Из сводки крестьянских писем в армию 3-го отделения отдела политконтроля ОГПУ за март—май 1924 г. 2 июля 1924 г.

Реквизиты
Тема: 
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1924.07.02
Метки: 
Источник: 
Советская деревня глазами ВЧК-ОГПУ-НКВД. 1918—1939. Документы и материалы. В 4-х т. / Т. 2. стр. 212-223
Архив: 
РГАЭ. Ф. 478. Оп. 1. Д. 1422. Л. 194—206. Заверенная копия.

№ 155

Амурская область

Вознесенск. Ко мне ходят мужики и спорят из-за Советской власти. Все недовольны соввластью и я себе нажил врагов. Идут споры о запашке общественной земли. Хочу организовать избу-читальню, являюсь инициатором, записалось членов 17 чел., но я за это получил в насмешку прозвище «второй Ленин» и ругают, говорят, что хочет запутать нас всех в коммуну, надо его убить, а то и нам попадет. И вот с презрением относятся ко мне и ненавистью. Еще плохо, что сеять нечего, семян нет, выдали всего три пуда. И вот когда записывали, то многие боялись, чтобы не запутали в коммуну и не записались, а теперь, когда получили скандал, кричат: «Давай!».

Свободный, 18 апреля. Налога уплатили нынче 146 руб. 88 коп., все на свете пораспродали, продал коней двух и вывез последний хлеб, если бы не уплатил — 1 год тюрьмы. Многие сидели в тюрьме. Цены за налог были поставлены очень низкие: овес — 30 коп. [за] пуд, пшеница — 1 руб. и до 1 руб. 50 коп., мука-вальцовка — 2 руб. 60 коп., мясо — 3 руб. 20 коп. [за] пуд, кони на базаре были 25 руб. — 30, 35 руб. и 50 руб.; 29 лет на свете прожил, но такой жизни не видал, овсяный хлеб не ел, но сейчас ем, да и вся деревня ест. Церковный дом отбирают, таков издан приказ от вашей власти, что общественные дома отбирают под коммуну. Был председателем сельсовета, но сегодня пришла бумага меня сменить, как псаломщика. Много уехало в Китай, которые попродали дома, а которые запрягут ночью коней и до свиданья.

...Воронежская губ.

Село Старожевское Пригородной вол. Местные власти на нас внимания не обращают. Находясь на военной службе, я никогда духом не падал, но когда попал в среду такой массы, в селе пьянство, безобразие — это невозможно. Еще прибыл как раз под посев ярового хлеба, семян у меня не было, пошел в комитет взаимопомощи, мне сказали нет семян, а кулачкам дали по несколько пудов, а мне уж приходится бросать землю незасеянной или кулаку отдать. Я не в силах купить семян, а власти отказали. Мы отдали молодую цветущую жизнь за светлое будущее, но нас еще притесняют какие-нибудь несчастные кулаки.

Вятская губ.

Яранск12 апреля. Налог не платили, за налог все описали, платить нечем. За лошадь не платили — нечем.

...Советск, 3 марта. Идет весна, надо семян, не знаю чем сеять, хотя состою членом комитета взаимопомощи, так может и выдадут. Ты еще пишешь о продналоге, скинули 10 пуд. 5 фунтов, а 75 тыс. заплатили деньгами за 15 пуд., так и думал, что лишусь коровы, но удержался.

Серпур, 25 марта. Живем не в очень радостном положении ввиду громадности налога, что налог сильно турят, а платить его нечем, приходится кого-нибудь продавать из скота, а так никак не выплатить, всего 89 пуд. 28 фунтов. Вы знаете наше положение, что не очень богатого, но все почти заплатили, которые зарабатывают, [а] которые соседи продали последних коров, и мне придется тоже продать лошадь или корову, но я пока не продаю, не решаюсь.

...Симаки31 марта. Состоим членом с/х молочной артели. Вся наша деревня подписалась в члены, у кого есть коровы, те носят молоко в центр артели.

...Петробуйское2 апреля. Меня скоро арестуют за продналог, хлеб опечатан до Масленицы, всего хлеба опечатано пудов 15. Продналог заплатил 20 пуд., платить еще 40, скоро буду отбывать арест 7 суток при волости, а потом не знаю, что будет, наверное, суд, а после суда, может быть, посадят в острог или угонят работать.

Адоким, 15 апреля. Дорогой товарищ, пропишите мне в письме, что учат на ваших курсах, нельзя ли и мне поступить на зимний период учиться, я хотя и старше вас, но душа моя просит знания. И узнай, и пропиши мне условия курсов, и сколько, и в каких курсах учат, и чему. Вы, если поедете в наши края, то, пожалуйста, привезите книг по сельскому хозяйству и журнал «Безбожник».

