Выписка информотдела ОГПУ из доклада Калужского отдела ОГПУ о волостных и уездных конференциях учителей от 23 ноября 1927 г. 28 ноября 1927 г.

Реквизиты
Тема: 
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1927.11.28
Метки: 
Источник: 
Советская деревня глазами ВЧК-ОГПУ-НКВД. 1918—1939. Документы и материалы. В 4-х т. / Т. 2. стр. 609-611
Архив: 
ЦА ФСБ РФ. Ф. 2. Оп. 5. Д. 388. Л. 405—406. Подлинник.

№ 259

Разослано тов. Ягода, Дерибасу

В октябре с. г. по Лихвинскому у. прошли волостные конференции и уездная конференция учителей. За месяц до начала конференции Лихвинское уездное отделение профсоюза просвещения в лице председателя упроса Маркова Николая Сергеевича (учитель, из духовного звания), учителя с. Песочня Лихвинской вол. Виноградова Н.И., учителя с. Малятино Лихвинской вол. Виноградова Н.И. (из духовного звания), учителя Сухарева И.М. и других, с целью обеспечить большинство делегатов на конференции из беспартийных повели кампанию за недопущение делегатов — членов ВКП, давая соответствующие директивы членам Упроса, едущим для проведения волостных конференций. В результате соответствующей подготовки на Желовской волконференции Лихвинского у., которая проходила под руководством члена упроса Сухарева И.М., кандидатуры делегатов, членов ВКП(б), были провалены, причем против них голосовало все учительство. По окончании конференции учитель Фирсов открыто заявлял, что до конференции представителем упроса Сухаревым была создана беспартийная фракция из учителей: Шешкина из Игнатовской школы, Ушникова — учителя Васильевской школы, председателя Желовского Рабпроса Новикова и др., выставив лозунг: «Ни одного коммуниста в местком и на уездную конференцию», о чем были информированы все учителя. Этот же Сухарев, проводя волостную конференцию в Кулешовской вол., за час до начала конференции в канцелярии районной школы собрал учителей: Музалевскую Антонину (дочь священника), Куманцова П.И. (сын торговца), Музалевского В.Г. (сын священника), Селиверстова Г.Н. и др., где обсуждал с ними делегатов на уездную конференцию и М.К., указывая: «Если мы обеспечим уездный съезд учительства делегатами из беспартийных, то в уездном отделении Рабпроса правление будет наше». На данном совещании было постановлено провести на уездную конференцию только беспартийных делегатов, допустив туда не более одного члена ВКП(б). Несмотря на это, парторганизации все же удалось провести из 17 делегатов 3 членов ВКП(б).

Перед Лихвинской волконференцией председатель упроса Марков по всем школам волости разослал списки намеченных кандидатов, предлагая их «осторожнее» обсудить и провести на уездную конференцию. В числе кандидатов на конференцию намечены: Сергеева М.И. — учительница 1-й ступени г. Лихвина (дочь священника), Виноградов Н.И. (из духовного звания), Добромыслова А.В. (дочь священника) и др. Была также выставлена кандидатура члена ВКП(б) Хромушкина и то только потому, что он член укома ВКП(б). В результате такой подготовки, несмотря на противодействие фракции ВКП(б), конференция провела намеченный список. Аналогичное положение наблюдалось и на Богдановской волконференции, где кружком учителей Васильевской школы был заранее намечен список кандидатов, в который также вошли учителя: Краснопольский Иван — сын быв. помещика. Краснопольская Мария — дочь быв. помещика, Краснопольская-Фрибберг — дочь быв. помещика-дворянина и др. Часть из этих кандидатов прошли в волместком, ревкомиссию и на уездную конференцию. На Березовской волконференции кандидатуры членов ВКП(б), выставленные фракцией ВКП(б), не получили ни одного голоса и на уездную конференцию прошли исключительно беспартийные.

В результате такой подготовки большинство избранных на уездную конференцию делегатов являлись беспартийные, причем детей духовенства, быв. помещиков и торговцев; в числе делегатов членов ВКП(б) и ВЛКСМ избрано всего лишь 10 чел. 27 октября в перерыве уездной конференции в одной из чайных-столовых г. Лихвино было устроено совещание, на котором присутствовали: Сидоров — учитель Михборской школы, Щепочкин — учитель Игнатовской школы, Смирнов М.М., Проняков П.И., Беликов, Дудочкин и др., на котором обсуждался и был намечен список кандидатов в правление упроса. В список вошло все старое правление Упроса и только один член ВКП, который и был проведен на конференции. На протяжении работы волостных и уездной конференций учителей все внимание делегатов было сосредоточено на борьбе с «коммунистическим влиянием» и против кандидатур членов ВКП(б), в результате остальным вопросам мало уделялось внимания. По окончании уездной конференции учитель Соколов из с. Березов заявлял: «Вот как мы умеем работать, всех коммунистов на уездной конференции провалили и провели в правление опять своих из старого состава».

В Сухиничском у. волостные и уездная конференции учителей прошли при активном участии учительства. Особенно уделялось внимание вопросу об улучшении бытовых условий учительства и оплате труда.

На Козельской волконференции учителей кандидатуры, намеченные фракцией ВКП(б), были провалены, за исключением вновь избранного секретаря волкома ВКП(б), которого провели только после того, как был поставлен вопрос о необходимости связи конференции учителей с волпартконференцией. При голосовании кандидатов фракции ВКП(б) все школьные работники воздержались. Конференция проходила под влиянием школьных работников Любимова (сын врача) и Зерцалова. На Вязовской волконференции кандидаты, намеченные фракцией ВКП(б), были также провалены.