Статья члена ЦК КПСС П.Ф. Юдина “Первый том избранных произведений Мао Цзэдуна”. 26 августа 1952 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1952.08.26
Метки: 
Источник: 
Советско-китайские отношения. 1952-1955: Сборник документов. 2015. стр. 30-41
Архив: 
Правда. - 1952. 26 авг.

15.*

Недавно в Москве вышел в свет первый том избранных произведений Мао Цзэдуна**.

Издание сочинений выдающегося вождя китайского народа т. Мао Цзэдуна является важным событием не только для Коммунистической партии Китая, но и для международного коммунистического движения. Коммунистическая партия Китая на протяжении более тридцати лет возглавляет борьбу китайского народа за освобождение от ига иностранного империализма и за уничтожение феодально-помещичьего гнета. Победа китайской народной революции - событие всемирно-исторического значения. После Великой Октябрьской социалистической революции в СССР и победы Советского Союза во Второй мировой войне победа китайской революции - самое важное событие в современной истории. Победа революции в Китае нанесла новое, непоправимое поражение мировому и прежде всего американскому империализму.

Компартия Китая накопила огромный опыт национально-освободительной и антифеодальной борьбы. Этот опыт служит вдохновляющим примером для коммунистических партий, для народов колониальных и зависимых стран в их борьбе за свое освобождение. Перед народами этих стран стоят те же исторические задачи: освобождение от гнета иностранного империализма, от феодальной и полуфеодальной эксплуатации, завоевание власти народными массами во главе с рабочим классом и создание строя народной демократии.

Победа китайской революции явилась новым ярчайшим подтверждением неодолимой силы идей ленинизма, освещающих путь исторических побед великого китайского народа.

Ленин и Сталин всегда уделяли исключительное внимание национально-освободительному движению народов Востока. Ленинизм является знаменем борьбы международного пролетариата и всех угнетенных народов мира. Развивая учение Ленина, т. Сталин всесторонне разработал теорию национально-колониального вопроса, в своих трудах он решил вопросы о характере и особенностях, а также о перспективах китайской революции. Разработка этих вопросов имела решающее значение для выработки стратегии и тактики Коммунистической партии Китая.

Опыт ВКП(б) имеет неоценимое значение для революционной деятельности всех коммунистических партий. Говоря о значении опыта ВКП(б), Мао Цзэдун подчеркивает:

“История ВКП(б) есть высший синтез, высшее обобщение коммунистического движения во всем мире за последние сто лет, единственный во всем мире полноценный образец единства теории и практики. На примере того, как Ленин и Сталин связали общие теоретические истины марксизма с конкретной практикой Октябрьской революции и на этой основе развили марксизм, мы можем научиться тому, как нам следует работать у себя в Китае”.

В произведениях вождя компартии и китайского народа Мао Цзэдуна с наибольшей полнотой и силой освещены в марксистско-ленинском духе история Компартии Китая, китайской революции.

В первый том сочинений Мао Цзэдуна вошли работы, написанные им в период с марта 1926 года по июль 1937 года. В этих сочинениях освещаются два периода китайской революции: период первой гражданской революционной войны (1924-1927 гг.) и период второй гражданской революционной войны (1928-1937 гг.).

Первый период китайской гражданской революционной войны - это революция общенационального объединенного фронта, когда главной задачей была борьба против господства иностранных империалистов в Китае. На этом этапе наряду с рабочими и крестьянами в революции принимает участие и национальная буржуазия, которая старается использовать революцию в своих целях. Революционное движение рабочих и крестьян еще не приняло мощного размаха, но они все более быстрыми темпами завоевывали решающее положение как главная движущая сила революции. Ведущей силой, гегемоном национально-освободительной революции становится рабочий класс.

Периоду первой гражданской революционной войны в Китае посвящены работы Мао Цзэдуна: “О классах китайского общества” (1926 г.) “Доклад об обследовании крестьянского движения в провинции Хунань” (1927 г.). В этих работах автор рассматривает вопросы о классовых отношениях в Китае, о характере революции и ее движущих силах, о нарастании революционного движения в китайской деревне и начале борьбы крестьянства за аграрную революцию, о руководящей роли рабочего класса в революции.