Дер. Жданухина Адышевской вол., 25 апреля. 24-го прихожу в волость встать на учет, спрашиваю: «А где председатель?» Делопроизводитель отвечает: «Он уехал по волости по делам службы». Делает отметку в книжке, вынимает печать из кармана и ставит на книжке. Я, безусловно, удивился, что доверяет председатель печать какому-то писарю. Потом пошел в библиотеку, в библиотеке, можно сказать, ни черта нет: ни плакатов, ни газет и даже книг, какие бы нужны для крестьянина, газета только местная «Вятская правда», крестьянских газет никаких, журналов тоже, центральных газет тоже нет, не бывает. Население волости — 4,5 тыс. чел. Союза молодежи нет. Ячейки РКП нет и даже в волости ни одного члена партии нет. Библиотекарша говорит, что никакой работы не проводится: ни лекций, ни бесед. Иду обратно домой. У исполкома смотрю, с квартиры выглядывает председатель, зашел я к нему на квартиру, он только что изволил встать, а время было уже 12 час. 45 мин. Я спрашиваю: «Почему так долго спите?». Он говорит, что пришел на рассвете в доску пьяный и еще, говорит, не проспался. Да, действительно, он был еще полупьяный и с опухшей рожей, говорит, не скрывает ничего. Самогонку в волости варят вовсю, но только, говорит, черти, продают по 2 руб. 30 коп. за четверть. Много я не стал с ним говорить, тут еще был какой-то курьер, откуда-то приехал, тоже полупьяный.

Новодеревинское, Кубанской вол., 4 мая. Я приехал 1 мая, на второй день столкнулся с милицией, пришлось поскандалить с ним и вот за что: овцы куда-то в сад забежали и их заняла милиция и составила протокол на 300 руб. золотом, я от них потребовал приказ, которым они руководствовались. Вот я им говорю, ошибка ваша в том, что нет предупреждения о садах. Я себя там чувствовал маленьким человеком, а здесь большим. Спасибо Рабоче-Крестьянской Красной Армии за это образование. Спасибо и дивизиону, старшим товарищам.

Вельское, 1 мая. Живем мы действительно неважно, налогу заплатили 40 пуд., а от семян ржи ни одного пуда не осталось и овес вырос плохой. Сейчас подходит сев, а у нас овса 20 пуд. и еще до нового хлеба 2,5 пуд., так вот, как хочешь, так и живи.

...Вегрева, 10 мая. Вот уже настало лето и уже начинают сеять, а у нас овса мало и всю землю не придется посеять, хлеба не хватит до свежего и не знаю как будем питаться, относительно налога тоже никаких льгот не было. Заплатили мы 13 пуд. ржи и 4 пуда скинули по неурожайности, так что нам пришлось трудно, так вот сейчас до свежего не хватит, придется чего-нибудь продавать, а продавать нечего, одна только корова, буди всех овечек.

Полинск, 11 мая. Деревенские мужики, как уже всем известно, они мало в чем разбираются, а все обижаются на соввласть, мне приходится каждому разъяснять все непонятные им вопросы, а в деревне никакой культурной работы нет, а только лишь болтовня, у нас в местной организации ячейки никакой не существует, а все наши местные члены РКП(б) занимаются только пьянством.

Кузнецкая, Сардыжской вол., 1мая. В Пасху был на спектакле, ставились две пьесы: первая — богобоязная старуха, которая зналась со знахарями и с колдунами, а муж у ней — старик, никакого бога не признавал, зять этой старухи был революционер, тоже ничего не признавал, и вот старуха хотела зятя полечить, напоила зельем, так вот он сразу помер. Вторая — относительно попов: как попы пьют самогон, эту мне смотреть не пришлось, публика смотреть приходила, все больше молодежь, девчат совсем мало, здесь, брат, еще молятся вовсю, не плоше старого. Попы, брат, еще тоже живут здорово, агитировать еще пока не приходится, так как болею.

Донецкая губ.

Донецко-Амосовское. Но только вот плохо, что у нас между комсомольцами большой беспорядок, на собрании разговаривают, друг другу дули дают, гордятся, а секретарь райкома нашей ячейки Скляпов Василий пьет пиво, как свинья, просто больная наша ячейка. 20 марта нас ограбила милиция, взяли у нас корову за невыполнение продналога. Если бы вы не прислали удостоверение, то я бы отвез хлеб и за телка бы, купил хлеба на свою семью. Когда я выдал это удостоверение, то меня спросили, не командира (ругань), два сделали выстрела (неразборчиво) в меня и в матерь. Если кто станет говорить..., то ты прямо и говори, что семьям не дают пособия, а грабят. Может можно, то проси, чтобы дали тебе командиры прочные материалы, т.е. удостоверение, или просись домой, чтобы навести справки, почему грабят красноармейские семьи. Если политруки ваши станут говорить, что наливать вам в уши, то заткни ему рот. Если, брат, послужишь два года, то у нас совершенно ограбят и заберут все, что есть у нас в домашности. Не то, что есть в домашности, а даже и дом продадут. Это объясни всем командирам, красноармейцам.

