Спецсводка № 2 СПО ОГПУ «О состоянии кулацкой ссылки». Не ранее 9 августа 1931 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1931.08.09
Источник: 
Политбюро и крестьянство: Высылка, спецпоселение. 1930—1940 гг. Книга II. Москва. РОССПЭН 2006 стр. 962-966
Архив: 
ЦА ФСБ РФ. Ф. 2. Оп. 9. Д. 45. Л. 110-118. Машинописная копия того времени, заверенная помощником секретаря СПО ОГПУ Белоусенко.

П-405

Совершенно секретно

СПЕЦСВОДКА № 2

О СОСТОЯНИИ КУЛАЦКОЙ ССЫЛКИ.

По материалам на 9/VIII-31 г.

ЗАПАДНО-СИБИРСКИЙ КРАЙ238.

Хоз. устройство и хоз. использование_

В настоящее время на территории Зап. Сибири находится до 270.000 чел. спецпереселенцев. Расселены они в основном по северным районам края. Участки расселения были определены заранее на основании данных, имевшихся в КрайЗУ и Переселенческом управлении (от 1903-1914 гг.). Предварительные практические изыскания проведены не были и в результате участки старых комендатур не сходятся с планом вселения на 50%, а вновь организуемые на 80%.

11.000 кулацких хозяйств, подлежащих расселению на участках Верхне-Васьюганской комендатуры, расселены в районах Нижней и Средней Васьюганской комендатур, т. к. В. Васьюганский р-н оказался совершенно непригодным для расселения.

В Средне-Васьюганской комендатуре были заселены неудобные участки № 6 и 7, тогда как недалеко находились другие, более удобные участки, но о них не было известно.

В результате подобного расселения площадь удобной для с/х колонизации земли значительно сократилась, т. к. в ряде случаев спецпереселенцев на удобные участки сажали значительно больше, чем было предусмотрено.

По Васьюганским комендатурам вместо намеченных 4 га земли на едока вышло только по 2 га.

В 11 участках Н. Васьюганской комендатуры вместо 9 700 чел. расселено 14 318, а в результате землеобеспеченность понизилась на 30%.

Неважно обстоит дело с обеспечением спецпереселенцев жилищами. Заблаговременная подготовка жилищ и необходимых хозяйственных построек проведена не была и строительство началось только с прибытием спецпереселенцев. В ряде мест к строительству приступлено только в конце июня и начале июля с/г. Зафиксирован ряд грубейших недочетов, отсутствие необходимых материалов, халатность местных организаций и т. д. Строительство затянулось, главным образом, из-за недостаточного внимания к этому делу хоз. организаций, которые в ряде случаев пытались от него совершенно отказаться или же использовали не по назначению отпущенные кредиты и рабсилу.

Кузнецкстрой и Востокуголь оказались совершенно неподготовленными к приему 10 000 семей спецпереселенцев и отказались заняться строительством и дать для него необходимую рабсилу (вмешательством ПП ОГПУ вопрос урегулирован и к строительству приступлено).

В настоящее время основная масса спецпереселенцев заброски этого года живет во временных бараках, в палатках, в землянках, частью у местного населения. Временные помещения грязны, тесны, совершенно не оборудованы и в виду недостатка их спецпереселенцы живут в исключительной скученности.

Медицинское обслуживание спецпереселенцев далеко неудовлетворительно. Крайздрав и райздравы необходимого количества медикаментов не выделили, в некоторых случаях лекпомы не имели ни одного грамма лекарств. Это обстоятельство, в связи со скученностью, плохими жилищными условиями и т. д. обусловили возникновение на отдельных участках вспышек эпидемий дизентерии, кори, скарлатины, распространенных главным образом среди детей и стариков.

Вначале заболеваемость доходила до 10-12%, а смертность 2-2,5%. В настоящее время положение улучшилось. По Колпашевской и Кетской комендатурам заболеваемость сейчас 5%, а смертность - 0,2-0,3%240.

