Информационное письмо сотрудника ОГПУ Л.И. Юргенса помощнику начальника ОО ОГПУ Н.Г. Николаеву о подавлении восстания спецпереселенцев в Парбигской комендатуре Запсибкрая. 18 августа 1931 г.
П-181
Информационное письмо сотрудника ОГПУ Л.И. Юргенса помощнику начальника ОО ОГПУ Н.Г. Николаеву о подавлении восстания спецпереселенцев в Парбигской комендатуре Запсибкрая104
Уважаемый тов. НИКОЛАЕВ.
Пишу из Колпашева, куда прибыл сегодня ночью из Коломина для встречи т. МУРАНОВА согласно телеграф[ному] распоряжению Зам. Пред. [ОГПУ] т. ЯГОДА.
В прошлом своем письме я указал, что на Галкинскую и Барбинскую Комендатуры выехал тов. МУРАВКИН, так как я заболел и остался тогда в Колпашеве. Пролежал здесь 3 дня и пароходом выехал в Томск, где намеревался ожидать т. т. МУРАВКИНА и БУЛГАКИНА (с Тоинской коменд.) и вместе выехать в Новосибирск для заключительной своей работы (прибыл в Томск 27/VII-с. г.).
29/VII Оперсектор получил телеграмму о восстании кулаков на Барбинской комендатуре и намерении их наступать на Бакчар.
Обменявшись мнением в Оперсекторе, я решил немедленно выехать на место с отрядом и предложил Нач. Оперсектора т. ПЛАХОВУ двинуть также со мной. Выехали мы из Томска специальным пароходом этой же ночью с отрядом в 50 человек при одном кольте.
Быстрота сбора и выезда из Томска не дала мне возможности телеграфировать об этом из Томска. К тому же я опасался[,] не проверя[,] сообщать, опасаясь наличия «липы».
С прибытием нашим в Подгорное 31/VII удалось получить более ясную картину и прикинуть всю серьезность начавшегося выступления (вернее восстания) кулачества. Не медля двинулись подводами на Бакчар, куда прибыли 31/VII вечером и соединили наш отряд с местным отрядом из коммунаров, прибывших до нас из Кривошеинова и Колпашева - всего 70 человек.
В Бакчаре точных данных о дислоцировании повстанческих отрядов не было. Предполагалось сосредоточение их в пос. Крыловке, в Болотовке или в Высоком Яру. Были слухи о наступлении отрядов и толп кулачества на Галкинский комбинат и захвате последнего.
Выступили мы сводным отрядом этой же ночью. Для быстроты двигались подводами с конной разведкой и где можно с боковыми дозорами. Смаху захватили пос. Истомино, там были две заставы противника, произведших по нам несколько выстрелов. Ответным огнем убили 3 чел. Не останавливаясь головным отрядом, двинули на Бандюры (3 кил. от Истомино), где сбили заставу и освободили арестованных 8 вахтеров Парбикской комендатуры. Часть вахтеров тяжело избиты, их готовились ночью расстреливать.
В Бандюрах убито 14 повстанцев и захвачено 5 берданок, несколько пик и два самодельных клинка. Сведения были о концентрации противника в Крыловке - двинули дальше. Под пос. Крыловка нас встретила ружейным огнем группа около 30 чел. Ответным огнем мы их сбили и буквально «по пятам» вскочили на бричках в Крылов[к]у, обгоняя нашу разведку - кавалеристов (кстати, плохих).
Налет наш был так быстр, что удалось захватить в поселке (в штабе) несколько спящих, в том числе караул «арестного помещения», где были заперты два вахтера комендатуры.
Под Крыловкой и в Крыловке нами убито 20 повстанцев, взято 16 бердан, 1 трехлинейная винтовка и 12 Смит.
В Крыловке, получив сведения, что накануне (31/VII) громадная толпа вооруженных кулаков прошла по направлению на Галкинский комбинат, я с тов. ДОЛГИХ головным отрядом (около 50 человек) выехали на п. Болотовку с целью нагнать их и ударить с тыла. Оказалось, мы опоздали. По дороге на п. Болотовку мы встретились с отрядом Галкинского Комбината и колхозников, шедших со стороны Высокого Яра. Таким образом, дорога от Бакчара до Галкинского комбината и комендатуры оказалась очищенной. Это было в 9 часов утра 1/VIII, выступили же мы из Бакчара в 1 ч[ас] ночи 1/VIII.
