Из информационной сводки... № 24 с 17 по 26 августа 1927 г. 27 августа 1927 г.

Реквизиты
Тема: 
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1927.08.27
Метки: 
Источник: 
Советская деревня глазами ВЧК-ОГПУ-НКВД. 1918—1939. Документы и материалы. В 4-х т. / Т. 2. стр. 574-579
Архив: 
ЦА ФСБ РФ. Ф. 2. Оп. 5. Д. 394. Л. 96 — 97 об. Копия.

№ 251

Агитация за создание крестсоюзов

С 17 августа по 25 августа зарегистрировано 33 случая агитации за создание крестсоюзов, из них по Центру — 19 (Ярославская губ. — 5, Вятская — 1, Костромская — 2. Тамбовская — 2, Нижегородская — 5, Московская — 2 и Рязанская — 2); Северо-Западу — 2 (Ленинградская губ.); в Белоруссии — 1; на Северном Кавказе — 2 (Кубанский и Сальский округа); в Оренбургской губ. — 1; в Сибири — 5 (Томский округ — 2, Красноярский — 3) и ДВК — 3 (Амурский округ). Из 33 выступлений за КС 9 имели место на разного рода собраниях. По характеру требований выступления за КС распределяются; имеющие политический характер — 7, требования крестьянского профсоюза — 4, для регулирования цен — 7, для противодействия налоговой политике — 2 и прочих — 13.

Ярославская губ. 16 августа. В дер. Кочаево Бурмакинской вол. Ярославского у. бедняк, высказываясь за организацию крестсоюза, говорил: «Почему крестьянам не дают организовываться в свой союз? Если бы нам его разрешили, то рабочим у власти не устоять, сшибли бы».

Тамбовская губ. 16 августа. В Моршанском у. в помещении Ярославского сельсовета бедняк пос. Игнатьевка в группе крестьян говорил: «Крестьяне совсем забиты. Нужно организовать свои крестьянские союзы, чтобы защищать права крестьян от произвола коммунистов, а еще лучше было бы совсем избавиться от власти».

Костромская губ. 15 августа. В с. Костомы Костромской вол. Галичского у. на собрании членов союза строителей имело место следующее выступление: «Советы крестьянству мешают и только обирают крестьянство налогами и больше ничего не дают. Нужно организовать крестьянский союз, в который объединятся все лишенные избирательных прав, с организацией крестьянского союза крестьянам будет гораздо лучше». Аналогичного характера имело место выступление на сельском сходе этого же села, причем указывалось: «Наше село должно обязательно войти в союз, а то тяжело нам становится с коммунистами».

Сальский округ. 7 августа. На хут. Красный Гай Мостовского района на собрании крестьян несколько середняков, не давая говорить докладчику, кричали: «Давай союз хлеборобов — жить нам будет лучше и вы не будете сидеть на наших шеях, а будете работать за кусок хлеба».

Оренбургская губ. 15 августа. На общем собрании в с. Ново-Егорьевка Карлыкской вол. Кашинского у. один из крестьян говорил: «Крестьяне не имеют своего крестсоюза, который защищал бы крестьянские интересы и мог бы повлиять на уменьшение ставок служащим. Это уменьшение отразилось бы на госбюджете и вызвало бы сокращение с/х налога. Крестьяне — кормильцы своего союза, они должны стать у власти, а не служащие и рабочие. Нужно объединиться и создать свой крестсоюз и в случае войны первым долгом нужно сбить во всем государстве коренные столбы, чтобы не было дармоедов, получающих по 300 руб., а потом вести войну с буржуазией». Многие на собрании кричали «правильно».

Пораженческие настроения

Воронежская губ. 13 августа. В с. Сагунах Подгоренской вол. Россошанского у. на собрании по докладу о международном положении выступивший середняк говорил: «Мы уже повоевали, если меня погонят на войну, я лягу и буду лежать. Иностранный воин такой же, как и я, крестьянин, и убивать не будет, нам с ним драться нечего». Его выступление было поддержано криками присутствующих женщин: «Долой войну, воевать не будем». Второй из выступавших высказался: «Старые пули у нас в спине сидят. Весь народ притеснен, самая лучшая земля забрана совхозами. Кто же и за что пойдет на новую войну?». Его выступление было поддержано криками всего собрания: «Верно, правильно, воевать не будем». После того, как была предложена резолюция, указывающая: «Мы против войны, но если на нас нападут, как один поднимемся на защиту соввласти», со стороны присутствовавших раздались выкрики:

«Принять первую часть, а вторую не надо». Резолюция не голосовалась, т.к. присутствовавшие ушли с собрания.

Тамбовская губ. 15 августа. В с. Калаис Пригородной вол. Кирсановского у. на собрании в прениях по докладу о международном положении середняк говорил: «Пусть на войну идут первыми члены профсоюза, поскольку они пользуются привилегиями от правительства, а нам идти не за что». Выступавший на собрании лишенец заявил: «Соввласть виновата сама во всем. Хотя она и надеется на рабочих капиталистических стран, но ее расчеты не оправдаются, так как они видят, как коммунисты, говоря «долой террор», сами начинают расстреливать пачками». Несмотря на эти выступления, собранием было постановлено пожертвовать на оборону страны 30 руб. Когда же по докладу была предложена резолюция, в которой указывалось на готовность крестьян защищать Советский Союз, со стороны присутствовавших раздались выкрики: «Войны не желаем, на войну не пойдем. Если потребуются деньги, с целью избежания войны, уплатим несколько тысяч, лишь бы не открывалась война». В этом же духе и была принята резолюция.

