Нота Полномочного Представителя РСФСР в Турции Комиссару по Иностранным Делам Правительства Великого Национального Собрания Турции Юсуфу Кемалю.
20 августа 1921 г. № 863-а
Господни Комиссар,
Я имею честь Вас известить, что мое Правительство поручило мне Вам сообщить, что оно с готовностью принимает приглашение, содержащееся в Вашей ноте, принять участие в конференции для заключения договоров между Правительством Великого Национального Собрания Турции и Правительствами трех Советских Республик Кавказа, каковая конференция должна дополнить договор, заключенный в Москве между Советской Россией и Турцией.
Мое Правительство отклоняет, однако, Ангору как место для созыва конференции по причине трудности телеграфного сообщения с этим городом и военного положения и выражает пожелание, чтобы конференция состоялась в Карсе, городе, который Вы сами раньше предложили.
Примите, господин Комиссар, уверение в моем высоком уважении.
Нацаренус
Печат. по арх.
На эту ноту был получен следующий ответ Юсуфа Кемаля от 28 августа 1921г.:
«Господин Полномочный Представитель,
В ответ на Ваше письмо от 20-го сего месяца я имею честь сообщить Вам, что мое Правительство согласно на Карс как место конференции, имеющей быть между Турцией и Закавказскими Советскими Республиками с участием делегатов РСФСР. Турецкая делегация будет под председательством дивизионного генерала Кязима Карабекир-паши, командующего восточной армией Правительства Великого Национального Собрания Турции и депутата от Адрианополя в том же Национальном Собрании, при участии Вели-бея, депутата от Бурдура, Мемдуха Шевкет-бея, полномочного представителя Турции в Баку, и Мухтар-бея, главного инженера по постройке железных дорог Восточной Анатолии, бывшего депутата и статс-секретаря в Комиссариате общественных работ.
Я полагаю, что ввиду дальности расстояния, которое необходимо преодолеть для различных делегаций, было бы желательно назначить последнюю неделю сентября как срок открытия заседаний конференции.
Я был бы Вам признателен, господин Полномочный Представитель, если, передавая Вашему Правительству содержание сего, Вы также сообщите о нашей твердой уверенности относительно самых благоприятных результатов, которые будут достигнуты во время переговоров, основанных на превосходных отношениях, существующих между Турцией, с одной стороны, и Российской Советской и Закавказскими Советскими Республиками — с другой.
Я был бы счастлив узнать возможно скорее, удобен ли Московскому Правительству намеченный срок, а также имена русских делегатов на Карсскую конференцию.
Примите, господин Полномочный Представитель, уверения в моем высочайшем уважении».