Выступление Официального Представителя РСФСР в Великобритании Л. Б. Красина на Конференции по экономическому восстановлению и всеобщему миру *.

Реквизиты
Тема: 
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1921.10.12
Метки: 
Источник: 
Документы внешней политики СССР. Том 4. стр. 415. Москва. Госполитиздат. 1960г.

12 октября 1921 г.

От имени Российской Республики, от имени миллионов рус­ских рабочих и крестьян, пославших меня в эту страну, я благодарю всех собравшихся за участие и ту помощь, кото­рую они оказывают нам в нашей национальной беде.

Неурожай и даже голод в России, в особенности в губер­ниях и областях, постигнутых в этом году этим несчастьем, не является редкостью, а повторяется периодически. Так, в 1891 г. полный неурожай и голод охватывал 20 губерний и областей России; в 1906 г. от полного неурожая страдали 4 губернии; в 1911 г. свыше 10 отдельных губерний также были поражены этим несчастьем. Дореволюционному прави­тельству приходилось тратить сотни миллионов рублей на не­посредственную помощь голодающему населению.

Причиной неурожаев являются периодически повторяю­щиеся засухи и неспособность практикующейся в этой части России неустойчиво интенсивной системы земледелия** проти­востоять неблагоприятным климатическим условиям.

Восточная и юго-восточная часть России с ее плодородной почвой вела всегда лишь зерновое хозяйство с однообраз­ными культурами, высасывавшими из почвы всегда одни и те же элементы. Такая культура в удачливые годы давала много зерна на вывоз, но в сухие годы это изобилие превраща­лось в полный недостаток хлеба, даже для прокормления собственного населения.

За годы войны крестьянское хозяйство спустилось на еще более низкий уровень; потеря людей, скота, отсутствие снабжения машинами и орудиями за время войны повели к ухудшению обработки земли. Еще более ухудшились условия хозяйства со времени начала интервенции и блокады. Чехос­ловацкое восстание, война, которую вел с Советской Россией при поддержке Антанты Колчак, полное прекращение заграничного снабжения, расстройство транспорта и общее обед­нение крестьянства окончательно подорвали хозяйство в этих губерниях и областях России.

Сейчас, когда мы заседаем в этом зале, в приволжских и юго-восточных губерниях России голодают миллионы детей, женщин и мужчин, подверженные опасности прямой голодной смерти: люди едят траву, глину, всякие суррогаты, чтобы как-нибудь отсрочить угрожающую им гибель. Наступление зимы, которая там уже начинается, усилит бедствие во много раз. К гибели от голода присоединится гибель от холода, разви­тие эпидемических болезней поразит не только непосред­ственно затронутые голодом районы, но и более отдаленные.

Какую и чем можно оказать помощь в этом бедствии?

Первым делом, конечно, непосредственная помощь постра­давшим районам: покупка и доставка в них хлеба, жиров и распределение этих продовольственных грузов среди населе­ния. Далее, устройство общественных столовых для кормле­ния детей, стариков, взрослых; помощь беженцам; снабжение населения необходимейшей одеждой, обувью; снабжение ле­карствами, мылом; организация больниц и госпиталей; са­нитарные мероприятия, борьба с эпидемиями.

Всего охвачено бедствием до 20 млн. людей, сотням ты­сяч и, быть может, миллионам угрожает прямая смерть.

Правительство, профессиональные союзы, кооперативные организации, местные учреждения и все население России делают самые отчаянные, самые героические усилия, чтобы побороть нужду и помочь пострадавшим. Еще никогда вся Россия не была охвачена таким единодушным порывом в деле помощи.

Но государственные ресурсы и ресурсы всей страны, исто­щенные за годы войны и революции, недостаточны, чтобы справиться с бедой. Необходима во что бы то ни стало не­медленная безотлагательная помощь извне. Помощь день­гами, продовольствием, одеждой, обувью, медикаментами. Каждое пожертвование, каждая посылка, каждый фунт и шиллинг облегчат чье-нибудь страдание, быть может, спасут несколько человеческих жизней.

Мы особенно рассчитываем на помощь и поддержку рабо­чего класса и всех вообще трудящихся и их организаций, ибо уже не раз рабочие и крестьяне России получали от тру­дящейся Европы сердечную и своевременную поддержку в эти трудные для нашей Республики годы.

Часто возбуждают вопрос о гарантиях целости и правиль­ного употребления пожертвований. Но тут Советское Прави­тельство сделало все, что только возможно. Американская администрация помощи, д-р Нансен и другие благотворитель­ные организации заключили с Советским Правительством соглашение, которое позволяет им контролировать судьбу каждой посылки, каждого пожертвования от самой границы России до рта голодающих.

О том, что это соглашение соблюдается не только цен­тральными, но и местными властями, свидетельствуют бес­пристрастные и авторитетные иностранцы, посетившие Рос­сию или работающие там.

