Сообщение Народного Комиссариата Иностранных Дел РСФСР.

Реквизиты
Тема: 
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1921.11.17
Метки: 
Источник: 
Документы внешней политики СССР. Том 4. стр. 510. Москва. Госполитиздат. 1960г.

17 ноября 1921 г.

Еще при раскрытии последнего заговора в Петрограде1 было с несомненностью установлено участие в нем финлянд­ских агентов. Вместе с тем, все время действовала финлянд­ская агентура в пограничных с Финляндией волостях Карель­ской Трудовой Коммуны, особенно в Кемском уезде и Репольской и Поросозерской волостях, где она стремилась влиять на настроение населения путем устной и печатной агитации, об­мана, угроз и посулов. Советское Правительство неоднократ­но указывало Правительству Финляндии на эти явления и не прибегало к каким-либо решительным мерам, рассчитывая, что Финляндское Правительство, заверявшее много раз, что оно стремится лояльно соблюдать постановления Мирного договора, наконец, примет меры к устранению этих проти­воречащих последнему явлений.

Однако действия финляндских агентов в вышеназванных пограничных с Финляндией районах за последнее время не только не прекратились, но приняли еще более широкий и от­крытый характер. По имеющимся точным сведениям, в ок­тябре сорганизовались на финской территории бандитские от­ряды, которые, руководимые финляндскими офицерами и по­лучая снабжение из Финляндии же, стали систематически вторгаться в пограничные волости Карельской Трудовой Ком­муны и подрывать всю местную мирную работу путем убийств ответственных работников, уничтожения незначитель­ных местных охранных отрядов, разрушения дорог, взрыва­ния мостов и других насильственных действий. Вторгавшиеся в Советскую Карелию организованные вооруженные банды не только сохраняли связь с Финляндией, но несомненно пользу­ются поддержкой финляндских властей. В октябре месяце отряд, вооруженный ручными гранатами и пулеметами, пере­шедший финляндскую границу, стал действовать в направле­нии к Сегозеру. Часть финляндской печати, очевидно тесно связанная с организацией банд и их действиями, опубликовы­вает в течение последних дней провокационные известия, буд­то в целом ряде пограничных приходов Восточной Карелии население восстало, уничтожило красных и свергло Совет­скую власть.

Правительством РСФСР приняты решительные меры, что­бы положить конец вышеуказанным бандитским нападениям извне и дальнейшему осуществлению вторгшимися из Фин­ляндии отрядами каких-либо мероприятий на территории Карел некой Трудовой Коммуны, клонящихся к подрыву мир­ной трудовой жизни.

 

Печат. по газ. «Известия» № 258(1401),

17 ноября 1921 г.

1 Летом 1921 г. в связи с голодом в Советской России активизиро­валась деятельность русского контрреволюционного подполья, опиравше­гося на поддержку иностранных кругов (см. док, № 192, 209, 219, 228 278, 330).

В течение мая —июля 1921 г. органами Всероссийской Чрезвычайной Комиссии (ВЧК) в Петрограде, в Северной и Северо-Западной областях РСФСР было раскрыто несколько контрреволюционных организаций, гото­вившихся поднять к началу сбора продналога вооруженное восстание.

В докладе ВЧК, опубликованном 24 июня 1921 г., разоблачались связи заговорщиков в Петрограде с иностранными разведками. «Раскры­тая организация, — говорилось в докладе, — через своих ответственных курьеров находилась в постоянных сношениях с финской контрразведкой, с американской, английской и французской разведывательными организа­циями в Финляндии».

По показанию одного из руководителей заговора — Таганцева, заго­ворщики получили из-за рубежа около 10 млн. руб. в думской и царской валюте. В Париже была организована группа из бывших российских фи­нансистов, которая должна была взять на себя снабжение Петрограда после переворота. Заговорщики состояли в тесном контакте с белогвар­дейскими организациями в Польше, деятельность которых поддержива­лась польским правительством (см. док. № 138).

В другом сообщении ВЧК —от 29 августа 1921 г. — указывалось, что наиболее крупная из раскрытых контрреволюционных организаций — Петроградская боевая организация (ПВО) имела широкие связи с антисо­ветскими элементами за рубежом. Во главе парижского центра ПВО на­ходился генерал Врангель, а так называемый финансово-торгово-промыш­ленный комитет в Париже финансировал контрреволюционные организа­ции на территории Советской России.

ПВО поддерживала тесную связь с американской, французской и другими иностранными разведками. «Организация, действовавшая под флагом американской разведки, — говорилось в этом сообщении ВЧК,— располагала рядом явочных квартир в Петрограде и имела связи среди кругов бывшего морского офицерства (флаг-интендант штаба Балтфлота б. лейтенант Димитриев, мичман Золотухин, мичман Кунцевич и др.). Эта организация приступила после кронштадтского восстания к созданию боевых ячеек из матросских групп, прибывших из Финляндии. До этого она являлась чисто шпионской организацией, продававшей добываемые ею информации о политическом, военном и экономическом положении Рес­публики финскому генеральному штабу и заправилам американского им­периализма».

Летом 1921 г. заговорщики получили указание, исходившее от париж­ского центра и французской разведки, подготовить организацию «к бо­лее решительным действиям».

Раскрытие заговоров в Петрограде и в других городах разрушило планы империалистических кругов, надеявшихся использовать возникшие в связи с голодом экономические трудности для свержения Советской вла­сти.