Нота финскому правительству от 17-го мая 1931 г. Приложение № 3-ОП к п. 40/2 (о. п.) пр. ПБ № 39.

Реквизиты
Государство: 
Датировка: 
1931.05.17
Источник: 
http://sovdoc.rusarchives.ru
Архив: 
РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 162. Д. 10. Л. 55-57.
Приложение № 3‑ОП
к п. 40/2 (о. п.) пр. ПБ № 39.

Нота финскому правительству.

Секретно.
17-го мая 1931г.

Господин Министр!

Мое Правительство поручило мне заявить Вам нижеследующее:

1. Несмотря на многократные предупреждения представителей Союзного Правительства, имевшие место по адресу Финляндии как в Гельсингфорсе, так и в Москве, начиная с лета прошлого года, в Финляндии продолжается и усиливается ведшаяся и раньше пропаганда вражды и ненависти к Советскому Союзу.

Эта пропаганда ведется на собраниях и в печати и получает все более серьезный характер, благодаря поддержке ведущих ее финляндских организаций и лиц со стороны официальных финляндских учреждений. За последнее время эта пропаганда сопровождается в особенности систематическими печатными и устными выступлениями различных финляндских организаций и деятелей в пользу отторжения от Советского Союза Карельской Автономной Социалистической Советской Республики и некоторых районов Ленинградской области, а со стороны некоторых кругов даже в пользу присоединения к Финляндии всей северной части Советского Союза вплоть до Урала.

Так, печатный орган субсидируемого Финляндским Правительством Карельского Академического Союза “Суомен Хеймо” напечатал в номерах от 22 февраля и 20 марта 1931 г. анкету ряда финляндских государственных и общественных деятелей по вопросу о Великой Финляндии. Среди опубликованных ответов достаточно отметить следующие наиболее характерные:

«Мы должны действовать так, чтобы Финляндия опередила в момент слабости противника и не только бы смыла со своего герба позор измены Репола и Поросозеро, но и осушила бы слезы всей зарубежной Карелии и Ингерманландии»;

«Если бы молния войны вспыхнула теперь над Карелией, то нашлось бы достаточно людей, чтобы поставить границу туда, куда должно распространяться могущество Финляндии.»

Далее, 12 апреля 1931 г. на торжественном заседании, посвященном дню эстонско-финского сближения, в присутствии Президента Республики, министров и высших военных чинов, Главный Секретарь Финляндского Союза Самостоятельности, магистр Рейккенен, произнес речь, в которой он, между прочим, заявил, что «для полноты и силы Финляндии ей недостает только Ингерманландии и Восточной Карелии.»

Я не буду перечислять всех многочисленных фактов таких выступлений, ибо приведенных вше достаточно, чтобы убедиться в том, что агрессивная кампания за отторжение от Союза Советских Социалистических Республик отдельных его частей становится прямой угрозой для мирных отношений между Советским Союзом и Финляндией и для всеобщего мира.

2. Отмеченная в п. 1‑м пропаганда против Советского Союза нашла, в частности, свое яркое выражение в проводящейся ныне в Финляндки клеветнической кампании по поводу мнимого «преследования Ингерманландского племени» в Советском Союзе. Союзное Правительство констатирует, что стремление трудящихся масс финского крестьянства, населяющего часть Ленинградской области, улучшит свое материальное положение на основе реконструкции хозяйства в более прогрессивные социалистические формы (колхозы), добровольно создаваемые в СССР самими трудящимися крестьянами, было использовано враждебными Советскому Союзу Финляндскими организациями для новой антисоветской акции. Эта акция не встретила никакого сопротивления со стороны Правительства Финляндии, несмотря на то, что последнее было информировано о действительном положении вещей, и что эта акция проводилась при помощи заведомо сфальсифицированных и лживых сведений. Более того, Правительство Финляндии всем своим отношением к данной акции (благодаря приему различного рода депутаций и петиций от известных своим враждебным Советскому Союзу характером организаций, разрешение сбора средств для работы за Ингерманландию, выдача правительственных субсидий т. н. Ингерманландскому Союзу и т. д.) содействовало созданию в общественном мнении Финляндии неверных представлении о положении финских крестьян, живущих в Ленинградской области, а также сгущению враждебной Советскому Союзу атмосферы в Финляндии.