Тов. Мао Цзэдун дает глубокий марксистский анализ классов китайского общества и показывает расстановку сил в китайской буржуазно-демократической революции.

“В экономически отсталом, полуколониальном Китае, - писал Мао Цзэдун, - помещики и компрадорская буржуазия являются в полном смысле этого слова вассалами международной буржуазии. Существование и развитие этих классов подчинено интересам империализма” (стр. 15-16). Мао Цзэдун с научной точностью определил социальную природу средней (национальной) буржуазии в Китае и ее роль в революции. Он указывает, что ее отношение к революции двойственно, противоречиво: она чувствует гнет иностранного империализма, который мешает ее самостоятельному экономическому развитию, - это толкает ее в лагерь национально-освободительной борьбы; революционный размах пролетарского движения пугает буржуазию, она изменяет революции. Мао Цзэдун отмечает шатания национальной буржуазии - то в сторону революции, то отход ее от революции.

Особое внимание автор уделяет оценке социальной природы и роли в революции китайской мелкой буржуазии: крестьянство, ремесленники, низшие слои интеллигенции, мелкие торговцы. Главную силу среди мелкой буржуазии составляют крестьянские массы - беднота и середняки. Безземельные (батраки), малоземельные (беднота) и середняки составляли не менее 90% крестьянского населения деревни. Эти слои деревни - верные союзники пролетариата в антиимпериалистической и антифеодальной революции.

Важнейшим разделом этой работы является вопрос о китайском пролетариате и его роли в революции. “...Хотя численность промышленного пролетариата невелика, - писал Мао Цзэдун, - именно он олицетворяет новые производительные силы и является самым прогрессивным классом современного Китая, ставшим руководящей силой революционного движения” (стр. 24). Автор анализирует положение и роль в революции других слоев пролетариата, составляющих в Китае огромную многомиллионную армию: городские кули, рикши, рабочие городских улиц, сельскохозяйственные пролетарии (батраки). В заключение своего анализа он пишет: “Промышленный пролетариат - руководящая сила нашей революции. Весь полупролетариат и мелкая буржуазия являются нашими ближайшими друзьями” (стр. 26-27).

Китайская буржуазия изменила революции. Правые гоминьдановцы во главе с Чан Кайши в 1927 году предали революцию. Контрреволюционный переворот удалось осуществить сравнительно легко потому, что троцкистские и правые элементы из руководства компартии - Чэнь Дусю*** и другие - не призвали рабочий класс к борьбе против предателей, не призвали крестьянство к борьбе против помещиков.

Тов. Сталин указывал в 1927 году, что “с переворотом Чан Кайши революция в целом вступила в высшую фазу своего развития, в фазу аграрного движения” (Соч., т. 9, стр. 260). Это решающее положение о назревании аграрной революции в Китае показало, что буржуазно-демократическая революция в Китае не закончилась, а вступает в новый, высший этап. Дальнейшее развитие китайской революции подтвердило это научное предвидение. Разработка этих вопросов китайской революции вооружила китайских коммунистов правильным пониманием развития аграрной революции.

Мао Цзэдун весной 1927 года лично провел обследование крестьянского движения в ряде уездов. На основании своих обследований он пришел к выводу, что “в настоящий момент подъем крестьянского движения приобретает величайшее значение. Пройдет очень немного времени - и во всех провинциях Центрального, Южного и Северного Китая поднимутся сотни миллионов крестьян; они будут стремительны и неодолимы, как ураган, и никакой силе их не сдержать” (стр. 36).

Мао Цзэдун выступает как выдающийся пролетарский революционер, марксист-ленинец, как вождь народа. Руководствуясь ленинско-сталинской теорией в оценке характера китайской революции, он неопровержимо доказал на основе анализа крестьянского движения в китайской деревне назревание величайшей крестьянской, т.е. буржуазно-демократической, революции в Китае.

Всемирно-историческое значение назревающей буржуазно-демократической, антиимпериалистической и антифеодальной революции в Китае, неимоверные силы революционного движения в Китае т. Сталин научно предвидел еще в 1925 году. На XIV съезде ВКП(б) он говорил: “Силы революционного движения в Китае неимоверны. Они еще не сказались как следует. Они еще скажутся в будущем. Правители Востока и Запада, которые не видят этих сил и не считаются с ними в должной мере, пострадают от этого” (Соч., т. 7, стр. 293). Весь последующий ход событий подтвердил эти слова.