Иркутская губ.

Город Зима. Напишу вам, как крестьяне относятся к этой власти: мнение очень плохое, а в особенности к партийным, меня ненавидят, что я состою в партии, но я на это мало обращаю внимания. Партийных только 4 чел. Прошу прислать нам газет.

Село Тумошки. Беспартийная публика называла нас дураками, упрекая, что мы прослужили в Красной Армии и получили имя дураков. А посему мое предложение: выдергивать таких элементов, как т. Сидоркин, в 1922 г. он напился пьяный самогона и пошел по деревне и открыл стрельбу, потом зашел в школу во время спектакля и поднял беспорядок. Прошу обратить внимание, т.к. он может застрелить и что угодно сделать с красноармейцами.

Город Зима. У нас праздник 1 Мая прошел очень хорошо: было много крестьян из других деревень, все были на братской могиле, был доклад, пел хор «Вы жертвою пали». Была живая картина, одним словом, крестьяне остались довольны.

Город Тагни. Где же искать крестьянину врачебной помощи, все в руках крестьянина, а если заболел, то нужно 30 руб., а если нет, то пропадай. А когда это будет, когда человек будет пользоваться теми благами, которыми пользуются все те, которые имеют толстые карманы, когда кончатся взятки и мы будем лечиться как все...

Екатеринославская губ.

...Село Тритузново. Работники совета до того натравили народ, что нам не приходится и рот раскрывать, потому что одно только озлобление царит и взятки, и искоренить нельзя. Я сам ездил в округ земотдела спросить, почему до сих пор не дали крестьянам земли, то они сказали: не дадим, а крестьяне скоро будут поднимать борьбу за землю, уже вынуждены. Кто даст в совет 5 руб., тот получит землю, а кто не имеет, тот не получит больше. На моих глазах председатель вышел пьяный, за химию напился, даже дело доходит до драки, а председатель стоит и смеется, что крестьяне дерутся и общество голосу не имеет..., даже сходу не собирают, что хочет сельсовет, то и делает, все равно, как в 1918 г., еще хуже, даже крестьяне уже хотят войны, все зубы грызут про религию-то и, не говори, все самогон пьют.

Везде и всюду гремит религия, потому что наша липовая РКП, как Вам известно, стремится к социализму, по два пуда берут за удостоверение. Ну скажу, что не совет, а партия эсеров, которых нельзя никак поладить. Землю до сих пор не дают крестьянам, а дали каким-то арендаторам, которые сеют, дают государству часть, а две в карман. В Украине политработники РКП довели до того, что жизнь выдвинула свой лозунг: «Долой российских жидовских взяточников», «Да здравствует работник Украины».

Тов. политрук, вот приехавший домой, у меня все хозяйство разрушилось и вдобавок еще требуют продналога, а платить нечем, они описали все имущество, ввиду того, что я находился на службе, а здесь никакие меры не принимала местная власть, ни с чем не считалась, дай — и кончено.

...Павловка, 22 апреля. Встретили меня несколько мужиков, от которых только и слышал одни вопросы, как жилось в Ленинграде, как с солдатами обращаются, будет ли война и даже были такие вопросы, крепка ли сейчас Советская власть, удержится она или нет. Страшно интересуются книгами.

Казанская губ.

Село Тобурданово. Недавно к нам приехал (в наше село) областной инспектор передвижной библиотеки т. Анисов и привез с собой много хороших книг и граммофон с чувашскими и русскими пластинками. Между прочим, привез устав, программу и историю РКСМ. Теперь каждый день делаем репетицию, а в воскресенье 13 апреля ставили «Весна без солнышка». Мы думаем назло попам поставить на пасхальную ночь смешную про попов пьесу «Лешхайхшем» — ухажеры. Чувашские пластинки, пущенные в ход на женской конференции (были и мужчины), привели всех в восторг. Думаем, что наш граммофон на пасхальную ночь переманит всех, кто пришел слушать поповскую болтовню.

Село Шиголи Ново-Ковалинской вол. Наше село состоит почти из 500 дворов, несмотря на это в нем нет ни кооператива, ни потребобщества. Если имеется кредитное товарищество, то в него самая главная часть населения — трудовое крестьянство — не вовлекается. Членами его состоят только более зажиточные люди. Само правление имеет в своем составе, в полном смысле, самого приспособившегося кулака. Такого кулака, который имеет ветряную мельницу, шерстобитку и всю улицу запрудил бревнами и дровами. Его зовут Илья Федорович Голубев. Его отец быв. секретарь сельсовета, в числе других мироедов устроил такую бесшабашную подлость, что самый забитый мужик возненавидел. Они продали по подложному общественному приговору несколько десятин земли в соседней деревне. Но, к сожалению, пострадал один неграмотный председатель сельсовета, а двигатель оправдался. Сейчас вновь работает в кредитном товариществе и всемерно должно быть печется о нем. Здесь приведу несколько фактов, добытые мной из устных разговоров среди бедняков во время краткого четырехднёвного моего пребываний на весенних каникулах, которые яснее всего покажут деятельность правления. Надо оговориться, что в правлении сидят не тумаки, а люди, которые быстро для себя умеют составлять порядочное имущество. Факты говорят следующее:

1)    купленный на средства кооператива керосин, разделив поровну между собой, продавали каждый у себя дома, а куда прибыль шла, надо узнать;

2)    некоторое количество гвоздей гуртом продали на станции по 12 коп. за фунт, вместо того, чтобы продавать нуждающимся крестьянам по существующей среди них цене 15 коп. [за] фунт;

3) из привезенных сибирских лошадей члены правления товарищества выбрали самых лучших, несмотря на то, что имели лошадей. При выдаче лошади расценивались по 120 руб., члены правления тотчас же полученных ими лошадей распродали, одну — за 140 руб. и две — [за] 150 руб., 20 или 30 руб. — в кармане. Бедняки ни пуда ржи, ни рубля денег не получают из товарищества, а зажиточные получают в то же время 15 и более пудов в кредит. Глухой подавленный ропот среди неграмотного бедного населения заставляет задумываться. Сообщая об этих фактах, и думая, что никогда от существующего правления товарищества не дождаться лучших шагов, я выражаю надежду, что областное отделение РКИ, как охрана завоевания трудящихся и орган улучшения всего советского аппарата, быстро и сурово накажет тех, кто вздумает на завоеваниях революции построить свое благополучие в ущерб трудящимся и кто систематически подрывает авторитет такого советского аппарата, как кредитное товарищество...

Киевская губ.

Медеин. Жизнь у нас сейчас налаживается, раньше что можно было купить за 60 пуд., теперь — за 20 пуд., а дальше, я думаю, еще будет дешевле, если власть не переменится, но если власть переменится, то тогда опять ничего хорошего не будет.

Село Северово Черкасского у. Председатель сельсовета обращается со стариками, как старый жандарм. Все правила здесь, как при старом режиме, мордобития и сейчас есть. Все, что говорили в полку, то нет ничего, как хотят, так и ворочают со стариками.

Васильков. Удивительно то, что сейчас у нас нет ни кружка драматического, ни хора и никто даже не предпринимает шагов к их организации, да и в настоящих условиях это трудновато — все живут себе сегодняшним днем, ничуть не интересуясь тем, что происходит где-то вне их ведения. Даже такая организация, как комсомол, не в состоянии ничего сделать. Да в сущности и его благие начинания были бы тщетны, они всеравно разбились бы о непонимании мещан, так как сам ты знаешь, что большинство евреев в комсомоле, им, как ты знаешь, не доверяют и что хуже всего, в чем я сам убедился, не без основания.

Костромская губ.

Каменка Семигорие. Крестьянство, как и свойственно ему по социальному положению и психике, до сих пор продолжает сетовать на соввласть и партию, жалуясь на свое тяжелое материальное положение. Местное крестьянство интересуемся общественной деятельностью меньше всего. Ни один крестьянин не выписывает и не читает газеты и даже не интересуется ими. Не знает сущности соввласти, отстало от жизни. Заинтересовано исключительно своим хозяйством и разрозненно. Жалобы на действия соввласти в лице исполкома волости и партии, в лице имеющейся слабенькой ячейки естественно возникают на почве непонимания. Крестьяне сейчас ничего не знают о денежной реформе, а это очень важно. Они не знают, что наша партия сейчас принимает самые решительные меры к установлению смычки города с деревней. Все имеющееся свободное время убивают исключительно в самогоне, пьют не только крестьяне, но и «волисполкомцы».

Дер. Елихини Юръевецкого у. Иваново-Вознесенской губ., 1 мая. Приезжем мы домой, у нас милиция только берет взятки. Я пришел в свою деревню, как в деревне справляют Пасху, один супчик гнал самогонку, стали нас ругать, как вам известно — деревенские, а мы обороняться, тут они поехали в милицию с маслом и там подкупили милицию. На другой день тоже вызывают в Порзни на допросы и мы стали доказывать на самогонку, и еще, который гнал самогонку, тот все время грозит нам наганом и что я вас перестреляю, и мы тоже стали доказывать в протоколе про наган и самогонку, и они это не написали. Просим Вас обратить внимание на нашу милицию, чтобы их всех, как негодных элементов, уволить от нашей советской крестьянской работы.

...Нижегородская губ.

Осташковская вол. У старых совершенно взгляд на соввласть противоположный, настроение у них старого режима и убедить их ни в коем случае нельзя. Одно говорят, что нас обирают, а раньше при старом режиме, так у нас не брали. Здесь всецело виновата местная власть. Религиозные убеждения еще сильнее стали, чем раньше.