3. Эта враждебная атмосфера поставила Полномочное Правительство Союза Советских Социалистических Республик в Финляндии в условия, затрудняющие ему осуществление в нормальном порядке возложенных на него функций. Созданная обстановка приводит не только к отдельным, известным Министерству Иностранных Дел, хулиганским выходкам по адресу Полномочного Представительства, но и к такого рода организационным агрессивным действиям, как имевшая место 12 мая 1931 г. враждебная демонстрация перед зданием Полномочного Представительства, происшедшая с разрешения властей, ограничившиеся присылкой нескольких десятков полицейских чинов, бывших безучастными свидетелями демонстрации.

Отношение финляндских правительственных органов к Полномочному Представительству Союза Советских Социалистических Республик в Финляндии иллюстрируется, помимо изложенных выше событий, так же и такого рода действиями, как лишение финляндского гражданства лица, работавшего в Консульстве Союза ССР в Выборге, в качестве швейцара, за эту работу, а также недопустимое и лишенное всякого основания утверждение прокурора Абосского Гофгерихта в аппеляционной жалобе в Верховный Суд о том, что Полномочный Представитель Союза ССР в Финляндии финансировал одного из обвиняемых в коммунистической агитации.

Прямое бездействие финляндских властей по отношению к лицам и организациям, возглавляющим и направляющих враждебные выходки против Полномочного Представительства Союза ССР не может не быть истолковано этими лицами и организациями иначе, как согласие с ними Финляндского Правительства и как поощрение к дальнейшим выходкам и демонстрациям против Полномочного Представительства Союза ССР. В этой связи Союзное Правительство вынуждено отметить тот достойный сожаления факт, что Исполняющий обязанности Министра Иностранных Дел, г‑н министр Кукконен, в ответ на мое обращение от 13 мая, не счел возможным обещать принятие мер к неповторению демонстраций против Полномочного Представительства, подобных происшедшей 12 мая 1931 г.

4. Атмосфера безнаказанности для лиц и организаций, осуществляющих враждебные действия по отношению к Советскому Союзу, иллюстрируется, далее, тем обстоятельством, что вопреки неоднократным заверениям Финляндского Правительства, нашедшим в частности, публичное подтверждение в известном коммюнике Финляндского Правительства от 28 января 1931 г., лица, виновные в нарушении финляндско-советской границы путем насильственных перебросок на советскую территорию ряда финляндских граждан, либо до настоящего времени вовсе не привлечены к ответственности перед финляндскими судами, либо же фактически освобождены от наказания вынесением им условных приговоров на незначительные сроки.

5. Несмотря на неоднократные заявления Финляндского Правительства об его желании развивать торговые отношения Финляндии с СССР, кампания, ведущаяся против торговли с Советским Союзом с самого начала т. н. лапуасского движения и сопровождающаяся, как всем известно, многочисленными незакономерными и хулиганскими действиями как против советских торговых органов, так и против финляндских фирм, торгующих с Советским Союзом, до настоящего времени не встретила никакого противодействия со стороны финляндских властей. Более того до настоящего времени Финляндское Правительство не сочло нужным выступить публично хотя бы с выражением своего неодобрения этой кампании, которая не только парализует финляндско-советскую торговлю, но и отражается неблагоприятно на отношениях между обоими государствами.

Ввиду изложенного выше, Союзное Правительство поручило мне заявить Вам, Господин Министр, категорический протест против отмеченных выше действий Финляндского Правительства и в особенности против допущения систематической пропаганды за отторжение отдельных частей от Советского Союза, ведущейся со стороны организаций, пользующихся поддержкой и субсидиями Финляндского Правительства, а также против разрешения Финляндскими властями антисоветской демонстрации перед Полномочным Представительством Союза ССР в Гельсингфорсе. Вместе с тем, Союзное Правительство возлагает на Правительство Финляндии всю ответственность за создавшееся благодаря его действиям положение в отношениях между обоими государствами.

Примите, и пр...