Из доклада особого отдела ОГПУ Приволжского военного округа «О бандитизме». Не ранее 1 апреля 1926 г.
№ 212
Из доклада особого отдела ОГПУ100 Приволжского военного округа «О бандитизме».
...В спецдокладе по КРО на 1 февраля сего года101 нами было высказано предположение, основанное на опыте прошлых лет, о том, что с наступлением осенне-летнего периода банддвижение примет более широкие размеры, что нашло в течение последних месяцев фактическое подтверждение. Так, на 1 февраля 1926 г. мы имеем 14 банд численностью 81 чел., на 1 марта 1926 г. — банд — 12, с количеством 64 чел. при 17 заводных лошадях1* и на 1 апреля (в период распутицы) — банд — 11 с количеством 52 чел. при 13 заводных лошадях. Причем, в данном случае общее численное уменьшение относится не за счет затихающего банддвижения, а за счет того, что за февраль—март были сняты с учета банды, возникшие и оперировавшие летом и осенью прошлого года и не проявившие себя в течение зимних месяцев, как например, банды неизвестного наименования № 1, 2, 3 и 4, Филякина—Лябина и банда Букая Сабитова, ликвидированная на территории Уральской губ. Из перечисленных выше банд политической окраски ни одна не имеет.
Отчетный период сопровождался ростом активности старых учетных банд Озон Очаева и Ждакаевых и ростом новых, которых мы имеем: на территории Марийской обл. и Чувашской республики оперирующие банды № 7 и 8, причем последняя ликвидирована по истечении месяца со дня обнаружения; в Сталинградской губ. банда № 9, состоящая из калмыков, численностью 8 чел., которая была нами особо отмечена в оперразведсводке № 42* в силу того, что в банде, по непроверенным сведениям, появляется известный в свое время руководитель банды Киселев. Там же банда № 10, численностью 4 чел. и состоящая из киргиз; в Самарской губ. перебросившаяся из Уральской губ. банда Бурашева Усмана, сведения о появлении которой в настоящее время проверяются.
В отдельности банддвижение за отчетное время сопровождалось следующими моментами:
1. До сего времени продолжает оставаться не ликвидированной банда Озон Очаева, которая оперирует в Калмыцкой обл. с 1923 г. Поднявшаяся активность банды заставила КРО о[собого] о[тдела] При[волжского] в[оенного] о[круга] обратить сугубое внимание на вопрос ликвидации ее. В целях чего Калмыцкому облотделу дан целый ряд директив и пересланы деньги в сумме 200 руб., ибо до этого Калмыцкий облотдел без соответствующих средств сделать ничего не мог, о чем вам подробно сообщено № 1690 от 19 марта 1926 г.
2. Вслед за Озон Очаевым проявляет активность банда Ждакаевых, оперирующая на территории Пензенской губ. В течение зимних месяцев названная банда активности не проявляла, а по имевшимся в январе сведениям, она совершенно распалась, так как главари якобы выехали в Сасовский у. Рязанской губ., но с приближением весенних месяцев банда опять проявляет активность, которая ознаменовалась крупным ограблением на 2,6 тыс. руб. Внидреевского лесничества (наша оперразведсводка № Ц)3*.
3. До сих пор не проявляют активности банды Бойнева, Фролова и Крестина, первая — в Пензенской губ., вторая — в Татреспублике и Ульяновской губ. и третья — в Ульяновской губ., причем в целях преследования банды Бойнева в январе выслан отряд численностью 5 чел. во главе с инспектором уголовного] р[озыска], результаты действий которого до сих пор остаются неизвестными. В целях ликвидации банды Фролова применяется попытка влития осведомления по линии ОГПУ, результатов чего до сих пор не поступало, так как работа в этом направлении начата лишь в марте сего года...
В отчетный период в области борьбы с банддвижением ликвидирована оперировавшая продолжительное время на территории Саратовской и Уральской губерний банда Букая Сабитова при следующих обстоятельствах.
Работа по ликвидации велась Уральским губотделом в контакте с Саратовским, причем в начале операции по банде Ново-Узенским уголовным р[озыском] Саратовской губ. в таковую был влит осведомитель, дававший сведения высланному Уральским губотделом ОГПУ отряду в 15 чел. под командой Кузнецова, который, получив однажды сведения о местонахождении банды, имел с нею перестрелку, не давшую результатов, благодаря трусости командира отряда Кузнецова, который спрятался под сани и дал банде уйти, несмотря на численное превосходство своего отряда.
