Докладная записка председателя ОГПУ Ф.Э.Дзержинского в Политбюро ЦК РКП(б) об экономическом положении. 9 июля 1924 г.

Реквизиты
Тема: 
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1924.07.09
Источник: 
Советская деревня глазами ВЧК-ОГПУ-НКВД. 1918—1939. Документы и материалы. В 4-х т. / Т. 2. стр. 223-227
Архив: 
ЦА ФСБ РФ. Ф. 2. Оп. 2. Д. 746. Л. 14—22. Копия.

№ 156

Генеральному секретарю т. Сталину

В связи с неурожаем на Юго-Востоке белогвардейцы и все враги Советской власти возлагают большие надежды, надеясь на широкое крестьянское антисоветское движение, которое должно сказаться и на нашей Красной Армии. Они надеются на то, что движение это пойдет под их руководством благодаря осевшим в большом количестве среди крестьянства уцелевшим белым офицерам, а также вернувшимся из-за границы врангелевцам. Их очагами являются: Поволжье (Саратовская губ.), Юго-Восток (Донская и Кубанская области), Украина и Крым (Крымская организация [численностью] свыше 400 чел., разбросанная по деревням и крепко связанная с кулачеством — ныне ликвидирована), ДВО и другие, как Тамбовская губ. Они надеются на вычищенных студентов, на сокращенных совслужащих, на озлобление вытесняемых торговцев.

Нами — ОГПУ — разрабатывается сейчас ряд мер — по нашей линии — увеличения бдительности, учета, изъятий, улучшения информации, связи и т.д., но это меры второстепенного значения. Считаю, что ЦК должен наметить и принять ряд мер, которые в корне должны были бы подорвать чаяния врагов. Текущая помощь голодающим здесь недостаточна. Необходимо принять такие меры, которые создали бы в крестьянстве уверенность, что Советская власть предупредит на будущее время неурожай и поведет решительную предупреждающую кампанию. Это значит, необходимо в срочном порядке и гласно приступить к разработке огромных мелиоративных работ, хотя и рассчитанных на десятки лет, но практически осуществляемых уже с этого года. Приступить к этим работам не будет трудно, так как в Госплане такой мелиоративный план уже давно разработан профессором Костиковым.

Эти мелиоративные работы необходимы и для того, чтобы дать работу наплывающим в огромном количестве из деревень безработным, которых ни наша промышленность, ни города не в состоянии содержать и дать работу. Этот же наплыв безработных сигнализирует об огромной опасности, надвигающейся на нас из деревни. Эту опасность можно предотвратить лишь развертыванием широких общественных, в первую очередь, мелиоративных работ, где не нужен квалифицированный труд. Но эти работы никоим образом не должны придумываться кассами социального обеспечения, ибо такие общественные работы, как доказала практика, это только видимость работ, а в сущности — соцобез. Необходим широко задуманный перспективный план работ — грандиозные мелиоративные работы.

Вместе с тем необходимо снова обратить внимание всего рабочего класса и всей партии на намечающуюся трещину в союзе между рабочими и крестьянами. Темп поднятия уровня жизни рабочих и крестьян не только неодинаков, но резко разошелся. Уровень жизни рабочих растет непропорционально быстро без достаточной для этого экономической базы. Крестьяне это видят, видят через своих безработных, видят через связь с рабочими во время их отпуска. И то, что они видят, и что видят у них рабочие-отпускники, затем сказывается и в нашей партии, и у рабочих Кронштадтом, или более мягкими формами. Союз рабочих и крестьян — не только гениальная мысль т. Ленина, не только принцип нашей политики, но и объективный факт, нарушение которого угрожает катастрофой государству. Вот иллюстрация настроения крестьян:

На волостных конференциях крестьянами Орехово-Зуевского у. задавались следующие характерные вопросы:

1. Почему крестьяне не пользуются социальным страхованием, как и рабочие.

2.    Почему прекращена запись крестьян на биржи труда.

3.    Почему безработица увеличивается, между тем как промышленность расширяется.

4.    Почему рабочие пользуются и отпусками, и домами отдыха, а с крестьян берут только налоги.