Армавирский округ. На собрании в ст. Коладжинской по вопросу о разрыве Англией дипломатических отношений с Советским Союзом за резолюцию протеста против попыток Англии навязать войну никто из присутствующих не голосовал.

Майкопский округ. 7 августа. В ст. Черниговской на собрании по вопросу о международном положении из 300 чел. присутствующих за резолюцию протеста против попыток капиталистов навязать нам войну голосовало 50 чел. Остальные от голосования воздержались.

Ставропольский округ. 7 августа. В с. Кипарис на собрании по вопросу об угрозе войны присутствующие отказались голосовать за резолюцию об обороне в случае нападения капиталистических государств. Проголосовав все же резолюцию, голосовавшие, расходясь с собрания, говорили: «Напрасно мы голосовали. Ведь если будет война, нам скажут: раз вы голосовали за резолюцию, так и должны идти воевать безоговорочно».

Амурский округ. На собрании в дер. Кузьмичи Александровского района по вопросу о международном положении секретарем сельсовета, комсомольцем, была предложена резолюция: «Мы, гр[ажда]не дер. Кузьмичи, войны не желаем. Но если нам будет навязана война, то мы все, как один, пойдем на защиту нашей Советской республики». Присутствовавшие на собрании за резолюцию голосовать отказались, говоря: «Мы вам никакой резолюции не дадим, а если будет война и пойдут все амурцы, пойдем и мы, а не пойдут — и мы не пойдем».

На общем собрании в с. Пректич Мозановского района по вопросу о международном положении зажиточный крестьянин выступил против резолюции о поддержке соввласти в случае войны, заявляя: «Нам такую резолюцию, чтобы идти воевать по первому зову правительства, не надо. Пусть воюют коммунисты и рабочие. Никаких резолюций по докладу выносить не надо, за что мы будем головы класть? Кто-то будет жить за наш счет, а мы головы за них будем класть?» Резолюция была отклонена и принята другая, предложенная зажиточными: «Войны мы не хотим, она нам не нужна. Нужно усилить внимание и сосредоточить силы не на войне, а на поднятии сельского хозяйства».

Владивостокский округ. На собрании в с. Киевичи Владивостокского района за резолюцию с готовностью поддержать соввласть в случае войны голосовало 47 чел., 1 против и 59 чел. от голосования воздержалось.

Массовые выступления крестьян

Барабинский округ. 1 августа. На базаре г. Татарска толпа в 400—500 крестьян, подстрекаемая торговцами и кулаками, намеревалась избить милиционера, пытавшегося предотвратить самосуд над вором. В толпе раздавались выкрики: «Сегодня мы должны восстановить 1917 г., тогда была свобода, а теперь нас всячески притесняют... Соввласть нам совершенно не нужна, мы и без нее порядки установим... Бей милицию вместе с ворами. Бей всех подряд, нас много... Пойдем разбирать склад оружия — пусть тогда с нами справятся» и т.п. Прибывшим на место представителям райкома ВКП и райисполкома толпа не давала говорить. Ввиду того, что положение приняло угрожающий характер, в помощь милиции пришлось вызвать взвод кр[асноармей]цев и только после этого толпа разошлась.

Каменский округ. В с. Быструха Кочновского района крестьянами на базар для продажи была вывезена масса леса самовольной порубки. С целью выявления самовольных порубщиков на базар были командированы 2 лесорубщика с двумя представителями сельсовета. Лесорубщики, узнав об этом, стали разбегаться. Для того, чтобы остановить разбегающихся, одним из объездчиков был дан выстрел в воздух. Подстрекаемые неизвестными, лесорубщики и находящиеся на базаре крестьяне пытались убить его. Прибывших на место председателя и члена сельсовета толпа, подстрекаемая одним из членов сельсовета, намеревалась убить вместе с объездчиками. Только после того, как предсельсовета арестовал обоих лесообъездчиков, толпа успокоилась.