* * *

Периоду второй гражданской революционной войны посвящено большинство работ, входящих в первый том: “Почему в Китае может существовать красная власть?” (1928 г.), “Борьба в Цзинганшане” (1928 г.), “Из искры может разгореться пожар” (1930 г.), “О тактике борьбы против японского империализма” (1935 г.), “Стратегические вопросы революционной войны в Китае” (1936 г.), “Задачи Коммунистической партии Китая в период антияпонской войны” (1937 г.), “Относительно практики” (1937 г.).

В этих произведениях Мао Цзэдун рассматривает вопросы о роли коммунистической партии в аграрной революции, о создании вооруженных сил революции, о стратегии и тактике компартии в буржуазно-демократической революции, о создании национального фронта в войне против японского империализма, о возможности победы революции и создании демократической республики и другие.

В связи с вступлением китайской буржуазно-демократической революции во второй ее период для Компартии Китая создались благоприятные условия, чтобы использовать вовсю возможность открытой организации партии, пролетариата (профсоюзы), крестьянства (крестьянские союзы), революции вообще, чтобы в этот период заложить основы вооруженных сил революции. Вопрос о революционной армии в Китае имеет особое значение. И В. Сталин в 1926 году говорил, что “революционные армии в Китае являются важнейшим фактором борьбы китайских рабочих и крестьян за свое освобождение” (Соч., т. 8, стр. 362).

Китайские коммунисты, и только они, под руководством т. Мао Цзэдуна в условиях господства контрреволюции и жесточайшего террора продолжали высоко держать знамя антиимпериалистической и антифеодальной революции, руководили широкими массами рабочих, крестьян, солдат, революционной интеллигенции. В ходе этой борьбы Компартия Китая завоевывала огромный авторитет в широких народных массах, ряды ее быстро росли, она превратилась в боевую марксистскую партию китайского пролетариата. Одним из величайших завоеваний Компартии Китая этого периода явилось создание сильной китайской Красной армии.

В Китае сложилась своеобразная международная и внутренняя обстановка, какой не было ни в одной стране в период осуществления буржуазно-демократической революции. Это своеобразие состояло в том, что Китай - полуколониальная страна, за которую вел между собой борьбу ряд империалистических государств, что вызывало длительную междоусобицу в лагере господствующих классов.

В этих условиях росла Красная армия, возникали и расширялись Красные районы, где создавались органы народной власти и осуществлялась аграрная революция.

Многие из Красных районов просуществовали по нескольку лет. В этих районах были ликвидированы помещики, власть перешла к народу (собрания депутатов), были созданы новые административные и судебные органы. Существовало центральное народное правительство, руководимое коммунистами во главе с Мао Цзэдуном. В работе Мао Цзэдуна “Борьба в Цзинганшане” дается анализ существования Красного района (Пограничный район Хунань - Цзянси) и борьбы компартии в этом районе за год - в самом начале создания Красных районов. Товарищ Мао Цзэдун на опыте работы Пограничного района еще раз ставит вопрос о характере революции в Китае. Он дает развернутое марксистско-ленинское определение этой революции: “Программа последовательной демократической революции в Китае предусматривает: в области внешнеполитической - свержение господства империалистов и полное национальное освобождение; в области внутриполитической - ликвидацию компрадорской буржуазии в городе, завершение аграрной революции, уничтожение феодальных отношений в деревне и свержение правительства милитаристов. Только через такую демократическую революцию можно создать подлинную основу для перехода к социализму” (стр. 157).

К 1930 году компартия и Красная армия накопили большой опыт вооруженной борьбы с войсками Чан Кайши и по работе с крестьянскими массами в проведении аграрной революции в освобожденных районах. Эти обстоятельства вскружили головы многих коммунистов, в том числе и в руководящих органах партии. Эти люди считали, что наступило время прямого штурма противника в масштабе всей страны, они разрабатывали авантюристические планы организации вооруженного восстания в центральных городах и концентрации всех частей Красной армии для наступления на центральные города. Линию “левого” уклона в партии на протяжении ряда лет представлял Чэнь Шаоюй (Ван Мин)****. “Левые” фактически были оторваны от партии, от освобожденных районов и от Красной армии, т. е. были оторваны от революционной деятельности народных масс.