Очень остро обстояло дело в начале расселения с продовольственным вопросом. Значительная часть спецпереселенцев приехала без всяких запасов продовольствия. В ряде районов (Сузанский , Н. Коргасский, Волчихинский) переселенцам разрешалось брать с собой только 25 клг. груза, включая сюда одежду, фураж, инструмент и пр.

В настоящее время острота продовольственного вопроса в значительной степени смягчилась, переселенцам выдается мука от 200 до 600 грамм на едока (в зависимости от возраста и трудоспособности). Снабжение крупой, рыбой, мясом, сахаром значительно хуже. Этих продуктов далеко недостаточно и выдаются они по мере наличия.

Основная масса спецпереселенцев будет использована по линии с/х колонизации. В настоящее время спецпереселенцы заняты на работах по жил. строительству и, наряду с этим, идет раскорчевка земель для посева, а в ряде мест уже произведены посевы. Значительная часть спецпереселенцев используется Сиблестрестом на лесоразработках, на дорожных работах и т. д. Здесь используется исключительно труд мужчин. На других же работах, более легких, используется также труд женщин, подростков и стариков. В ряде комендатур организованы артели по сбору ягод, корья, грибов, рыболовные и бондарные артели и т. д.

В Кетской и Колпашевской комендатурах 500 чел. работает по сбору корья. Организовано 70 артелей, из них 19 рыболовных, 18 смолокуренных, 10 бондарных и 23 прочих.

В Ср. Васьюганской комендатуре организована крупная рыболовная артель, снабжающая рыбой ряд участков.

Часть переселенцев передана для использования Цветметзолоту и Востокуглю, которыми используется на горных и хозяйственнодворовых работах.

Настроение спецпереселенцев

Значительная часть спецпереселенцев энергично взялась за строительство жилищ, раскорчевку земель и т. д. Настроения этой группы - желание быстрейшего хоз. устройства и создание себе сносных условий существования.

«Лишь бы места подходили для пашни, да давали хлеба, а тайгу расчистить можно, лес близко, строиться будет легко, земля свежая и хлеб будет родиться» (кулак Федотов).

«Будем собирать орехи, ягоды, сдавать государству, работать будем, как угодно» (женщины-спецпереселенцы Коргасовского р-на).

«Если дадут лошадей, так мы опять будем жить» (кулак Родинкин).

Часть спецпереселенцев выражает недовольство недочетами работы комендатур, необеспеченностью скота кормом и т. д.

«Разве эти сволочи нас привезли на хорошее место, вот везде бесхозяйственность, здесь у нас лошади мрут без корма».

«Лошадей дали плохих, кормят плохо, они все издохнут».

В связи с наблюдавшимися перебоями в снабжении продовольствием отмечались резко-отрицательные настроения среди наименее обеспеченной категории спецпереселенцев.

«Сослала нас советская власть в глухую тайгу и живи здесь, как хочешь. Работать заставляют и работу требуют, а продуктов почти не дают, придется видно здесь погибнуть нам голодной смертью» (кулак Витюг).

«Нас выжили из родных мест, забрали на остров, обрекли на голодную смерть, муки у нас с собой нет совсем, забрасывать советская власть не будет, вот советская власть довела нас до какой жизни» (кулак Шапаров).

Под влиянием различного рода недочетов в хозустройстве, общего недовольства экспроприацией и выселением среди некоторых групп спецпереселенцев усиленно распускаются различные провокационные слухи (о мобилизации, войне, падении соввласти и т. д.).

«Соввластью недовольны не только мы, но и все рабочие. Рабочие ожидают, что после конца съезда Лиги Наций должна быть война, которую рабочие безусловно поддержат» (кулак Теничко).

«В 1931 г. назначен переворот власти, все коллективы помещичьи хозяйства будут перестроены и все дураки-бедняки будут работать на нас. Крестьяне и рабочие недовольны властью и только бы нашелся такой человек, который бы пошел за народ, то все полетит и народ освободится от принудительного труда» (кулак Юров).

