«Спецсводка о вновь прибывших в Казакстан трудпереселенцах и допущенных перегибах при выселении», составленная ПП ОГПУ в Казахстане. [Не позднее ноября 1933 г.]
П-414
Совершенно Секретно
Из СКК, Ленинграда, Москвы, БССР, Средней Азии за время с апреля м-ца с. г. в Казакстан прибыло 37.163 человека трудпереселенцев251. Весь вновь прибывший контингент размещен в Карагандинской области, в Акмолинском, Тельмановском и Сталинском районах.
Проведенная проверка прибывшего контингента трудпереселенцев показала, что на местах при выселении был допущен ряд перегибов и нарушений приказа ОГПУ о порядке выселения252.
В числе вновь прибывших трудпереселенцев находятся высланные без всяких основании - 5 кандидатов ВКП(б), 4 комсомольца, 148 рабочих с долголетним стажем, премированных ударников, 3 ч. из семей ответственных работников, 89 чел. специалистов.
Васильев Тихон Андреевич, кандидат ВКП(б), 1897 года рождения, работал пожарником в Кисловодске. Имеет билет красного партизана. Как активист, сам был выдвинут на работу по выселению. В его отсутствие у него арестовали жену. Он пошел на участок освобождать жену и сам был арестован и выслан.
ШУШАНИ Григорий Константинович, грузин, крестьянин, середняк, имеет на руках билет члена Сочинского Горсовета, работал внештатным инспектором КК-РКИ. Выслан из Сочи.
СИМОНОВ Александр Александрович, 1886 г. рождения, пенсионер, по имеющимся документам 40 лет работал машинистом на паровозе и участвовал добровольцем в борьбе против Врангеля в г. Новороссийске.
В числе выселенных 233 человека стариков и старух, в возрасте 60-90 лет, инвалидов, неспособных ни к какому труду.
Люди подчас забирались по чужим ордерам, при совпадении фамилий, без проверки имени и отчества. Выселялись лица, уже пропущенные через фильтпункт и имеющие удостоверения, что они выселению не подлежат.
КОЖАН Николай Петрович, чернорабочий, выслан по чужому ордеру, вместо КОЖАНА Павла Петровича - бывшего белого офицера.
ГРЕБЕНЮК Иван Маркович, имеющий документ, что он красный партизан и получивший от Пятигорского фильтпункта документ, что выселению не подлежит, выслан, как служивший, якобы в белой армии.
При приеме этапов обнаружено, что большинство выселенных прибыло без личных дел, без приговоров суда, только при повагонных списках, заполненных лаконически и не дающих возможности [выяснить] причины высылки.
Часть личных дел оформлена небрежно, в них отсутствуют подписи лиц, санкционирующих выселение, подписи выселяемых под протоколами опроса.
Например:
КОРНИЕЦ Иван Андреевич, 64 лет, выслан из Пятигорска. В ЛИЧНОМ ДЕЛЕ ПРИЧИНЫ ВЫСЫЛКИ ФОРМУЛИРОВАНЫ СЛОВОМ: «ГАД» И БОЛЬШЕ НИКАКИХ МОТИВИРОВОК.
КАЗАЧКОВ Петр Евдокимович, 42 года, по личному делу характеризуется как середняк. Причина высылки мотивирована: «ЗЛОСТНО НЕ ЖЕЛАЛ ВСТУПИТЬ В КОЛХОЗ».
Произведенной проверкой через Тройку ПП ОГПУ в КАССР освобождено из трудпоселков - 1 035 человек, из них прибывших из СКК -530 ч., с Украины - 314 ч. и Белоруссии - 191 чел.
Дальнейшая проверка продолжается.
П.П. ВРИД НАЧ 5-го ОТД. СПО ПП (БЕЛОЗЕРОВ)
На л. 409 вверху напечатано: «ПОЛНОМОЧНОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО ОГПУ В КАЗАХСТАНЕ» «СЕКРЕТНО-ПО-ЛИТИЧЕСКИИ ОТДЕЛ». Ниже название «СПЕЦСВОДКА [...] при выселении». Вверху над машинописным грифом секретности напечатано «Копия». Датируется по содержанию документа.
251 Согласно официальной статистике ОСП/ОТП ГУЛАГ, в 1933 г. в Северном Казахстане фиксировались весьма значительные колебания численности прибывших и убывших из спецпоселков. На начало 1933 г. в поселках значилось 102 487 чел. В первой половине 1933 г. сюда было ввезено более 42 тыс. чел., а всего вместе с возвращенными из бегов прибыло до 50 тыс. чел. В течение года из спецпоселков Северного Казахстана «убыло» (умерли, бежали и т. д.) ок. 47 тыс. чел. (ГА РФ. Ф. Р-9479. Оп. 1. Д. 89. Л. 207).
252 Аналогичные этим и даже еще более массовые «нарушения» при отправке на спецпоселение из западных и центральных регионов страны были зафиксированы в Западной Сибири. Сюда весной - летом 1933 г. прибыло 131 955 чел. (преимущественно из числа рецидивистов и городских деклассированных элементов), из них в декабре 1933 г. в комендатурах и лагерях осталось 71 899 чел. Большую часть убыли составили умершие, бежавшие и направленные в лагеря. Заметной была доля лиц, освобожденных в ходе проверок как «неправильно высланных», - 3 436 чел. (ГАНО. Ф. П-3. Оп. 2. Д. 650. Л. 1).