В противоположность “левым” прожектерски-авантюристским планам начать немедленно революцию по всей стране и начать ее в центральных городах, в противоположность правым, считавшим дело революции проигранным, Мао Цзэдун, руководствуясь учением марксизма-ленинизма и творчески применяя его к новой обстановке, разработал другой план осуществления буржуазно-демократической революции в Китае.

Товарищ Мао Цзэдун, исходя из конкретных условий Китая, где города немногочисленны и в них были сосредоточены колоссальные военные и полицейские силы Чан Кайши и империалистов, писал, что преждевременные восстания рабочих неизбежно будут обречены на поражение. Поэтому врага надо бить там, где он слабее и где ему противостоят достаточные силы. В своеобразных условиях Китая, когда происходила междоусобица в среде господствующих классов, когда крестьянство поднималось на аграрную революцию, появилась возможность к созданию в деревне крупных вооруженных революционных сил, создалась возможность для пролетариата при помощи этих сил завоевывать целые районы и превращать их в опорные революционные базы. Мао Цзэдун убедительно доказал на опыте существовавших Красных районов, где имелась Красная армия, что рабочий класс, руководимый коммунистической партией, должен поднять крестьян на беспощадную вооруженную борьбу против гоминьдановского, компрадорско-феодального строя, должен постоянно усиливать вооруженные революционные армии, основную массу которых составят крестьяне.

Это было творческим применением марксистско-ленинских принципов в буржуазно-демократической революции, в конкретных условиях китайской действительности. Опыт подтвердил правильность политики, разработанной Мао Цзэдуном.

* * *

К 1935 году обстановка в Китае коренным образом изменилась. Предательская политика Чан Кайши привела к тому, что Север и Северо-Восток до самого Пекина были оккупированы японцами. Над Китаем нависла угроза полной оккупации всей страны японскими империалистами. Чан Кайши, не оказывая сопротивления японцам, в то же время вел непрерывную войну против китайской Красной армии, против освобожденных районов. Китайская Красная армия, вынуждаемая трудными условиями борьбы с превосходящими силами противника, предприняла грандиозный поход с Юга на Север. Этот поход сыграл ту важную роль, что Красная армия, выйдя на Север, получила прочный тыл - СССР. На китайскую Красную армию обрушивались удары не только гоминьдановских войск, но и японцев. И тем не менее ее мощь быстро возрастала и она становилась основной силой сопротивления японцам.

Центральный комитет Компартии Китая всесторонне оценил вновь создавшуюся обстановку в стране. Компартия Китая выступила инициатором создания единого национального фронта сопротивления Японии. В стране происходила перегруппировка классовых сил. Мао Цзэдун в декабре 1935 года в докладе “О тактике борьбы против японского империализма” поставил вопрос о создании единого национального фронта и о привлечении национальной буржуазии к активному участию в национально-освободительной войне.

Все более широкие народные массы начинали осознавать, что национальное спасение Китая может быть осуществлено только под руководством рабочего класса, под руководством компартии. Но это означало, что война против Японии должна сочетаться с революционной войной против национальных предателей - против компрадорской буржуазии и феодалов. Революция вступала в новую полосу развития. Борьба за национальное освобождение вновь стала главной задачей революции. Мао Цзэдун говорил: “Организовать многомиллионные народные массы, двинуть огромную революционную армию - вот что требуется сегодня для наступления революции на контрреволюцию. Только такая сила способна разгромить японский империализм и китайских национальных предателей; это - очевидная истина. А поэтому только тактика единого фронта и является марксистско-ленинской тактикой” (стр. 280-281).

