Сводка информотдела ОГПУ № 37 о ходе хлебозаготовительной кампании в Нижне-Волжском крае по материалам на 15 мая 1929 г. 22 мая 1929 г.

Реквизиты
Тема: 
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1929.05.22
Метки: 
Источник: 
Советская деревня глазами ВЧК-ОГПУ-НКВД. 1918—1939. Документы и материалы. В 4-х т. / Т. 2. стр. 871-875
Архив: 
ЦА ФСБ РФ. Ф. 2. Оп. 7. Д. 524. Л. 104—108. Подлинник.

№ 334

Апрельский хлебозаготовительный план по НВ краю выполнен в размере 75,5%. Заготовки в мае снизились в первой пятидневке (праздничные дни), увеличились за вторую и третью пятидневку. За 2-ю пятидневку заготовлено 1239 тонн против 958 тонн, заготовленных за 1-ю пятидневку. 3-я пятидневка дала 1282 тонны. Наиболее отстающими по хлебозаготовкам округами являются Сталинградский, Хоперский и Камышинский, выполнившие годовой хлебозаготовительный план в размере 70—77%.

Деятельность заготовительного и советского аппаратов

Наряду с бездеятельностью и нерешительностью в проведении мер общественного воздействия в отношении злостных несдатчиков хлеба (бойкот, отчуждение имущества и т.п.) со стороны отдельных работников заготовительного и советского аппаратов в практике проведения этих мероприятий местами были допущены перегибы (повальные обыски, аресты, грубые нарушения классового принципа и т.п.). В отдельных районах Камышинского округа недостаточно привлекались беднота и середнячество к участию в проведении общественных мер воздействия на злостных несдатчиков хлеба. По-прежнему многочисленны факты потворства отдельных заготовителей и советских работников бойкотируемым кулакам и противодействия проводимым мероприятиям по хлебозаготовкам.

Бездеятельность заготовителей и отказы от работы

Пугачевский округ. В с. Николаевне Ивантеевского района председатель сель[ского] ККОВ и предсельсовета продолжают бездействовать, предаваясь систематическому пьянству, держат связь с кулаками и укрывают излишки хлеба.

Камышинский округ. В с. Кондаль Руднянского района уполномоченный по хлебозаготовкам, канд[идат] ВКП(б), самовольно оставил работу по хлебозаготовкам и выехал из села. В с. Терехино того же района уполномоченный по хлебозаготовкам никакой работы по усилению хлебозаготовок не проводит. Написал заявление в райпартком о том, что «все хлебные излишки из с. Терехино вывезены и дальнейшая работа в области хлебозаготовок бесполезна». В с. Шапошникове председатель РИКа не допустил уполномоченного по хлебозаготовкам к работе, заявив: «Хлеба здесь больше нет и делать здесь нечего», в то время как хлебозаготовительный план с. Шапошникове выполнен на 50%.

Противодействие хлебозаготовкам и потворство кулакам — злостным несдатчикам хлеба

АССР Н[емцев] П[оволжья]. В с. Цуг предсельсовета выдает бойкотированным кулакам-лишенцам справки о том, что они все свои излишки сдали, по которым бойкотированные приобретают с/х машины и инвентарь. Несмотря на то, что в с. Цуг излишки хлеба исчисляются до 15 тыс. пуд. и контрольная цифра по заготовкам назначена в 12 тыс. пуд., всего хлеба в названном селе заготовлено 3000 пуд.

Вольский округ. В с. Алексеевна Б.-Карабулакского района на расширенном пленуме сельсовета, на котором присутствовали представители общественных организаций и крестьян (до 600 чел.), член сельсовета выступил против принятия хлебозаготовительного плана: «В Алексеевке хлеба нет и заготовки не пойдут». В таком же духе выступали и остальные члены сельсовета, прикрывающие кулаков — злостных несдатчиков хлеба.

Пугачевский округ. В с. Каменке Пугачевского района председатель ПО — зажиточный, задерживающий сам хлебные излишки и агитирующий среди остальных за укрытие хлеба, угрожал члену ВКП(б), работающему по заготовкам: «Если вы будете хлеб выкачивать, то мы кровью поплатимся, а хлеба не дадим. Все равно скоро конец ВКП(б), так что вы не особенно разоряйтесь».