Отдельные к.-р. группы спецпереселенцев проявляют резкие а/с настроения, призывают высланных к созданию организаций для предъявления ряда требований местным властям, а в некоторых случаях - для организации вооруженной борьбы с соввластью. Данными группами ведется активная борьба за побег из места расселения, за организацию банд и вооруженных выступлений.

«Надо смелей их брать в оборот, чтобы они давали хлеба, если не будут давать, нужно организовать восстание, хлеб требовать сразу на два месяца, а когда нас снабдят хлебом - отобрать у охраны оружие и выбрать самых хороших мужиков для руководства отрядом» (кулак Заречное).

«Все равно уйду из ссылки, наберу себе партию, пойду домой и всех коммунистов придушу. Все равно дадим конец советской власти» (кулак Бровкин).

«Если еще будет ухудшаться наша жизнь, организуем банду, оружие достанем - обезоружим милицию, а сейчас только выявим желающих пойти в банду».

Под влиянием подобных разговоров наиболее активные к.-р. элементы бегут в тайгу, разыскивают оперирующие банды и вливаются в них, в ряде случаев составляя наиболее крепкое ядро их. Отмечены также случаи, когда бегущие кулаки организуются в самостоятельные бандгруппы, завязывают связи с местным кулачеством и получают от него поддержку продовольствием, лошадьми, оружием. Из открытых к.-р. выступлении спецпереселенцев наиболее характерным является последнее, имевшее место в Чаянском р-не, Томского оперсектора.

29 мая в 7 участке Парбигской комендатуры организовано вооруженное выступление спецпереселенцев. Выступившими обстреляна комендатура, охрана участка захвачена в плен, один вахтер убит.

Выступавшие собирались группами в 100-200 чел. и намерены были продвинуться в Бочкар с целью объединения по всем участкам Парбигской комендатуры. Принятыми мерами выступление ликвидировано.

Что же касается мелких бандгруппировок, то таковые разбросаны по всем районам кулацкой ссылки.

Охрана и чекистское обслуживание

Характерным для большинства комендатур является недостаточное наличие вооруженных сил. Общее количество охраны недостаточно, ряд комендатур не укомплектован, а в поселках, далеко отстоящих от центров комендатур, спецпереселенцы предоставлены самим себе и весь надзор за ними осуществляется фактически старшим поселка и старшими групп, выделенными из среды самих же спецпереселенцев.

Средне-Васьюганская комендатура укомплектована на 90%. Нижне-Васьюганская - на 90%. Колпашевская комендатура укомплектована только на 10%.

Охрана занятого на хоз. работах кулачества строилась из расчета одного вахтера на 75 чел., и исходя из этого расчета укомплектована недостаточно, не гарантируя в должной мере необходимого режима и не обеспечивая борьбу с бегством.

Личный состав комендатур подобран без достаточной проверки и в силу отдаленности и отсутствия наблюдения и руководства подвержен разложению. Среди работников охраны неоднократно отмечались факты связи с кулачеством, пьянство, мародерство, избиение высланных и т. д.

За 8 мес. работы за всякого рода злоупотребления отдано под суд 22 коменданта и уволено значительное число работников охраны.

КОЛПАШЕВСКИИ РАЙОН. Уполномоченный Кетской комендатуры Лабазов (член ВЛКСМ) арестовал семью бежавшего кулака (детей 4 и 12 лет и старика 60 лет) и посадил их на 3-е суток в б[ывшую] дезинфекционную (тифозную) камеру, которая представляла собой глубокую яму в земле и куда их спускали на веревках.

КАРАГАСОВСКИИ РАЙОН. На участке юрты Балочки Зироковского с/совета241 вахтер Жабалов при высадке кулаков стал играть на балалайке, а свою винтовку отдал одному из кулаков «поинтересоваться».

В том же районе комендант Лаптев около дер. Забегаловки бесцельно поджег лес.