Таково свидетельство деятелей Американской администра­ции помощи, д-ра Нансена, недавно вернувшегося из голо­дающих районов, члена парламента Канады полковника Макки и других. И только люди, желающие сорвать помощь России, могут утверждать, будто нет достаточных гарантий.

Но сколь ни важна непосредственная помощь голодаю­щим, она не решает задачи. Она не предотвращает возмож­ности повторения подобного же бедствия в будущем.

Политика предыдущих российских правительств ограни­чивалась только кое-какой помощью непосредственно в го­лодные годы, между тем необходимо устранение самих при­чин голода, необходимо изучение этих причин и выработка на основе такого изучения целого государственного плана ме­роприятий для устранения раз навсегда возможности повто­рения таких неурожаев.

Советское Правительство приступило к этой задаче, воз­ложив ее на Государственную Плановую Комиссию, в которой десятки лучших специалистов по экономике, агрикультуре, мелиорации, технике работают над этим вопросом. Уже на­мечен в общих чертах государственный план работ по земле­устройству, мелиорации, использованию весенних и снеговых вод для борьбы с последствиями засухи. Намечен план обще­го улучшения техники обработки полей. Составлен план необ­ходимого снабжения крестьян сельскохозяйственными ору­диями, машинами, инвентарем и инструментом. Изучение опыта опытных сельскохозяйственных станций, имеющихся в пострадавших губерниях, приводит к определенному плану изменения самой земледельческой культуры в этом районе. Принимаются меры к введению в севооборот более устойчи­вых против засухи хлебов, как маис и просо. Намечается из­менение всего севооборота в смысле введения корнеплодов и кормовых трав, могущих обеспечить во всей совокупности вполне устойчивый урожай, независимо от изменяющихся климатических условий. Усиление скотоводства и ведение его там, где оно до настоящего времени, вследствие исключитель­но ценового характера хозяйства, не практиковалось, является добавочным мероприятием.

Весь этот план является грандиозной программой, кото­рая, конечно, потребует для своего осуществления ряда лет и громадных средств. Но иного пути нет, и пока эта гран­диозная работа не будет исполнена, опасность таких ката­строф, как нынешняя, не может считаться устраненной.

Те работы, которые предпринимаются сейчас, чтобы дать занятие населению, ведутся уже в рамках этого намеченного общего плана.

До настоящего времени Россия и ее Правительство были вынуждены тратить большую часть своих сил на борьбу с прямыми нападениями и покушениями извне на тот государ­ственный и социальный строй, который 4 года тому назад уста­новил в своей стране трудовой русский народ.

Российское Правительство, не будучи признано до настоя­щего времени другими державами, хотя и не ведет сейчас ни­какой войны после того, когда все нападения были отбиты Красной Армией, тем не менее до настоящего времени оно вынуждено бороться с враждебной ему политикой всех дер­жав, и даже самая помощь голодающим, как показывает опыт последних недель, используется как средство политиче­ского давления на Советскую власть, как средство борьбы с нею.

Что сказать про врача, который у постели смертельно больного человека условием помощи ставит уплату или при­знание какого-то прежде невыплаченного гонорара, а между тем буквально так ставится сейчас вопрос о помощи России, хотя бы в резолюциях тех же Парижской2 и Брюссель­ской3 конференций. Понятно, что такое отношение является помощью голоду, а не помощью голодающему населению.

Прекращение этой политики вражды и вечных угроз по адресу России есть первое условие радикальной борьбы с го­лодом. Прекращение политики интервенции, заключение фор­мального мира и полное признание того Правительства, кото­рое русский народ сам себе выбрал и которое он поддержи­вает в течение 4 лет борьбы почти со всем окружающим ми­ром,— вот то требование, которое мы ставим, основываясь на праве стомиллионного народа жить и управляться так, как он сам этого хочет.

Все истинные друзья русского народа и все, кто искренне желает русским крестьянам не только избавления от голода, но и от возможности повторения такого бедствия в будущем, должны признать законность этого требования.

Прекращение политики интервенции и давления на Совет­ское Правительство, конечно, было бы большим облегчением в борьбе с голодом. Но промышленно развитые страны мог­ли бы оказать России и более прямую и более существенную поддержку, притом с пользой для самих себя. Ведь и в За­падной Европе и Америке положение народных масс отнюдь не может быть признано благополучным. Кризис и безрабо­тица подтачивают вот уже в течение многих месяцев благо­состояние богатейших и культурнейших стран. Те самые машины, орудия, инструменты, материалы, которые необхо­димы русскому крестьянству, чтобы превратить голодающие местности России в житницу Европы, лежат в ваших фабрич­ных складах за отсутствием покупателя или могут быть с легкостью изготовлены на фабриках и заводах, страдающих от безработицы.

Наиболее простой и разумной попыткой выхода из кри­зиса должно быть комбинирование помощи российской нужде с ослаблением безработицы в этих культурных странах. Ко­нечно, русскому крестьянину нечем сейчас платить за все эти товары, и потребовался бы какой-то кредит, чтобы осуще­ствить эту схему.