Успенское. Нас продналог замучил до смерти. Всех мужиков посадили за продналог, а им невозможно заплатить. Здесь задирают. А Вы за какую власть служите и лишь заслужите мужиков драть, а они своими руками работают.

Полтавская губ.

Хороль. Пишу я тебе новости свои, что я сижу, заперта в милиции и выпросила у нач[альника] милиции бумагу и пишу тебе письмо. Уже описали корову, телку и свинью. Мама сказала: «Поди, спроси, что деньгами или хлебом принимают?», то я и пошла, а они взяли и заперли, арестовали, и я сижу, арестована. Вот как я тут наслаждаюсь.

Прилуцкий у. По приезде домой я стал присматриваться к здешним порядкам, вот какие порядки в селах, а также в волостях. Явиться в управление по какому-либо делу, то без водки не являйся, все равно ничего не получишь и ничего от власти не добьешься. Самогонку в селах гонят беспрерывно, чуть ли не в каждой избе, а власть за это не преследует и, если преследует, то тогда только, когда дядько не напоит их самогоном. В селах делаются разные бесчинства, дезертиры сидят до сих пор дома, власть за этим не смотрит. Здесь является какая-то анархия. Организации комсомола и РКП(б) нет. Одна есть организация комнезамож, чтобы больше земли себе приобрести и хорошо жить. В комнезаможе больше состоят кулаки, урядники и дезертиры.

Калашник. Моя жизнь очень плохая, налог отдала, так как сказали, что если в три дня не вывезу, то заберут теленка. Так что я теперь вместе со скотом голодаю. Снимаю с хаты солому для скота, а сама картошкой одной живу.

Знаменка. У нас на Украине большие беспорядки, можно прямо сказать, что производится грабеж, особенно нашего отца терзают во все стороны. Ты сам знаешь, что другую половину продналога не могли, не было откуда отдать и что же они сделали? Была одна пара быков, а они одного взяли и продали, а теперь, что хочешь, то и делай. Как знаешь, что на этих быках было три хозяина, а нам предстоит на днях полевая работа и не на чем выехать со двора. По просьбе моей к товарищам твоим и начальству, которые руководят вами, скажите, пожалуйста, что здесь творится. У моей матери тоже взяли бычка двухгодичного. Она сама вдова и семья из 6 душ. Такой картины и такого положения никто не мог предполагать...

Пермская губ.

Дер. Гляденово, 28 апреля. Первым долгом сообщаю вам про деревенскую жизнь. Когда мы только прибыли домой, нам уже говорят, что вот вы служите, а нас здесь задушили налогами. Мы начали спрашивать какие берут налоги, они говорят, вот местный опять налог. Мы начали разъяснять, что местный налог нам обязательно нужен для содержания больницы, школы и волисполкома, тогда они немного входят в положение. Но вот что плохо, очень пьют и варят самогонку. Милиция тоже пьет здорово, также и наши партийные, такие вещи бывают, что у крестьянина самогонку отнимут милиция и наша ячейка и сами выпьют. Так что нам уж работать на местах очень трудно, но все-таки мы дали себе слово бороться с разливом самогонки, и я хочу сходить в районный комитет РКП(б), чтобы поджать немного первым долгом милицию. Но еще прошу Вас, товарищи всех, вообще дать мне разъяснение, как бороться с этим пьянством и, самое главное, с милицией, которая запивает...

Псковская губ.

Торопец, 18 мая. Здесь теперь полный голод. Е.Д. приехал в город за хлебом, но ведь неизвестно, получит ли, хлеба нет абсолютно, одолжить негде, да и нет ни у кого, масло это такая роскошь, что и не мечтаем даже, мяса нет, молока чуть только, скот голодный, сена нет, скот ревет от голода, уже пасут, но он бродит голодный, лошади стали как скелет, не видят ни сена, ни овса.

Волышево. Наверное, придется сидеть в тюрьме за продналог, наверное, последнюю корову отберут или что из постройки. На Масленной неделе еду в Порхов сидеть 7 суток.

...Подольская губ.

Село Кудинка. Вся местная власть, можно сказать, контрреволюционная, так как она применяет все старые приемы, даже практикуется, если какой-либо крестьянин станет возражать на неправильности со стороны сельсовета, то его избивают палками и даже применяют оружие. А потому прошу Вас, товарищ военком, дать мне с Вашей стороны наставление, как мне с этими порядками поступать и куда обращаться.

Могилев, 26 апреля. Дома живут очень плохо, беспорядки такие же, как и раньше были, разврат, все на взятках, самогон гонят во всю и никто никаких мер не принимает.

Шаргород, 29 апреля. У нас в деревне ничего решительно нет: ни избы-читальни, ни газет; ничего наша молодежь бедная не знает и позаботиться некому.