Между тем, уровень зарплаты и накладные расходы на зарплату, как социальное страхование, культнужды и т.д. ни в какой мере не соответствуют результатам труда и общим размерам продукции, которая по своей дороговизне все-таки не соответствует платежеспособности крестьянства. Вот данные потребления населением 1913 г. и ныне:

На душу [населения] в СССР

1913 г.

1922—23 г.

1924 г.

% от 1913 г. (предполагаемое)

Керосин (в пудах)

0,379

0,116

0,147

39%

Соль (в фунтах)

28,06

14,93

20,15

72%

Чугун (в пудах)

1,7

0,15

0,24

14%

Сталь (в пудах)

1,79

0,27

0,4

22%

Хлопчатобумажная ткань (аршинах)

17,3

5,3

6,8

39%

Галош в год на 1000 чел./пар

178

38

52

30%

Спичек (коробок)

21,6

10,4

13,2

61%

Сахар (в фунтах)

19,3

3,2

6,4

33%

Табак (кур. ед.)

313

120

147

47%

Бумага (в фунтах)

6,6

1,7

2,4

36%

Если с этим ничтожным общим потреблением сопоставить реальную (по бюджетному индексу) зарплату, преуменьшенно начисляемую ВЦСПС82 и Струмилиным (Госплан) в среднем в 65% от довоенной без учета скрытых видов зарплаты, коммунальных услуг, без расходов на социальное страхование, культнужды и прочих начислений — при 8-часовом дне и охране труда согласно нашего кодекса, — то разница в положении рабочих и крестьян ярко ясна. Между тем, эти 65% явно преуменьшены.

И вот здесь я должен поднять второй вопрос — о зарплате и производительности труда, тесно связанный с первым.

С легкой руки Струмилина, а затем Рейнгольда (передовица в «Экономической жизни »83) и Догадова (в докладе на пленуме ВЦСПС84) брошена как факт цифра 75% общей, средней производительности труда от довоенной, т.е., что на одного участника производства падает сейчас в месяц 75% от продукции 1913 г.

И вот все газеты, «Правда», «Труд», «Рабочая газета», «Экономическая жизнь», пишут статьи, заметки и помещают изо дня в день безответственные корреспонденции, что производительность труда достигла довоенной, превысила ее процентов на 20—25, а зарплата отстала и т.д. Между тем, для каждого, умеющего смотреть на все открытыми глазами, ясно, что это вранье.

Один я остаюсь голосом вопиющего, мне самому приходится и возбуждать вопрос, и защищать правильную точку зрения, и даже пускаться в не свойственное мне дело — писать статьи и вести печатную полемику. Но голос мой слаб, никто ему не внемлет. Я должен поэтому и обращаться в Политбюро, и привести типичные примеры, отчасти опубликованные мной в печати и никем еще прямо не опровергнутые, но косвенно, обиняками опорочиваемые1*.

Только в ЦК, при таком инертном и уставшем отношении тех, кому этим ведать надлежит, только партия в целом сможет поднять и решить этот вопрос, делающийся первоочередным в связи с новым недородом и мобилизацией всех враждебных сил от меньшевика до Николая Николаевича Романова и Кирилла Владимировича Романова и Ноя Жордания.

Надо союзу с крестьянством дать не только агитпроповское, но и материальное содержание. Надо увязать развитие и положение промышленности с нуждами и положением крестьянства.

Я формулирую мои мысли следующим образом.

Советское государство должно поднять по большому плану огромные мелиоративные работы. Оно должно оказать промышленности поддержку прежде всего в той части, которая направлена на удовлетворение потребностей крестьянства и на удешевление предметов этого потребления. Оно должно ассигновать через с/х банк крупные средства на восстановление и улучшение орудий с/х и его технического улучшения, т. е. на поддержку производства с/х машин, тракторов и т.п.