В ряде сел Новоузенского, Ершовского, Озинковского и др. районов несмотря на то, что у держателей хлеба имеются крупные запасы, со стороны ряда сельсоветов не принимаются меры к изъятию этого хлеба. Так, в с. Талом Озинковского района сельсовет и работники по заготовкам никаких мер к усилению хлебозаготовок не принимают, потворствуя и прикрывая злостных укрывателей хлебных излишков. Хлебодержатели свой хлеб вывозят на частный рынок. В Дергачевском районе работники ряда сельсоветов, уполномоченные по хлебозаготовкам, меры воздействия на злостных несдатчиков хлеба не принимают, воздерживаясь от бойкотирования их. Уполномоченный РИКа по Новоренинскому сельсовету и предсельсовета уклоняются от создания сельской комиссии по хлебозаготовкам и не проводят работу с бедняцко-середняцкой частью деревни. Член президиума Надеждинского сельсовета Пугачевского района и уполномоченный по хлебозаготовкам не только не ведут никакой работы, но сами возят муку на частный рынок в Вольск.

Перегибы

Пугачевский округ. Селькомиссия в с. Левенке Духовниц[кого] района, возглавляемая уполномоченным по хлебозаготовкам, производит массовые обыски и осмотры амбаров для выяснения наличия хлебных излишков. Обыски проводились даже в бедняцких и середняцких хозяйствах.

5 апреля был произведен обыск у бедняка, сдавшего все излишки. Несмотря на это, комиссия предложила ему еще дополнительно вывезти 30 пуд. хлеба, угрожая в случае отказа продажей имущества. После проведения обысков у ряда середняков, несмотря на то, что излишки не были обнаружены, им все же было предложено дополнительно вывезти хлеб. В то же время у ряда кулаков и зажиточных, злостных укрывателей хлебных излишков, обыски не были произведены. Аналогичное имело место и в ряде других сел (Липовка, Брыковка и др.) того же района.

В Духовницком районе уполномоченным по хлебозаготовкам были арестованы середняки с. Острой Луки за то, что они отказались от дополнительного вывоза хлеба. Тем же уполномоченным был арестован середняк с. Григорьевки за то, что он не вывез 110 пуд. хлеба. В с. Орловка, Браковка и др. имели место случаи, когда под нажимом особоуполномоченного окрисполкома некоторые крестьяне вывозили семенное зерно, пропущенное через триер и подлежащее к сдаче в семфонд. Тот же уполномоченный, будучи в с. Березовый Лук, вызывал к себе середняков и заявлял им: «Везите хлеб, а то шкуру спущу».

Вольский округ. В Воскресенском районе осуждено по 107 ст. 14 чел. Большинство из них бедняки и середняки осужденные от 3 до 7-ми мес[яцев] за якобы спекуляцию хлебом. Некоторые из подсудимых плакали на суде, говоря, что хлеб они продавали на частном рынке, испытывая сильную нужду.

В с. Тереса Вольского района на зажиточного Нестерова сельской комиссией было наложено 200 пуд. хлеба к вывозу, после отказа Нестерова от вывоза этого количества, его хозяйство было обложено в 5-ти кратном размере самообложением и приступлено к описи и продаже его имущества (2 лошади, 2 коровы, 10 овец). В том же селе бедняку Власову было предложено сдать 4 пуд. хлеба, несмотря на то, что он не имеет земельного надела и не сеял в этом году вовсе. Бедняк купил это количество хлеба и сдал его, говоря: «Вот так Советская власть и до бедняков добралась».

Сталинградский округ. Уполномоченные Красноармейского РИКа и райкома ВКП(б) по хлебозаготовкам, будучи в с. Аксай и Раменском, производили подворный обход амбаров с целью выяснения наличия хлебных излишков. Обнаруженные у маломощного середняка 35 пуд. хлеба были вывезены. Также было предложено вывезти бедняку обнаруженные у него 10 пуд. В результате этих действий на общем собрании в с. Каменном середняки выступали: «Мы теперь сеять не будем — у нас семена отобрали. В газетах пишут, что надо площадь расширять, а на местах власти, не считаясь ни с чем, отбирают последнее зерно».

Противодействие кулаков хлебозаготовкам

Мероприятия по усилению хлебозаготовок, коснувшиеся, в основном, кулаков и зажиточных слоев деревни, вызвали со стороны последних резкое сопротивление. Продолжая политику отказа сдавать хлебные излишки государству, кулаки и зажиточные призывают население к «организованному противодействию хлебозаготовкам». В с. Камышевке Вольского округа бойкотированные кулаки агитируют: «Сорганизуемся и пойдем, кто с колом, кто с вилами, бить коммунистов». В последнее время заметно усилился кулацкий террор против работников по хлебозаготовкам и бедняков сельактива, участвующих в заготовках.