Драгоновка, 1 мая. По приезде домой здорово стало досадно о том, что здесь еще господствует то, что раньше. Как самогон, грабежи на барахолке милицией. У власти сидят тоже такие, которым только в тюрьмах сидеть. У нас существуют даже и помещики, держат мельницы и бывшие их усадьбы и с садами, это признают за их собственность наши суды, а бедняки как были раньше, тоже самое и теперь им плохо жить, но они и говорят, что власть в этом виновата в их жизни.

Село Гришня Проскуровского округа, 1 мая. У нас много беспорядков: нет никакой работы среди населения, нет избы-читальни, кружков никаких, ячейки тоже, есть только один поп, который кричит как осел во все горло, чтобы не слушали тех, кто не верит в бога. Красноармейцы, приехавшие из Красной Армии, ходят в церковь, а я один ничего сделать не могу, мне необходима связь, но не с кем. Обращаюсь к Вам с просьбой.

...Проскурово. Новости у нас не особенно важные. Самогон гонят сколько хочешь, воровство, убийство, взятки везде, как в сельсовете, так и в милиции, если хочешь сказать, все кричат, ты ничего не понимаешь, все религиозные допризывники ходят с иконами, но что я один буду делать, один в поле не воин, если я буду действовать, то мне же и попадет. Знал бы, что такие порядки, служил бы еще года два в армии.

...Каменки. Пишу, как тут мучается крестьянство. Оно живет здесь в очень плохих условиях: 1) страдали с продналогом, возили по 2—3 раза на станцию и возвращались с хлебом обратно: то окажется нечистый, то не сухой. Теперь снова с деньгами нет никакого порядка. Ходило серебро и золото, теперь упало так, что рубль идет только за 40 коп. И не один крестьянин продал уже лошадей и коров и теперь сидит, чуть не плачет, потому что продал пару лошадей, а сам не может купить ни одной. Вот какие тут порядки с деньгами, совзнаки не берут, а червонцев у крестьян нет. Одним словом, крестьянство страдает и нет никакого выхода, а тут власть, каждый старается набить себе карман, ворон ворону глаз не выколет. Нечего тебе говорить, сам знаешь, как там с крестьянином обращаются у Вас. Здесь крестьяне ходят оборванные, только спекулянты набивают себе карманы.

Рязанская губ.

Хрущево, 18 апреля. Относительно организации РКСМ молодежь отзывается на этот вопрос, встретил препятствия — негде делать собрания или легче сказать нет помещения. Здесь есть версты за две ячейка. Живут здесь не особенно хорошо, везде разруха, мало где заметно поднятое хозяйство, да и заработать негде, и живут «день да ночь — сутки прочь» к смерти ближе. Вот слышишь другой раз от стариков, говорят, что негде пасти скотину и кормить нечем, слишком бедно живут. Кооперация существует верст за семь от нас, да говорят, что все дороже рыночных цен на 3—4%. Есть школа, но учитель не разрешает, говорит, что неудобно будет для него с учениками. Потом крестьяне не довольствуются продналогами, слишком много берут, каждому приходится покупать для того, чтобы дотянуть до нового. Я кладу все силы, чтобы разъяснить, соглашаются, но мало надеются, в Красной Армии тоже спрашивают, говорят хорошо, если прибавят жалование красноармейцу 1-го разряда. Я убедил, что республика не в состоянии дать каждому 5 руб.

Дер. Высокая. Мужики отдали весь продналог, кроме этого, по 4 пуда с едока. Здесь идет полное безобразие, волсовет пьянствует. Если мужик придет спрашивать, просят бутылку или пуд хлеба. Комсомола нет, ячейка гуляет каждый день. Крестьяне темные.

Село Печоринское, 15 мая. Отношение крестьян в деревне к соввласти очень хорошее. Хозяйство нормальное, мало скота; много безлошадных, мало посева, на одной лошади очень работать тяжело и поля у нас длинные верст на 20—15. Раздела нет никакого, село — 700 домов и одно общество, хорошего нет. Надо округлить землю и разбить село на части, тогда лучше будет. Сельскохозяйственные орудия очень плохие, надо агронома, разбить землю и расселиться, как были в старое время сжаты, надо разные с/х орудия, кооперации нет, есть кооперативная лавочка, где есть только мелочь: табак, спички и папиросы. Очень плохо. На многополье еще не переходят. Земля вся разбросана в долине. Насчет религии — ходят в церковь только старики, а молодежь совсем не ходит, совсем отпадает от церкви. Насчет второго года — призыв идет аккуратно и все являются. 1 Мая встретили хорошо, с красными флагами и старой деревенской гармошкой. Книги, которые нам дали, ходят по рукам и все читают. Крестьяне очень аккуратно разбираются. Приходится сталкиваться с земельным отделом, кодекса у нас нет, а вопросов много по хозяйству. 1901 г. [по рождению] весь уходит на сторону, на заработки, т.к. все износилось, а дома делать нечего. На работу берут только членов РКСМ и РКП, а кто не состоит в партии, на того мало обращают внимания и это очень плохо. Служили, служили и нас стали забывать. Нам приходится ждать очереди, был голод, дома ничего нет и очень плохо стараются. Напиши, что — безработного принимают в партию, или нет?

