Письмо сотрудника ГПУ УССР Добродицкого начальнику КРО ОГПУ Я.К. Ольскому о массовом бегстве крестьян из ссылки в места прежнего проживания. 31 мая 1930 г.
П-224
Совершенно Секретно
НАЧАЛЬНИКУ КРО ОГПУ.
Уважаемый тов. ОЛЬСКИЙ.
Бегство кулаков из ссылки принимает все более широкие размеры. Под влиянием этих беглецов в значительной мере усиливаются тенденции за возвращение высланных вообще. В ряде случаев возвращающиеся на прежнее местожительство высланные кулаки и члены их семей организуют массовые выступления, активно противодействуют расселению кулачества по III-й категории.
В ОДЕССКОМ округе, в селе Васильевке, Андре-Ивановского района, при попытке задержания бежавших из ссылки кулаков возникло массовое выступление с участием 150 женщин, которые потребовали не только оставления прибывших из ссылки кулаков, но и возвращения им конфискованного имущества. Толпой женщин кулаки были вселены в свои прежние хаты.
По АРТЕМОВСКОМУ округу собралось 35 женщин, требовавших возвращения высланных кулаков, в селе Корсунь, Рыковского района. Толпой руководила самовольно возвратившаяся с пути следования в ссылку кулачка РАДУЛАЯ.
Бежавшие из ссылки кулаки терроризируют актив и бедноту, добиваясь возвращения конфискованного имущества, земельных наделов, угрожая активистам расправой, распространяя провокационные слухи о законном характере своего возвращения из ссылки.
Ряд беглецов снабжен фиктивными документами о своем социальном положении; основная же масса высланных возвращается без всяких документов, переходит на нелегальное положение, причем не встречает никакого препятствия со стороны властей в пути следования из ссылки.
Прибывающие незаконно из ссылки члены кулацких семей, женщины с детьми предъявляют различные требования местным властям о предоставлении им работы, возвращении домов и конфискованного имущества, собирают толпы любопытных, рассказывают о тех «ужасах», которые они якобы испытали на Севере[,] и т. д. Растет сочувствие к беглецам больших групп бедняков и середняков, причем местами этими настроениями проникаются даже активисты.
По РОМЕНСКОМУ округу возвратившиеся из ссылки жены кулаков- КРИВОБОК Александра, ИЛЬИНА Анна и другие - терроризируют актив, придираются к бедноте. Дети этих кулаков бросают камни и палки в свои прежние хаты, где поселились бедняки.
По АРТЕМОВСКОМУ округу в целом ряде сел отмечены факты, когда бедняки оставляют кулацкие дома под влиянием провокационных слухов о возвращении всех кулаков из ссылки, чему особенно способствует возвращение ряда кулацких семей.
В НИКОЛАЕВСКОМ округе ряд кулаков, самовольно возвратившихся из ссылки, предъявил сельским советам требование о возвращении с мест ссылки членов их семей.
В КИЕВСКОМ округе отмечен ряд фактов, когда активные колхозники не только ходатайствуют о возвращении высланных кулаков, но и укрывают их у себя.
Особо отрицательное влияние на политические настроения основных прослоек оказывает возвращение ДЕТЕЙ. К прибывающим из ссылки детям собираются группами крестьяне, рас[с]прашивают их о положении на Севере, проникаются сочувствием к высланным и предъявляют различные незаконные требования.
Весьма показателен в этом смысле факт, отмеченный в УМАНСКОМ округе, где сведения, сообщенные вернувшимися из ссылки детьми, послужили началом возникновения волынки с участием женщин в Бабанском районе, потребовавших: немедленного возвращения высланных кулаков, немедленного восстановления раскулаченных и созыва общего собрания; 300 женщин собрались у сельсовета, препятствуя аресту зачинщиков волынки.
Весьма часто бегут с места высылки целые кулацкие семьи и в том числе главы семей и женщины с малолетними детьми. Последние[,] т. е. женщины[,] также подлежат аресту и возвращению обратно к месту высылки, причем зачастую подлежащие аресту женщины не имеют кому передать малолетних детей, в силу чего приходится вместе с ними направлять этапом и детей. Арест женщин с детьми встречает особо сильное сопротивление даже бедняцко-середняцких групп села, высказывающих сочувственное отношение к детям.
Значительная часть беглецов сообщает об отсутствии охраны в местах концентрации высланных, подчеркивая законность своего возвращения. Характерный факт отмечен по ХАРЬКОВСКОМУ округу, где возвратившиеся из ссылки кулаки распространяют слухи о том, будто комендант лагеря оффициально им объявил, что они могут при желании возвращаться на Украину, так как на лесоразработках членам семей делать нечего и их нечем кормить.
Целый ряд беглецов, переходящих на нелегальное положение, не имеют постоянного местожительства, частично живут в лесах, скрываются у своих родственников.
На этой почве мы отмечаем, что возвращающиеся из ссылки кулаки в отдельных случаях становятся базой для развития бандитизма. Так, активное участие в банде, оперировавшей недавно в РОМЕНСКОМ округе, принимали 22 бежавшие из ссылки кулака, которые и влились в банду, руководимую бежавшим из ссылки попом СКОРОБОГАТЬКО.
Нами принимаются все зависящие меры к задержанию беглецов и водворению на место ссылки. По существу этого вопроса Председателем ГПУ УССР тов. БАЛИЦКИМ послана специальная телеграмма на имя тов. ЯГОДЫ. Однако никаких сообщений с Севера о принимаемых ими мерах к недопущению бегства кулаков мы не имеем. Имеются случаи, когда высланные нами вторично беглецы из ссылки вновь бегут, заявляя о том, что их на Севере не принимают.
Все эти моменты вынудили меня обратиться к Вам [с] настоящим частным письмом с просьбой принять меры по существу и внести ясность во все эти вопросы, особенно в вопрос задержания женщин с детьми, в тех случаях, когда некому этих детей оставить на месте прежнего жительства бежавших.
С коммунистическим приветом ДОБРОДИЦКИЙ
«31» мая 1930 г.
г. Харьков
На л. 24 вверху слева написано от руки: «Опергруппа т. Виньке. Срочно со мной переговорите. Нужно запросить конкретные факты (задержания, расследования). 5.6.30. Ольский». Нал. 27 на полях слева вертикальная черта рядом с подчеркнутым «Имеются случаи, когда высланные нами вторично беглецы из ссылки - вновь бегут, заявляя о том, что их на севере не принимают» и рукописная помета: «<изучены> факты???». Под датой (л. 27) написанный от руки исходящий номер.