Учитывая такое положение, Уральский губотдел передал команду отрядом т. Кукс, причем последний, оставив себе двух красноармейцев, остальную часть отряда отправил назад в Уральск, а сам остался в с. Таловке для ведения переговоров с Сабитовым о добровольной сдаче. После предъявления Сабитову фиктивных документов уральских губернских властей о помиловании и зачтения их на общем собрании граждан с. Таловки Сабитов со своими сподвижниками в количестве 7 чел. сдался, причем был обыскан, во время чего фиктивные документы были изъяты и сожжены. В настоящее время Сабитов из Саратова направлен в г. Уральск.
Кроме того отмечается, что развивавшееся в январе скотокрадство на территории Астраханской губ. и Калмыцкой обл. к концу отчетного периода быстро пошло в сторону уменьшения, что по Астраханской губ. объясняется следующим. Произведенные изъятия части скотокрадов в количестве 9 чел. из прилегающей Букеевской губ. обеспечило относительное спокойствие в Харабалинском и Н.-Баскунчакском районах. За последние 3 месяца в указанных районах, ранее отличавшихся особенным скотокрадством, зарегистрирован всего один случай угона скота калмыцкими скотокрадами.
При ближайшем ознакомлении с мерами борьбы против скотокрадов калмыцкими властями обнаружено, что меры эти чрезвычайно мягки, и на местах на скотокрадство смотрят как на неизлечимое бытовое явление калмыцкой национальности. Иллюстрация состояния дел, например, в Яндыко-Мочажном улусе Калмыцкой обл., в достаточной степени характеризует меры «борьбы» со скотокрадством. По данным нарсудьи названного района, по делам следствия и дознания проходят 168 скотокрадов, из них русских (Астраханская губ.) — 33, калмыков — 135. Из указанного количества осуждены: условно — 3, приговорено на 6 месяцев — 4, прекращено — 45 дел, оправданы — 2, осуждены [на срок] от 2 месяцев до 4 лет — 7. Остальная масса дел годами находится в производстве следствия. Все скотокрады гуляют на воле, вследствие чего опыт развития агентурной работы по выявлению скотокрадов столкнулся с нежеланием и отказом населения оказывать содействие в данном направлении, мотивируя свои отказы ненаказуемостью скотокрадов, боязнью быть разоблаченными и этим самым навлечь на себя месть скотокрадов.
Такое положение понудило пойти в деле борьбы со скотокрадством по линии наименьшего сопротивления, а именно: выявить в наиболее пораженных районах весь зарегистрированный скотокраднический элемент, неоднократно судившихся и замеченных, на предмет применения к ним административной высылки. Усилить степень наказуемости до максимума, меру пресечения избирать — исключительно содержание под стражей, впредь до полного выяснения виновности. Использовать в качестве материалов для применения административной высылки все дела, по коим суд с форменной стороны вынужден вынести условное наказание.
Намеченные мероприятия, частью уже проведенные и проводимые в жизнь, возымели соответствующее воздействие на скотокрадов. Калмыки, видя такую жестокость карательных органов, прекратили свою деятельность на территории Астраханской губ.
Таким образом, в основе борьбы с бандитизмом лежит одна основная задача: поскольку борьба с бандитизмом путем высылки отдельных отрядов для преследования банд абсолютно никаких реальных результатов не дает, КРО о[собого] о[тдела] При[волжского] в[оенного] о[круга] в каждом отдельном случае делает указания местам об обязательном создании внутреннего осведомления по бандам в районах, где банддвижение уже развито, и там, где есть основание предполагать его развитие, из состава амнистированных и отбывших сроки бандитов, их пособников, связников4* и т.д., как это имело место в связи с ожидающимся арестом банды Киселева.
Данная мера борьбы, носящая более профилактический характер, в большей степени сможет обеспечить спокойствие в тех районах, где банддвижение находит себе почву.
1* Так в тексте.
2* Названная сводка не обнаружена.
3*Оперразведсводка не обнаружена.
4* Так в тексте.
100 В условиях разрастающейся гражданской войны правительство большевиков пришло к выводу об организации чрезвычайных комиссий в армии. Первой армейской ЧК стала чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией на Чехословацком (Восточном) фронте во главе с М.Я.Лацисом. Затем были созданы ЧК Северного, Южного и Западного фронтов и в подчиненных им армиях.
Чрезвычайная обстановка, параллелизм в работе, факты предательства поставили на повестку дня вопросы реогранизации органов военной контрразведки — их ревизии и чистки личного состава, так как имели место факты измены и бездеятельности. Военконтроль был подчинен Реввоенсовету, а центральные подразделения контрразведки Высшего Военного Совета и Всероссийского Главного штаба упразднены. В начале декабря 1918 г. в составе ВЧК был создан Военный отдел во главе с М.С.Кедровым и начался интенсивный процесс организации фронтовых и армейских ЧК. По соглашению с наркомом Л.Д.Троцким было выработано «Общее положение о чрезвычайных комиссиях в действующей армии», которым вменялось: очищение командного состава, штабов и всех красноармейских частей от контрреволюционных элементов; борьба с неприятельским шпионажем; разведка в тылу неприятеля.