Но такая активная помощь средствами и орудиями произ­водства, давая возможность миллионам русских крестьян удвоить или даже утроить урожай хлеба на громадной тер­ритории, уже в течение нескольких лет принесла бы обиль­ные плоды и не только проценты, но и погашение по такому займу могли бы быть уплачены.

Осуществление такой схемы наталкивается на большие трудности. Но если такие страны, как Англия и Франция, на­шли в свое время сотни миллионов фунтов на интервенцию и па поддержку армий Колчака и других генералов, разорив­ших крестьянство России вообще и ныне голодающих обла­стей в частности, то должны найтись деньги и на дело восста­новления.

Всякий благожелательный гражданин, сочувствующий миллионам людей, обреченным там, на Востоке, на голодную смерть, и озабоченный проблемой безработицы в собствен­ном доме, должен задуматься над этой схемой и оказать давление на общественное мнение и на учреждения, от которых зависит осуществление таких мер в деле скорейшей помощи голодающим районам России.

 

Печат. по арх. Onубл в бюлл. «Soviet Russia», vol V, December 1921, pp. 234—236.

* Конференция по экономическому восстановлению и всеобщему миру», созванная пацифистским Обществом мира и Советом борьбы с го­лодом, проходила 11—13 октября 1921 г. в Лондоне. Общественные дея­тели ряда европейских стран, участвовавшие в конференции, обсуждали вопросы экономического и политического положения в послевоенной Европе.

Заседание 12 октября, на котором выступал Л. Б. Красин, было по­священо вопросу об оказании помощи голодающим в России. Конферен­ция призвала правительства всех стран немедленно отпустить кредиты для помощи голодающим и содействовать восстановлению производства в России. Конференция высказалась за посылку делегации к правительству Великобритании с требованием предоставления кредитов на эти цели.

Конференция приняла также резолюции о безработице и депрессии, о разоружении и др. 13 октября ее участники выступали с речами во время антивоенной демонстрации трудящихся Лондона.

 

2 Имеются в виду заседания так называемой комиссии Нуланса, созданной в соответствии с решением Верховного совета Антанты (см. прим. 45), которые проходили в Париже в конце августа — первой поло­вине сентября 1921 г.

Одним из результатов заседаний комиссии явилась посылка прави­тельству РСФСР ноты от 4 сентября, в которой оказание помощи голо­дающим было обусловлено согласием Советского правительства на «обсле­дование» положения в стране (см. стр. 311). Советское правительство ре­шительно отвергло эти домогательства (см. док. № 209).

Тем не менее представители держав Антанты в комиссии Нуланса, преследуя антисоветские цели, решили продолжить обсуждение вопроса об условиях «помощи» России, включая кредиты, на конференции в Брюс­селе (см. прим. 77).

 

3 Брюссельская конференция, в которой участвовали представители Великобритании, Франции, Бельгии, Италии, Германии и ряда других стран, заседала с 6 по 8 октября 1921 г. Официальной целью созыва кон­ференции было обсуждение вопроса о помощи России в связи с голодом 1921 г.

Конференция одобрила решение так называемой комиссии Нуланса (см. док. № 209 и прим. 76) относительно «обследования» положения в Советской России. В качестве условия предоставления кредитов для борь­бы с голодом конференция выдвинула требование о признании Советским правительством внешних долгов царского и Временного правительств и о «достаточной гарантии в соблюдении будущих обязательств». «Никакое экономическое решение, зависящее от действия правительств, — говори­лось в резолюции конференции, — не будет возможным до тех пор, пока в России не будут установлены нормальные условия экономической жизни».

Решения Брюссельской конференции подтвердили, что у ее участников имеются планы использовать голод 1921 г. для свержения Советской власти и реставрации капиталистического строя в стране.

Характеризуя политику империалистических держав в вопросе о по­мощи голодающим, В. И. Ленин в октябре 1921 г. писал:

«Капиталисты, управляющие сейчас сильнейшими государствами в мире — как Англия, Америка, Франция — правда заявили нам, что они-де тоже хотят помогать нашим голодающим крестьянам, но на таких усло­виях, которые означают передачу в их руки всей власти над нашей ра­боче-крестьянской республикой. Дело понятное. Когда же видано, чтобы кровопиец рабочего человека, капиталист и ростовщик помогал ему беско­рыстно. Голодом трудового человека класс капиталистов всегда пользо­вался, чтобы закабалить его тело и душу. И нашим голодом хотят сейчас воспользоваться, чтобы уничтожить нашу кровью добытую свободу, на­веки вырвать власть из рук рабочих и крестьян и посадить над их голо­вами снова царя, помещика, хозяина, станового пристава и чиновника» (Ленинский сборник XXXIV, стр. 425).

* Так в тексте.