Дер. Поплевская, 16 мая. Праздник 1 Мая. У нас был в школе митинг, который был устроен культпросветом, днем порядок был таков: 1) значение 1 Мая; 2) о быте старого строя; 3) хозчасти Республики; 4) развитие капитала в России. И наш митинг почти что был сорван, крестьяне, не сознавая этого праздника, большинством ушли, но часть осталась и слушала далее, и детям не велели ходить в школу, много приходилось говорить и разъяснять, но все-таки крестьяне не согласились. В селе порядка нет. Председатель пьет самогон. Партийные в Побединской ячейке почти все пьют самогон и каждый день бывают пьяные, у одного кандидата родился сын, которого крестили в церкви.

Самарская губ.

Село Студинец. Волисполкомы и сельсоветы у нас очень слабые, порядков нет, самогон глушат чертовски. 27 апреля вечером был задержан начальник милиции, напившийся пьяным, он много нахулиганил и общим собранием терармейцев и демобилизованных был ему сделан строгий выговор и написана заметка в «Коммуну». Ячейка у нас тоже слабо работает, а некоторые даже выпивают как следует. Если у Вас в политчасти есть газеты, то просим прислать несколько штук. В избе-читальне книг мало, газет тоже не хватает.

Бугуруед. В настоящее время не найдешь никакого выхода, чтобы восстановить хозяйство. Подал заявление в совет, председатель сказал, что все равно на нас не обращают внимания, на жен красноармейцев, которые положили свои головы за революцию, и все ловко делают. Председатель сельсовета ежедневно пьяный, у него голова своя, а мозги кровожадного николашки, а плетет чего не надо, самовар на курице, а стол под курицей и барыня под столом, так бесконечно у него идет.

Саратовская губ.

Село Перекопное. 28 апреля, мы, демобилизованные, а также допризывники собрали танцевальный вечер и к нам в квартиру влезли комсомольцы пьяные как свиньи, и заняли у нас зал. Их начали просить, чтобы они освободили зал, но они стали выражаться нецензурными словами и даже чуть драться не лезут. Приходилось с некоторыми беседовать, почему вы не идете в комсомол, но ответ один, что там только пьянствуют.

Вязовская вол. Местная власть пьянствует и много мошенствует. Семена раздавались так, кто даст взятку председателю сельсовета, тому и семена. Наша местная власть пьет во всю, а раз власть пьет, то и граждане все пьют. Милиция кругом задарена от самогонщиков, пьют вместе.

Томская губ.

Крестьяне живут в большинстве в тяжелых условиях, сильно обижаются на местную власть, ну и верно, мошенник на мошеннике и мошенником погоняет. Про единый налог никто ничего не говорит и платят безоговорочно, но сильно идет мошенничество в налоге (самообложение), главное, никто не знает, куда этот налог идет, никто за него не отчитывается, теперь, если нужно написать какое-нибудь удостоверение или справку, если есть в кармане 1 руб. 10 коп., получишь, а если нет, то отчаливай.

Болотное. У нас во время нашего прибытия культурный уровень поднялся, открыли клуб, избу-читальню, хотя это было очень трудно, крестьяне относились очень грубо, даже дело доходило до драки, но мы свой долг выполнили. Организовали ячейку РКСМ, членов 9 чел., а работаем трое, ставим спектакли.

Травны, 15 апреля. Когда я приехал домой, то родные меня встретили с большим восторгом и предложили насчет выпивки, я сказал, разве вы еще гоните, да, говорят, у нас кроют почем зря, а в праздники даже и сам председатель пьет и гуляет в кампании. Задаю вопрос о школе, библиотеке. Школа, говорят, у нас есть, работает, но ребятишки учатся плохо. Один ученик, говорит, что на 10 чел. имеется одна книга, а библиотека, говорит, для нас неинтересна им, туда и не ходим, я говорю, а выпивка для вас интересна, они говорят, что это для них всего лучше, при выпивке весело, а что при библиотеке сиди как упокойник. Культурной работы совсем никакой не ведется. Ячейка РКСМ 9 чел., совершенно спит, ячейка РКП тоже. Народный дом построен еще в 1921 г. но стоит до сих пор без окон и без полу.

Пашково, 10 мая. Здесь жизнь незавидная, была разверстка, а теперь продналог, налагают так, если посеяна одна десятина, взимают за две. У меня была посеяна одна десятина ярового, одна лошадь и одна корова, наложено было 17 пуд. 6 человек семьи сроком на 4 срока, т.е. 1-е я уплатил на 4 пуд. по 200 руб. за пуд, а остальные простили, потому что у меня бедственное положение.