Что касается чекистского обслуживания, то в последних материалах, поступивших от ПП ОГПУ ЗСК, этот вопрос совершенно не отражен. Прежние же материалы (по состоянию на март с. г.) говорят о том, что чекистское обслуживание находится не на должной высоте. Планового насаждения сети по спецпереселенцам проведено не было, распределение ее по районам и поселкам случайно и неравномерно.

/…/ (Опущены данные о системе осведомления в комендатурах.)

Количественно сеть была недостаточна и качественно неудовлетворительная. Значительная часть осведомления совершенно не отражала действительного настроения и деятельности спецпереселенцев и давала материалы, не имеющие агентурной ценности.

Основным затруднением в налаживании чекистского обслуживания является значительная отдаленность кулацких поселений от районных центров (от 100 до 700 клм). В силу этого связь гласного состава с осведомлением и резидентами была очень редкой, случайной, материалы запаздывали и теряли свою ценность. Инструктаж сети также был совершенно недостаточен.

Со стороны СПО ОГПУ даны конкретные указания ПП ОГПУ Зап. Сибкрая по принятию энергичных мер к улучшению чекистского обслуживания ссылки.

Агранов, Славатинский

На л. 18 внизу машинописью адрес рассылки: «Рассылается: 1) Менжинскому, 2) Акулову, 3) Ягода, 4) Балицкому, 5—10) ОГПУ, 11-20) ПП ОГПУ, 21) В деле, 22-25) В отделении». Датируется по содержанию документа.

238    Помещенные в раздел данной спецсводки сведения о выселке и размещении «кулаков» в Западной Сибири взяты преимущественно из документов, подготовленных руководителем региональной операции И.И. Долгих (его доклад Л.М. Заковскому см. в разделе «Высылка», П-178 в данном сборнике).

239    Приведенные в спецсводке данные о численности спецпереселенцев в Западной Сибири на 9 августа 1931 г. (ок. 270 тыс. чел.) не совпадают с информацией СибЛАГ ОГПУ от 24 сентября 1931 г. о размещении в регионе 295 320 спецпереселенцев (Спецпереселенцы в Западной Сибири. Весна 1931 - начало 1933 г. С. 288). Расхождения объясняются отчасти тем, что СибЛАГ учитывал и тех спецпереселенцев, которые находились в распределительных лагерях и временных комендатурах (бежавшие и пойманные, направленные на соединение с семьями главы и т. д.), их численность составляла до 10 тыс. чел. Однако если вычесть это число, разница между центральными и региональными показателями составит 15 тыс.

240    Приведенные в спецсводке данные о заболеваемости и смертности в комендатурах Западной Сибири в июне - июле 1931 г. почерпнуты из докладной записки полпреда ОГПУ Л.М. Заковского нач. СПО ОГПУ Я.С. Агранову «О расселении и состоянии хозустройства спецпереселенцев в бассейнах Васюгана и Кети» от 14 июля 1931 г. (ЦА ФСБ РФ. Ф. 2. Оп. 9. Д 555. Л. 76). Сведения о потерях среди высланных крестьян за период пребывания в дороге и первые недели пребывания на поселении Л.М. Заковский сравнивал со статистикой смертности среди переселенцев столыпинского времени (2,6% среди спецпереселенцев и 3,2% среди добровольных переселенцев). Таким образом полпред стремился создать благоприятное впечатление о ситуации с высылкой и расселением в 1931 г. Однако информация его подчиненных опровергала приводимые цифры. По данным Томского оперсектора ОГПУ, в ведении которого находились Колпашевская и Кетская комендатуры (о которых писал Л.М. Заковский в докладной записке), в июне 1931 г. в Колпашевском р-не умер 831 чел. из 13 тыс. спецпереселенцев, или 6,4% (Там же. Л. 91).

241    Здесь допущено весьма распространенное при составлении сводок путем обработки первичной информации искажение географических названий: события происходили в пункте юрта Палочка Широковского сельсовета Колпашевского (а не Каргасокского, как в сводке) р-на.