Вольский округ. По 5 населенным пунктам у 84 зажиточных имеется свыше 26 000 пуд. хлебных излишков, от сдачи которых они воздерживаются. Так, в с. Терса Вольского округа зажиточный Новоженин, обложенный в 60 пуд. хлеба, согласился вывезти только 35 пуд., ссылаясь на то, что у него хлеба больше нет. Селькомиссия наложила на него дополнительное самообложение в 5-ти кратном размере и произвела опись имущества, во время которого у него было обнаружено 400 пуд. хлеба.

Пугачевский округ. Кулаки с. Аннин Верх агитируют среди крестьян: «Нужно прекратить сдачу хлеба, и так уже власть вывезла бессчетное количество — скоро все будем сидеть голодными».

Хоперский округ. Казак-кулак хут. Сарычева категорически отказывается от сдачи хлебных излишков, заявляя: «Пусть провалится соввласть и подохнет вся Россия от голода, но я ни пуда хлеба не дам».

Сталинградский округ. В хут. Генераловке Н.-Чирского района, проводилось общегражданское собрание по вопросу о хлебозаготовках и весенней посевкампании. На собрании зажиточная часть хутора взяла под свое влияние бедноту и вместе с последней активно выступала против этих мероприятий. Зажиточные после разверстки хлеба никто ни одного пуда не сдали, заявляя: «Везите пулемет — тогда возьмете хлеб». Аналогичное имело место на хут. Подольховском, где зажиточные категорически отказываются от вывоза хлеба: «Хлеба нет, вывозить нечего». Когда же был вывешен список зажиточных, обложенных определенным количеством хлеба, то все они пришли в сельсовет и заявили: «У нас хлеба нет — вот мы пришли сами — берите нас». Зажиточный казак, агитируя среди остальных, говорил: «Вам нужно быть всем организованным и тогда уже хлеб не заберут, по амбарам они не пойдут, а если и пойдут — то им самим хвост прижмут».

Антисоветская деятельность кулаков и зажиточных

Саратовский округ. 9 апреля в Полчаниновском сельсовете Татищевского района зажиточные крестьянки в количестве 12 чел. подали письменное заявление о созыве общего собрания по хлебозаготовкам, указывая на неправильную раскладку. Подготовка женщин к организованному выступлению происходила в домах зажиточных.

Сталинградский округ, 1 апреля на хут. Тормосинском Нижне-Чирского района зажиточный казак, придя в сельсовет к члену сельсовета беднячке Павловой, угрожал: «За то, что ты сообщила о том, что я хлеб возил в Сталинград, я тебя изобью».

Вольский округ. Зажиточный с. Куриловка Вольского района разогнал пленум сельсовета, на котором обсуждался вопрос об усилении хлебозаготовок, гоняясь с топором за уполномоченным РИКа. В с. Чернавка того же района 2 зажиточных крестьян в здании сельсовета набросились с целью избиения на уполномоченного РИКа по хлебозаготовкам, говоря: «Ты у нас отбираешь последний хлеб, заставляешь есть одну картошку, тогда как сам ешь с семи тарелок». По инициативе этого уполномоченного была закрыта местная мельница и аннулированы талоны зажиточных.

Анонимки

Балашовский округ. В с. Вознесенском Самойловского района в первых числах апреля на дверях здания сельсовета была приклеена анонимка следующего содержания: «Граждане, никакой хлеб не сдавайте, всех уполномоченных гоните к черту, собирайтесь, там опять будем толковать, как нам лучше наладить жизнь, а их, обиралов, к черту». Анонимка была обнаружена членом сельсовета.

Вольский округ. В с. Мелянское Воскресенского района во двор комсомольца Костина, активно участвующего в хлебозаготовках, была подброшена анонимка, следующего содержания: «Гр[аждани]н Костин, скоро перестанешь драть шкуру. Если не устал, то тебя мы заставим отдыхать навсегда. Помни». Анонимка написана на одной четверти листа карандашом, крупными печатными буквами.

8 апреля в с. Натальино Балаковского района на квартиру уполномоченного по хлебозаготовкам Самойлова была подброшена анонимка, написанная карандашом, следующего содержания: «С праздником тов. Самойлов, с добрым утром. Я пишу тебе для того, чтобы ты понял, какой я тебе друг. Скоро ты из Натальина уедешь или нет — если ты будешь жить неделю и будешь выкачивать у нас хлеб, то мы тебя угоним навсегда, не допускай до этого, задова душа, утекай, срок тебе три дня, в эти дни мы с тобой расправимся, как ты с нас требуешь хлеба, мы отплатим, чем можем. Твои друзья 60, 100, 150 пудов. Нас трое — ты один, кто победит — мы останемся живы и здоровы, а тебя, гада, убьем за твое требование с нас. Смотри в оба».