19 декабря 1918 г. вопрос был вынесен на бюро ЦК РКП(б), на котором при участии В.И.Ленина решили объединить органы военконтроля и фронтовые ЧК в особые отделы, а в центре начальником особого отдела ВЧК назначить М.С.Кедрова. 1 января 1919 г. он издал приказ, который был направлен во все военные учреждения и органы ВЧК. В нем указывалось: «Постановлением Реввоенсовета и ВЧК дело борьбы со шпионажем и с контрреволюцией объединяется во вновь организованном особом отделе, в состав которого вошли Отвоенкон[троль] Реввоенсовета и военный отдел ВЧК. На основании означенного постановления особый отдел предписывает:
приступить к слиянию военного контроля и военотделов местных ЧК и организации как на фронте, так и в округах, и губерниях особых отделов фронтов и армий, военокругов и губерний;
поручить фронтовым и армейским отделам борьбу с контрреволюцией и шпионажем в частях и учреждениях, действующих на фронте, а окружным и губернским — в тылу;
подчинить особотделы армий особотделам фронтов, а особотделы губерний окружным особотделам (речь идет об особых отделах военного округа);
военным комиссарам округов и губерний контролировать исполнение военных заданий особотделами округов и губерний по принадлежности...;
организовать в пограничных, железнодорожных и шоссейных пунктах пропускные пункты особотделов, возложив на них обязанность по досмотру документов и предметов лиц, следующих через границу или демаркационную линию».
6 февраля 1919 г. ВЦИК утвердил положение об особых отделах ВЧК, согласно которому на него возлагались задачи по ограждению частей Красной армии от происков контрреволюционных элементов, борьба со шпионажем и преступлениями по должности, заграничная и зафронтовая работа. Положение сохраняло принцип двойного подчинения особых отделов РВС и ВЧК. В годы гражданской войны, помимо М.С.Кедрова, особый отдел ВЧК возглавляли Ф.Э.Дзержинский и В.Р.Менжинский.
В декабре 1921 г. на Всероссийском съезде советов было принято постановление о реорганизации ВЧК и ее местных органов. Образовано Главное политическое управление (ГПУ) при НКВД РСФСР под личным председательством Ф.Э.Дзержинского. Постановлением ВЦИК от 6 февраля 1922 г. было определено положение об особом отделе, входившем в состав Секретно-оперативного управления ГПУ. По приказу ГПУ от 1 сентября 1922 г. в функции особого отдела входила работа по выявлению должностных преступлений, а также охрана границ республики. Начальником особого отдела ГПУ при НКВД РСФСР являлся Г.Г.Ягода. 21 ноября 1923 г. ГПУ было преобразовано в ОГПУ. Существенно повысился статус нового ведомства, вышедшего из-под юрисдикции Наркомата внутренних дел. В компетенцию ОГПУ входило и непосредственное руководство, и управление особыми отделами флотов и армий. Особый отдел по-прежнему входил в Секретно-оперативное управление ОГПУ, начальником которого 30 июля 1927 г. был назначен зам. председателя ОГПУ Г.Г.Ягода. 10 ноября 1930 г. для объединения работы по борьбе со шпионажем и антисоветскими проявлениями, как в самой Красной армии, так и вне ее, контрразведывательный отдел и восточный отдел ОГПУ были расформированы и влиты в особый отдел ОГПУ с сохранением за ним прежних функций.
101 В спецдокладе № 1 по линии контрразведывательного отделения особого отдела ОГПУ Приволжского военного округа освещалось политическое и экономическое положение в Татарской АССР, в автономной Республике Немцев Поволжья, а также Вотской, Марийской, Калмыцкой, Чувашской автономных областях, Ульяновской, Оренбургской, Самарской, Пензенской, Саратовской, Сталинградской и Астраханской областях по состоянию на 1 февраля 1926 г. В разделе доклада «Настроение крестьянства» отмечалось, что в округе оно «в общем удовлетворительное, ввиду взятого нового курса партии в деревне». Наряду с этим указывалось на недовольство крестьян по поводу «ударной кампании», связанной со сбором сельхозналога и взиманием семенной ссуды. Авторы делали вывод, что такое положение создавалось по причине отсутствия у крестьян денежных средств, особенно у середняков и частично у бедняков, которое имели соответствующие льготы. «Слабое поступление налога, — говорилось в докладе, — объясняется тем, что крестьяне, имея у себя ограниченный запас хлеба, не распродают его, выжидая более подходящих цен к весне». Помимо ситуации в деревне в документе делался обзор дел по линии борьбы со шпионажем и бандитизмом (ЦА ФСБ РФ. Ф. 2. Оп. 4. Д. 216. Л. 1—27).