Руководствуясь учением марксизма-ленинизма о национально- освободительных войнах, о буржуазно-демократической революции и о движущих силах этих войн и революций, компартия поставила в порядок дня вопрос создания Китайской Народной Республики, которая бы объединила все национальные, патриотические силы: “...Народная республика сбросит империалистический гнет и таким образом приведет Китай к свободе и независимости, сбросит помещичий гнет и таким образом избавит Китай от полуфеодальных порядков; а это отвечает интересам не только рабочих и крестьян, но и остальной части народа” (стр. 286).

Коммунистическая партия Китая последовательно придерживалась принципов пролетарского интернационализма. Она всегда рассматривала свою борьбу как часть общей борьбы международного пролетариата, исходила из того, что интересы китайского народа неразрывно связаны с кровными интересами народов других стран, ведущих борьбу за свое освобождение. Компартия Китая всегда рассчитывала на всемерную помощь рабочего класса других стран, и китайский народ неизменно получал братскую помощь и поддержку в своей трудной борьбе.

Мао Цзэдун говорил: “При нынешнем подъеме антияпонской борьбы во всем Китае и подъеме антифашистского движения во всем мире справедливые войны охватят весь Китай, весь мир. Все справедливые войны помогают одна другой, все несправедливые войны следует превращать в войны справедливые. Так учит ленинизм. Нам в антияпонской войне нужна помощь зарубежных народов и прежде всего помощь народов Советского Союза, и они, конечно, помогут нам, ибо мы связаны с ними узами кровных интересов” (стр. 290).

Чан Кайши, опираясь на помощь американцев, по-прежнему главное внимание уделял войне с китайской Красной армией и попустительствовал японцам. Япония продолжала почти беспрепятственное продвижение в глубь Китая. В лагере Гоминьдана начинает расти недовольство антинациональной политикой главарей Гоминьдана. Чан Кайши предпринимает маневры, чтобы обмануть народ. Компартия разоблачает предательскую политику Чан Кайши и высоко поднимает знамя защиты родины. Это все более консолидировало патриотические силы всей страны вокруг компартии.

Мао Цзэдун в 1937 году говорил: “...Перед Коммунистической партией Китая и китайским народом встала задача установления связи между единым антияпонским национальным фронтом в Китае и фронтом мира во всем мире. Это значит, что Китай должен не только объединиться с неизменным и лучшим другом китайского народа - Советским Союзом, но должен, по возможности, установить также отношения, преследующие цель совместной борьбы против японского империализма, с теми империалистическими государствами, которые в настоящее время желают сохранить мир и выступают против новой агрессивной войны” (стр. 450).

Своеобразие антияпонской национально-освободительной войны в Китае состояло в том, что она сочеталась с буржуазно-демократической революцией. Для антияпонской войны необходима была мобилизация всех патриотических сил всей нации. Но нельзя было мобилизовать все силы нации на эту борьбу на основе сохранения насквозь прогнившего, обанкротившегося гоминьдановского государственного строя. Этому строю народ больше не оказывал доверия. Встала задача соединить антияпонскую войну с такими политическими и экономическими революционными преобразованиями страны, которые подняли бы весь народ на борьбу за спасение родины.

В 1937 году в докладе “Задачи Коммунистической партии Китая в период антияпонской войны” Мао Цзэдун вновь развивает марксистско-ленинскую идею создания демократической республики как главного условия для объединения всех сил нации в национально-освободительной войне.

“Наша демократическая республика, - говорил Мао Цзэдун, ... должна стать государством, основанным на союзе рабочих, крестьян, мелкой буржуазии и буржуазии - в этом и состоит ее отличие от обычной буржуазной республики” (стр. 468, 469).

Коммунистическая партия Китая в ходе всей антиимпериалистической и антифеодальной революции всегда выдвигала ясные лозунги борьбы, на каждом этапе давала правильную оценку характера революции и перспектив развития Китая. Выдвигая задачу создания демократической республики, Мао Цзэдун говорил: “Коммунисты отнюдь не отказываются от своих социалистических и коммунистических идеалов; пройдя через этап буржуазно-демократической революции, они придут к социалистическому и коммунистическому этапу” (стр. 461-462).

Мао Цзэдун, развивая ленинско-сталинские положения об этапах революции, разоблачал левацко-троцкистские теории китайских оппортунистов, боровшихся против марксистско-ленинской теории революции.