Следовательно[,] за 8 часов времени мы прошли (вернее промчались) около 45 клм, захватили стратегические пункты Истомино и Крыловку, нанеся чувствительный удар - разгром повстанцам.
По информации нач. этого отряда тов. БЕЛКИНА (работник комбината), кулаки, вооруженные берданками, охот[ничьими] ружьями и пиками, количеством около 300 чел. (31/VII[)] наступали со стороны Болотовки на Высокий Яр с целью пройти на Галкинский комбинат. Последний тянул их как крупное хозяйство, имеющее массу лошадей, продовольствия и якобы оружия. Одновременно с этим актив повстанцев был уверен, что их поддержат кулачество комбината и комендатуры.
Наступление повстанцев было задержано сопротивлением отряда колхозников, с боем отступавших из Высокого Яра. Когда же к последним подоспел отряд комбината, повстанцы в панике отступили. В этом бою насчитывают около 40 повстанцев убитыми, трупов обнаружено пока 20. Взято до 40 берданок и охот[ничьих] ружей. Обоз в 100 пустых подвод. Наши потеряли 3 убитыми, из них один предсельсовета.
В Болотовке мы разбились на 3 отряда: с одним отрядом я и тов. ДОЛГИХ (бывш. нач. коменд. управления, сейчас работник Сиблага) направились в Галкинский комбинат, другой отряд под командой тов. БЕЛКИНА направили вверх по р. Парбику и третий отряд с тов. ПЛАХОВЫМ возвратился в пос. Бакчар, где последний сосредоточил опер. группу для опроса задерживаемых и налаживания агентурной работы.
На Галкинском и участках комендатуры работа за эти дни (с 29/VII по 2/VIII) не прекращалась. Были отмечены отдельные разговоры, слухи о восстании - чувствовалась напряженность. Был задержан ряд подозрительных лиц - кулаков, прибывших с Барабинской ком-ры 30/VII-1/VIII, а также задерживались пачками кулаки по разным таежным тропам.
Наладили следственную работу - выделили группу работников.
Я упустил отметить, что повстанцами широко поджигалась тайга. Когда мы шли на п. Истомино, то проходили через густой дым от горящей тайги.
Галкинский комбинат в день нашего приезда 2/VIII был окутан дымом - горела тайга.
Приняли меры - издали обязательное постановление о поджигателях, обязали следить и тушить. Помог сильный дождь, пожар пошел на сокращение. Одновременно с этим было объявлено о явке в 3-х дневный срок кулаков Барбинской Комендатуры в свои поселки. Подействовало. На обратном пути мы наблюдали возвращение кулаков на поселки и возобновление работ по стройке и корчевке.
Сравнительно легкая ликвидация вооруженного выступления объясняется тем, что в самом начале одна из групп кулаков (наиболее активная), ворвавшихся верхами в пос. Бакчар, получила отпор со стороны местных коммунистов - потеряв троих убитыми. Наступавшие на Галкинский комбинат кулаки понесли также поражение. Быстрый приход и продвижение нашего отряда окончательно решил дело, и с этого момента (с 1-2-VIII) повстанцы разбегаются на мелкие группы и одиночки, требующие агентурного] оперативного изъятия.
Положение с продовольствием в Барбинской комендатуре к моменту выступления было следующее: запас муки в пос. Бакчар (база) на 1 месяц. Мука из Бакчара (на 35-18 кил.) подводами забрасывалась на участки суточными и двухсуточными нормами. Были редкие перебои[,] вытекающие из малого транспорта. Примерно на 6 участке[,] расположенном от Бакчара в 18 кил.[,] насчитывается 1 904 хоз.[,] 8 120 едоков. Имеют они 332 лошади и к ним сбруи 38 комплектов, а это значит[,] что только указанное количество телег можно было использовать для перевозок. Виноваты в этом районе выселившие и до сих пор не дославшие инвентаря.
На ряде участков кончилась соль, запасов не было, слабый завоз во всем Нарымском крае. Договорились с Сибторгом и получили заимообразно 5 000 пудов соли брошена 9/VIII из Колпашева в Коломино для участков.
