льняным комитетом огромного значения строительства этих заводов для всего развертывающегося теперь льноводческого и коноплеводческого хозяйства.
6. Комиссия исполнения обращает внимание Народного комиссариата снабжения Союза ССР и Народного комиссариата земледелия Союза ССР на необходимость усиления с их стороны руководства советскими и кооперативными организациями, проводящими контрактацию зерновых культур, льна и конопли.
Председатель Комиссии исполнения при СНК СССР В. Молотов (Скрябин).
Секретарь Комиссии исполнения при СНК СССР И. Межлаук.
Москва—Кремль.
6 апреля 1931 г.
Опубликовано в № 96 Известий ЦИК Союза ССР и ВЦИК от 7 апреля 1931 г.