Работы Мао Цзэдуна представляют для марксистов особый интерес потому, что он постоянно освещает революционный опыт с точки зрения марксистско-ленинской теории. К числу таких работ, имеющих большой теоретический интерес, относится работа “Стратегические вопросы революционной войны в Китае” (1936 г.). В этой работе автор развивает ряд интересных марксистских положений о характере войн и о законах войны, главным образом о характере революционной войны в Китае и ее особенностях.

Данный Мао Цзэдуном анализ особенностей революционной войны в Китае исходит из марксистского принципа учета специфических национальных, исторических, классовых и других условий отдельных стран для правильного понимания закономерностей и характера происходящих в этих странах революций. Ленинизм требует соблюдать принцип обязательного учета национально-особенного и национально-специфического в каждой отдельной стране.

Мао Цзэдун подходит к решению задачи об особенных, специфических условиях революционной войны в Китае диалектически. Он изучает опыт войн и революций других стран с тем, чтобы, критически проверив этот опыт, взять из него то, что подходит для китайского народа. Особо высоко ставит Мао Цзэдун опыт гражданской войны в СССР. Он пишет: “Опыт этой гражданской войны, которой руководили Ленин и Сталин, имеет всемирное значение. Этот опыт и его теоретическое обобщение Лениным и Сталиным служат компасом для всех коммунистических партий, в том числе и для Коммунистической партии Китая” (стр. 332). Мао Цзэдун, руководя разработкой стратегических военных планов и их осуществлением, теоретически освещает стратегию и тактику революционной войны в Китае.

Том завершается философским трудом Мао Цзэдуна - “Относительно практики”. Этот труд известен широкому кругу наших читателей. “Относительно практики” - свидетельство того, что Компартия Китая воспитывалась на марксистко-ленинских философских принципах. Вопросы стратегии и тактики революции, разрабатываемые Компартией Китая, основываются на законах материалистической диалектики, примененных к конкретным условиям китайской действительности.

Первый том избранных произведений товарища Мао Цзэдуна - новое свидетельство великой жизненной силы идей марксизма-ленинизма. Коммунистическая партия Китая под руководством Мао Цзэдуна последовательно борется за их осуществление. Она воспринимала марксизм-ленинизм не догматически, а творчески, с успехом применяя теорию марксизма к такой стране, как Китай, и тем самым серьезно обогащая марксистскую теорию.

Все братские коммунистические партии, все борцы за мир, демократию и социализм, ознакомясь с трудами т. Мао Цзэдуна, найдут много замечательных примеров героической революционной войны, длившейся четверть века. Многие поймут еще глубже, как неотвратимы законы истории, как, руководствуясь марксистской теорией, народы пробивают путь к социализму. Как ни старались империалисты многих стран, особенно американские и английские, своим вмешательством остановить китайскую революцию, - они оказались бессильными и были выброшены из Китая вместе с их слугами - презренной кликой Чан Кайши.

Советские люди с огромным вниманием будут изучать труды Мао Цзэдуна, в которых ярко воплощены идеи нерушимой дружбы великих народов. Дружба советского и китайского народов - несокрушимая сила, залог дальнейшего укрепления социалистического лагеря, усиления его борьбы за прочный мир, за свободу и равноправие народов.

* Дата публикации.

** В Пекине приступили к изданию избранных произведений т. Мао Цзэдуна в четырех томах. Издание подготовлено комиссией ЦК Компартии Китая и просмотрено автором. Советское издательство иностранной литературы выпустило в свет первый том избранных произведений Мао Цзэдуна в переводе на русский язык (прим. док.).

В статье автор делает постраничные ссылки на это издание (см. Мао Цзэдун. Избранные произведения. —Т.1. —М., 1952).

Работы И.В. Сталина цитируются по: Сталин ИВ. Сочинения. - А/., 1947-1948.

*** Чэнь Дусю - один из основателей Коммунистической партии Китая, первый генеральный секретарь ЦК КПК в 1921-1927 гг. В 1927 году был смещен с партийных постов, а затем исключен из КПК.

****Чэнь Шаоюй (Ван Мин) - государственный и политический деятель КНР, член Народного политического консультативного совета (НПКС), член ЦК КПК в 1931-1945 гг.