Сводка № 37 ИНФО ПП ОГПУ по Уралу, направленная начальнику СОУ ОГПУ, с выдержками из писем высланных из Кубанской области. 22 февраля 1930 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1930.02.22
Источник: 
Политбюро и крестьянство: Высылка, спецпоселение. 1930—1940 гг. Книга II. Москва. РОССПЭН 2006 стр. 887-888
Архив: 
ЦА ФСБ РФ. Ф. 2. Оп. 8. Д. 845. Л. 1-2. Завернная машинописная копия того времени.

П-385

СВОДКА № 37.

Составленная по документам высланного кулачества с Кубанской области, едущих эшелоном № 2218 к месту ссылки.

Документы, которые разбиваются по вопросам следующим образом: 127 писем по своему содержанию отмечают исключительно уведомительный характер и в которых сообщают родным и знакомым о состоянии своего здоровья, как например:

«Спешу уведомить Вас о том, что мы все по милости божьей живы и здоровы, чего и Вам желаем полного здравия и благополучия, посылаем Вам всем поклон» КУРМАН.

«Мы живы и здоровы, находимся все еще в дороге, но сами не знаем[,] где мы ехали».

Далее характеризуется их настроение 55-ти документами, в которых говорится с положительной стороны об оказании в пути следования им медпомощи, получения пищи и т. д.

«В пути с обстановкой начинаем свыкаться, в вагоне тепло, вечером дают свечи, получаем каждый день кипяток, горячие обеды, во время хода поезда вагон открываем и любуемся такими чудными лесами, которые Вы там можете видеть только на картинке».

«Едем мы в теплых вагонах, каждый день получаем горячую пищу и хлеб, морозы здесь не очень большие, все время по пути попадаются хвойные леса».

«Вы за меня не беспокойтесь, мне пока хорошо, не скучно, мы все вместе, у нас в вагоне очень тепло, нам дают борщ, хлеб, кипяток, два кило сахару на вагон, ходит доктор каждое утро. Мы уже 7 суток в дороге, числа не знаю, а пишу [в] понедельник».

«По дороге ехать не особенно холодно, в вагонах тепло, дают кипятку два раза в сутки и горячей пищи раз с хлебом, да еще трудно ублаготворить всех, потому что эшалон большой, благодаря хорошему проводнику очень строго смотрит за механиком паровоза» КОРЧЕНЬ.

«Мы пока еще в дороге 6 суток едем, пока все хорошо, два раза на день дают кипяток, на каждой станции проверяют [по] вагонам больных и один раз в день дают борщ» МАРУСЯ.

С отрицательной же стороны в самом минимальном количестве документов (5) проскальзывают нарекания на неправильное выселение. И имеется один случай постигшей смерти одного из выселяемых.

«Передайте привет всем нашим родным и знакомым. На станции Вердено в нашем вагоне умер П.А. ЗИКЕЕВ, а жена едет с нами дальше, пока всего доброго. Настя[»].

«Нам еще неизвестно, где нас выгрузят, жалко мне то, что я не знаю[,] за что нашу семью выселили» А.Б.

«Сообщаю тебе свою печаль, о том[,] как с нами поступают, держат нас в вагоне как зверей, даже лишний раз не выглянешь, всегда кричат "закрывай двери", но все это ничего, но обидно за то, что я не знаю[,] за что я так мучаюсь. Был бы я виноват, или был бы виновен отец, тогда так уже быть, а то ни одного слова, ни одного дела нет преступного и я несу такую кару от власти. Андрюша[,] прошу тебя не забывай меня[,] может нам еще придется встретиться [»].

«Здорово Братишка, не забывай меня и я тебя не забуду, соскучился я по своей родине, рад бы написать лучше, но не могу со слезами написать. Григорий Шкаруба[»].

НАЧ. ИНФАГО и ПК - САМОЙЛОВ

22/II-З0 года.

На л. 1 вверху по центру написано чернилами: «нач. СОУ. ОГПУ. гор. Москва». На л. 2. внизу слева написаны от руки исходящий номер и дата «<22/>II-30 г.».

218    В соответствии с разработанным ОГПУ планом проведения депортации (межкраевые перевозки) НКПС выделил 1 700 товарных эшелонов. В целях «учета и наблюдения за прохождением эшелонов» была установлена особая (для каждого региона высылки своя) нумерация эшелонов. Например, Северо-Кавказскому краю выделялись эшелоны с номерами с 1-го до 100-го, Украине - со 101-го до 300-го и т. д. Последние номера присваивались эшелонам из Крыма (№ 1501— 1600) и Казахстана (№ 1601-1700) (ГА РФ. Ф. Р-9414. Оп. 1.Д. 1944. Л. 47. Опубликовано: Шашков В.Я. Раскулачивание... С. 72).