Шло слабо строительство на участках, так как на участках не было уверенности в закреплении их за поселками кулаков. В этом вопросе большую сумятицу внес ЧАИНСКИИ Рик, тянувший с отводом земли под кулацкие поселки[,] и 29/VII состоялось постановление о закреплении определенных участков земли за комен-рой (7-й участок комен-ры[,] откуда началось выступление, с момента вселения не перегонялся[)].
Несмотря на указанное, массового недовольства кулачества не отмечалось. Никаких требований комен-ре или уполномоченным в поселках накануне выступления со стороны кулачества не предъявлялось. Накануне выступления 28/VII в пос. Крыловка (комен-ре) и участках[,] расположенных вдоль дороги[,] были т. МУРАВКИН и ДОЛГИХ, проезжавшие из Галкинской комен-ры на Коломино.
Характер самого выступления говорит о подготовке последнего группой к.-р. настроенных кулаков (во главе с УСКОВЫМ и МЕДВЕДЕВЫМ) среди кулачества Ленинского и Беловского районов, имевших, как сейчас выясняется[,] значительный %% к.-р. банд, элемента. В момент выступления группой (активом) была проведена мобилизация кулаков Ленинского района с 18 до 50 лет. Насильное втягивание отмечено и в других участках.
Одновременно с этим стали вооружаться отобранным у вахтеров оружием и отбирать у местных жителей берданы, охот[ничьи] ружья и лошадей. Заготовляли пики и клинки. Началась организация военных единиц - в Крыловке было 4 взвода пехоты и 1 взвод кавалерии. Сам УСКОВ именовал себя нач. штаба (есть документ за его подписью).
Были флаги с лозунгами «Долой коммуны, да здравствует свободная торговля, да здравствует учредительное собрание».
Всего участников в отрядах насчитывалось около 700 чел., примерно 60% из них было мобилизовано.
Предварительные данные следствия подтверждают указанное и дают материал о связях актива повстанцев с к.-р. элементом в Сиблаге (в Томске и Новосибирске).
Кулачество в Барбикской Комендатуре Чаинским (центр в Подгорном) райотделении ОГПУ не обслуживалось. Гласный сотрудник не выделен, сети осведомительной и резидента не было. Связи с несколькими осведомами поддерживали отрывочно, наездами из райотделений. На 7 участке за время его расселения никто из опер. работников не был.
Помимо этого, среди осведомов налицо двойники - главарь к.-р. выступления УСКОВ числился осведомом, называют также ряд других участников выступления. Сейчас идет проверка на месте указанного, после чего будет четкая картина. Остался там т. ПЛАХОВ и тов. МУРАВКИН, я выехал в связи с телеграммой о приезде т. МУРАНОВА.
С опер. агентурным обслуживанием кулачества плохо и в других комендатурах: Васюганской, Парабели, Шерстобитовской и Галкинской. Не много лучше обстоит в Колпашевской и Кетской[,] обслуживаемой Колпашевским райотделением (сильное райотделение).
Это происходит в силу некомплекта сотрудников в райотделениях; имеются безграмотные, не знают элементарных основ чекистской работы.
В результате нет сети, нет резидентов.
Томский Оперсектор слабо руководил этими райотделениями, находясь в стороне от мест расселения кулаков.
Был приказ центра о создании с 1 июля оперсектора в Колпашеве. Сегодня, 13 августа, я в Колпашеве никаких признаков организации оперсектора не нашел. Как работали райотделения, так и работают.
Надо подтолкнуть ПП с тем, чтобы немедленно развернуть оперсектор с выделением сюда квалифицированных работников. С выброской в пункты (комен-ры) расселения кулачества оп[е]р. группы и одиночек для постоянной агентурно-оперативной работы.
Только что получилась записка по проводу из Парабели от нач. Экспедиции БУРДАЕВА о том, что 5 августа на почте в поселке Старица (330 кл вверх по р. Чузику от пос. Парабель) был секретно подслушан разговор кулака Чупина с зав. местной почтой Курочкина об организации вооруженного восстания. План восстания, по словам ЧУПИНА, следующий.