Коченева, 14 мая. Поздравляю с праздником 1 Мая. Этот великий день для всего пролетариата, но провели его без нашего вождя тов. Ленина. Только теперь узнали мы, как дорог нам наш незабвенный Ильич.

Омская губ.

Осиново-Дубровы, 27 марта. Еду в Славгород, везу последний продналог 4 пуд. 10 фунтов. У нас на пасеке мало кто заплатил налог. 27 домохозяев не заплатили, делали на днях опись имущества, что будет, неизвестно. В числе 27 домохозяев много есть натуральнозлостные неплательщики. Обидное положение, все говорят зло ничто иное. На меня и так серчают. Я кое-где помаленьку подсказываю, нетерпимо многим, зарегистрировались на паек, самогон гонят.

Юдино, 29 апреля. У нас на местах есть такие несправедливости: во-первых, самогон процветает вовсю, пьянство неутешимо. Я за пребывание дома вынул самогон у пом. председателя и никаких мер не могу больше принять. Тоже самое пом[ощник] председателя с бедными крестьянами по-зверски обращается. В бирже труда помощи беднякам никакой не дают и нам, красноармейцам, тоже нет никакой помощи. Просил, нет ли у них какой работы, то обращаются по-зверски и не хотят внимания обращать. У нас есть здесь милиция, так ни черта никаких мер не принимает, если докажешь, так она возьмет пойдет и расскажет, говорит, спокою нет нам от наших отпускников. Если не дадите помощи, то бросаю все.

Юдино, 24 мая. Сообщаю Вам о наших недостатках в наших отсталых уголках. Много очень недочетов, а самое главное, дела контрреволюционеров застаивают наши старые товарищи. В день Октябрьской революции у нас в комитете двое служили из буржуазного класса и позволили сорвать листок с численника, изорвали, бросили, затоптали и сказали, что мы праздники коммунистические не празднуем и запели «Боже, царя храни», а тут как раз был комсомоленок и подал в суд, и вот уже при мне судили и их застаивал председатель районного исполкома.

Уральская область

Село Лихановское, 18 мая. Здесь очень плохое настроение крестьян. Здесь думают продналогами за землю взять хлебом, за лес деньгами, как за мировой, так и за тот, которым топят хату, вообще за все, за каждую штуку, все нужно платить. Здесь жить очень трудно бедному классу, богатому или кулаку еще все-таки жить можно, есть чем откупиться, а бедное население чисто задавили, везде засели такие, что хотят, то и делают, нельзя ничего сказать, когда я приехал домой, то пришло два партийца, я их начал спрашивать о жизни села и о начальстве всего района, они все рассказали, что даже волос дыбом становится, такой здесь беспорядок, такое развращение, рассказали как варят самогон, в первую очередь начали варить и партийные, а потом и частные, до тех пор варили, когда расплодили воровство и убийство.

Косикова. Ходил я в больницу в с. Арамашево, а там сидит закоренелый старый взяточник Порохин и, не осмотрев меня, сказал: «Много вашего брата, красноармейцев, и всем давать?», так и не дал. Относительно деревни, скажу, что полная безграмотность, нет культурных сил, нет библиотеки, нет изб-читален, молодежь, как стадо баранов, шляется по улице, орут, играют на гармошках, а мужики все пьянствуют. О школе не заботятся, нет газет, литературы, шефа над деревней. Кулаки опутывают нашего брата. Волостная ячейка работает слабо, работу ведет только личной перепиской, а не держится ближе к массам. В исполкоме тоже волокита, много нужно труда положить в деревне с ее неграмотностью.

Царицынская губ.

Село Очкуровка, 3 мая. Приехал утром 1 мая и провел его с крестьянами очень хорошо и на другой день мне товарищи стали жаловаться на председателя сельсовета, но я пока сам фактически не видел его проделки, но все-таки организую себе товарищей, которые поболее развиты. Домашнее положение очень хорошее, имею 2 коровы дойных, хлеб есть, но все-таки дома не хочу жить, ищу себе места, не знаю удастся или нет.

Николаевский у., 9 мая. Присмотрелся с крестьянской стороны, крестьяне недовольны на своих руководителей и на соввласть через них. Председатель сельсовета на тех, кто не выплачивал налог, подавал в суд, носился с револьвером перед носом у крестьян и кричал: «Я вас пристрелю!», но его уже сменили, а теперь у нас председатель сельисполкома старый офицер, но работа его еще ничего, идет. Вот печально, крестьяне доказывают, что они не имеют право говорить на собраниях. Почему так, я не знаю. Собрание ведется таким порядком: выдвигают кандидатов, вот и голосуют, выбрали, но он долго не бывает, выбрасывают, а ставят нового, но крестьяне недовольны этим порядком.