Укрытие объектов обложения

Иваново-Вознесенская губ. 15 августа. В Палеховской вол. Шуйского у. после того, как налоговой комиссией были составлены сводки учета неземледельческих доходов, оказалось, что по сравнению с прошлым годом получился недоучет на 23%. Недоучет вызван тем, что некоторые сельские учетные комиссии из-за боязни недооблагали доходы зажиточных и кулаков, а также тем, что в некоторые учетные комиссии прошли зажиточные, умышленно недооблагавшие неземледельческие доходы. Исправление допущенных ошибок путем повышения сумм обложения зажиточных в отдельных случаях встречает с их стороны организованный протест. Так, в с. М. Дорках после того, как стало известно, что увеличены учетные ставки по хозяйствам зажиточных кустарей, среди них организовалась группировка в составе председателя церковного совета, члена церковного совета и зажиточного кустаря, поставившая целью воспрепятствовать проведению в жизнь этого постановления. Им удалось сгруппировать вокруг себя часть середняков и бедняков. Имея поддержку части крестьян, группировка решила открыто выступить против решения налоговой комиссии, использовав для этой цели пленум сельсовета. На пленуме выступивший председатель церковного совета говорил: «Я заявляю, чтобы предсельсовета постарался понизить налог с мужиков — трудовиков, вот это нам только и нужно, а больше ничего». Его выступление было поддержано присутствовавшими, которые, подняв шум, кричали: «Власть не наша, а ваша, что хотите вы, то и делаете... Мы налог платить не будем, соввласть обирает крестьян». Раздавались также угрозы по адресу председателя ВИКа. В результате пленум сельсовета был сорван.

В Сапулинской вол. Шуйского у. председатель Сойлеицкого райсовета на созванном заседании сельской учетной комиссии настоял отказаться от переучета доходов кустарей, предложенного волналоговой комиссией, и вынесено постановление: «По принципам выжимания, как это было во время военного коммунизма, мы не хотим брать с мужиков налога. Работу мы признаем правильной, а если еще что нужно ВИКу, то пусть сам и делает».

В Платинском районе Афанасьевской вол. Шуйского у. уполномоченные с. Иваново-Ильино и Пахтино категорически отказались подписать вновь составленные волналоговой комиссией поселенные списки, указывая, что сумма дохода кустарей преувеличена. В этой же вол. председатель Харитоновского райсовета и уполномоченные от селений точно также отказались подписывать поселенные списки, заявляя: «Если ранее учтенные суммы заработков кустарей будут увеличены, мы с совещания уйдем домой».

Новосибирский округ, 16 августа. В пос. Ново-Александровском Алексеевского района организовалась группа, состоящая из 5 зажиточных и 2 середняков, решившая организованно проводить укрытие посевов и периодически устраивавшая собрания.

Агитация против уплаты налога

Ленинградская губ. 15 августа. В дер. Роц Красносельской вол. Троицкого у. на собрании крестьян по вопросу об уплате с/х налога учитель говорил: «Не надо спешить платить новый налог, скоро будет перемена власти, а новая власть налог с вас не потребует».

Смоленская губ. 15 августа. В Смоленском у. организовавшаяся под руководством учителя Вальчковской школы 1 ступени группа кулаков и зажиточных на одном из заседаний сельсовета выработала и предложила резолюцию, в которой указывалось, что с целью развития сельского хозяйства необходимо отказаться от уплаты налога.

Земельная борьба

Рязанская губ. 20 августа. Касимовская УЗК постановила часть лесопастбищного участка, находившегося до сего времени в фактическом пользовании дер. Китово Гублицкой вол., передать в пользование дер. Урядино. В результате для крестьян дер. Китово был закрыт доступ к водопою. Представители ВИКа, выехавшие для отвода участка, были встречены крестьянами дер. Китово, которые пытались их избить, причем из толпы было произведено несколько выстрелов. Представители ВИКа вынуждены были уехать, не приступив к работе.

Ленинградская губ. 15 августа. В дер. Орел Гдовской вол. Гдовского у. в 1926 г. было проведено землеустройство, прошедшее в пользу бедняков и середняков. Группа зажиточных и кулаков в числе 18 чел. во главе с участником белых банд проведенное землеустройство обжаловала и добилась постановления суд[ебной] зем[ельной] комиссии о проведении нового землеустройства. В настоящее время зажиточные кр[естья]не пашут свои прежние земли.

Кубанский округ. 10 августа. В ст. Успенской Ново-Покровского района группировка антисоветски настроенных казаков в числе 5 чел. (4 зажиточных и 1 бедняк) всячески противодействует проведению землеустройства. Группа неоднократно срывала собрания по вопросу о землеустройстве и предлагала землеустроителю от имени не желающих землеустройства взятку в размере 7000 руб. Когда землеустроитель от взятки отказался, было вывешено анонимное объявление с угрозой убийством заместителя председателя стансовета и землеустроителя.

Сословная рознь между казаками и иногородними

Сальский округ. 7 августа. В ст. Рязанской казак (быв. бандит) в связи с усиливающимися слухами о войне угрожает иногородним: «Мы вот скоро вам устроим воробьиную ночь, уничтожим даже тех, кто в люльке качается, за одну ночь уничтожим всех от мала до велика. Я родился казаком и умру казаком, а с законами соввласти я никогда не согласен».

«Красный террор»

Ставропольский округ. 7 августа. В с. Митрофановском Двинского района зажиточные всячески противодействуют землеустройству. Быв. красные партизаны крайне озлоблены против кулаков и предполагают учинить расправу над ними. Один партизан, подговорив другого, явился к местному милиционеру и предложил ему совместно с ним убить 2—3 кулаков. Милиционер отказался. В этом же селе 23 июля у кулака был совершен поджог скирда хлеба и 50 возов сена. Здесь же беднота пыталась избить предсельсовета, заподозрив его в потворстве кулакам.