Имеется группировка, которая выступает и захватывает Старицынский Интеграл, снабжается имеющимися в нем оружием и продовольствием. После чего двигаются на пос. Новиково (вверх по р. Парабели, 150 кил. от пос. Парабель), где уничтожают РУБЛЕВА (пом. коменданта), ОФИЦЕРОВА, МАКЛАШКИНА и ОГОРОДНИКОВА (сотр. комендатуры), захватывают оружие и продвигаются дальше на «Большую землю» (Свиспаево по реке Парабель около 70 кил. от Парабели), где ведется агитация, разведка и группировка. С «Большой земли» двигаются силой до 10.000 чел. на Парабель.
ЧУПИН в разговоре усиленно доказывал КУРОЧКИНУ, что у них есть связи до Омска и Владивостока. Есть агенты свои в органах ОГПУ.
ЧУПИН был арестован тут же, на почте, затем два брата ЯКОВЛЕВЫХ, из коих один по справке, обнаруженной у него, был добровольцем карательного отряда у АНЕНКОВА. Всего арестовали 11 человек.
Большинство арестованных созналось, в том числе и ЧУПИН, и ЯКОВЛЕВ. Создание организации шло под лозунгом «Освобождение православной Руси». ЧУПИН намечался организатором выступления, а указанный ЯКОВЛЕВ начальником штаба. Вся группа арестованных направляется в Каргасок (райотделение) для выявления следственным путем всей организации.
В этот же день пред. Горбуновского сельсовета (на карте не ориентировано) по реке Кенге проездом на Каргасок сообщил о том, что 29.VII ночью группой неизвестных захвачено шесть ружей у местных крестьян.
Тов. ДОЛГИХ, посоветовавшись со мной[,] дал распоряжение Парабель-комен-ре направить группу 11 чел. вахтеров[,] хорошо вооруженных, через указанные места, до р. Кенга и вверх с выходом на участки Барбинской к-ры с целью глубокой разведки и обнаружения указанных лиц. С этой группой направился 1 оп[е]р. сотр. Каргасокского райотделения.
Только что прибыли тов. МУРАНОВ и зампред Крайисполкома т. ЗУЕВ. План обследования у т. Муранова очень широкий, намечает ехать на Васюган, Кеть, Парабель, Парбик и Галкинскую ком-ру. Чтобы это осуществить - время не хватит до конца навигации (конец октября). Видимо, придется на ходу сокращаться.
Мои товарищи по обследованию МУРАВКИН и БУЛГАКИН направились в Томск и Новосибирск для обработки материала, накопившегося за время обследования.
Я полагаю, что здесь задержимся на 1 мес. За это время можно было бы обследовать хозяйственные ком-ры Зап. Сибири - тов. МУРАВКИНУ и БУЛГАКИНУ такое указание я дам.
Тогда к нашему приезду с т. МУРАНОВЫМ в Новосибирск будет полный материал, предыдущий и то, что получится сейчас, при объезде с тов. МУРАНОВЫМ.
Иначе, если т. т. МУРАВКИН и БУЛГАКИН будут составлять окончательный доклад без меня[,] он выйдет не полный.
Передайте привет т. т. АГРАНОВУ, ЗАПОРОЖЦУ и т. БЕРМАНУ и что я очень виноват за свое молчание. Оправданием может служить обстановка (живешь кочующим человеком), условия передвижения и пр.[,] присущее местному краю.
Здесь пространства поглощают громадное количество времени и выбивают из колеи.
Мною было намечено написать обстоятельные письма из Томска, где я начал обследовать рабочих опер. сектора, но события на Барбинской ком-ре и теперь новый «поход» сорвали весь план.
Жму руку - Юргенс.
13.VIII-31 г.
п. Колпашево.
На л. 167 внизу напечатано: «верно:» (подпись заверяющего лица отсутствует). На л. 159 вверху рукописные пометы: 1) «т. Люшкову. И. Запорожец»; 2) «т. Рассказчикову. Люшков. Зап[адная] Сиб[ирь]»; 3) «<...> писал по его просьбе <...> 5.1Х.31» (подпись-росчерк, неразборчиво). Здесь же вверху справа напечатано: «Копия».
104 О восстании спецпереселенцев в Парбигской комендатуре в конце июля 1931 г. и его подавлении см.: Красильников С.А., Мамкин О М. Восстание в Парбигской комендатуре // Исторический архив. 1994. № 3, С. 128-138.