В области промышленной необходимо быстрым темпом расширить производство и значительно удешевить в производстве и торговле не только предметы широкого потребления, но и топливо, металл и основное сырье. Для этого необходимо во главу угла всей нашей политики и всего действенного сознания партии и всего рабочего класса поставить задачу поднятия во что бы то ни стало производительности труда и удешевления производства. Для этого необходимо прекратить всякие разговоры о повышении номинала зарплаты, поставив перед всеми задачу реального его увеличения путем удешевления предметов потребления, путем повышения покупной способности червонного рубля.

Необходимо об этом дать партдирективу и строго следить за ее исполнением всеми без изъятия. Необходимо запретить писать в наших газетах небылицы о наших успехах, необходимо запретить заниматься учеными и волокитными опровержениями того, что ясно каждому, а именно, что мы мало производим и много потребляем; необходимо покончить с рвачеством по линии зарплаты и создать твердое руководство в сторону действенного подхода к осуществлению на деле союза с крестьянами; необходимо твердое сознание всех рабочих, что борьба с неурожаями, нынешними и по предупреждению [их] в будущем, потребует жертв со стороны рабочих.

Кроме того, нам необходимо пересмотреть расходы на Красную Армию. Они нам непосильны, они нас экономически подрезают, и они при всей своей (относительной, конечно) огромности не дают для обороны того, что следовало бы. У нас на технику идет очень мало, большая часть сметы проживается, хотя войск у нас сейчас очень мало, судя хотя бы по Москве, где трудно из-за отсутствия достаточного количества строевых (бойцов) устроить даже парад. Я думаю, кадровый постоянный контингент полевых войск должен быть максимально сокращен — обратив все внимание на технику, на Всевобуч, спорт, физкультуру и пр., прежде всего обратив все средства для поднятия советского патриотизма у рабочих и крестьян.

Если эта моя докладная записка будет в общем признана заслуживающей внимания, то лучше всего, если Политбюро поручит соответствующим товарищам подработать вопрос и сформулировать точные предложения.

9 июля 1924 г.

Ф. Дзержинский.

Р.S. При сем «Краткий политический обзор о крестьянстве на основании материалов ОГПУ2*. Обзор заслуживает внимания как материал о теневых сторонах в деревне.

1* Таблица о производительности труда, величине заработной платы и количестве рабочих на промышленных предприятиях в 1913 г. и в 1923/24 гг. дана в Приложении N° 1.

2* Указанный документ в деле не обнаружен.

82 ВЦСПС — Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов — центральный орган профессиональных союзов СССР, осуществлявший руководство всей их деятельностью в промежутках между съездами профсоюзов СССР. Избирался на съезде профсоюзов на 4 года, состоял из членов и кандидатов в члены ВЦСПС.

83 Речь идет о статье И.Рейнгольда ««Ножницы» сомкнулись», опубликованной в газете «Экономическая жизнь» 22 апреля 1924 г. (№ 167). В ответной статье «Сомкнулись ли «ножницы»» (Экономическая жизнь. 1924. 26 апреля. № 171) А.Кактынь назвал данные Рейнгольда весьма случайными, на основе которых были сделаны весьма поверхностные выводы о том, что проблема «ножниц» решена. По мнению Кактыня, хозяйство страны стояло перед новым, неизбежным по сезонным экономическим причинам раздвижением «ножниц» и вместо того, чтобы себя успокаивать, нужно было принять все меры к избежанию тех крайностей, которые имелись в 1923 г. (см. прим. № 53).

84    Речь идет о 5-ом пленуме ВЦСПС, состоявшемся 2 июня 1924 г. На заседании пленума с отчетным докладом президиума выступил А.И.Догадов. в докладе отмечалось, что работа президиума протекала в условиях оживления народного хозяйства и повышения трудовой активности рабочих. Было отмечено, что производительность труда рабочих достигла в среднем 75%) довоенной и что к середине 1924 г. рост производительности труда приостановился. В прениях по докладу выступил Ф.Э.Дзержинский. Его выступление было посвящено вопросу взаимосвязи роста заработной платы с производительностью труда. На Пленуме были установлены нормы представительства на предстоявшем съезде профсоюзов и произведены довыборы в Президиум ВЦСПС. (Экономическая жизнь. 1924. 3 июня).