Нота Полномочного Представителя УССР в РСФСР Послу Турции в РСФСР Али Фуаду.
13 августа 1921 г.
Господин Посол,
Желая ускорить заключение мирного договора с Турцией и представить свидетельство своего горячего чувства дружбы к турецкому народу, Правительство Украинской Советской Республики принимает предложение Турецкого Правительства о том, чтобы Ангора была избрана местом встречи Украинской и Турецкой делегаций. С этой целью Украинское Правительство назначает своим первым делегатом украинского товарища, Фрунзе Михаила Васильевича, кавалера ордена Красного Знамени, командующего всеми сухопутными и морскими вооруженными силами Украины, члена Всеукраинского Центрального Исполнительного Комитета Советов, члена Совета Народных Комиссаров. Гражданин Фрунзе предполагает выехать в Ангору в конце августа с. г.*
Доводя до Вашего сведения это решение моего Правительства, имею честь просить Вас, господин Посол, сделать все необходимое для того, чтобы своевременно информировать об этом Правительство Великого Национального Собрания Турции, а также сообщить мне о его согласии.
Что же касается заключения конвенции о репатриации военнопленных, то мое Правительство согласно, учитывая предстоящее начало мирных переговоров в Ангоре, обсудить этот вопрос и заключить такую конвенцию здесь, в Москве.
Прошу Вас, господин Посол, принять уверения в моем самом глубоком уважении.
Полномочный представитель УССР в России
Коцюбинский
Печат по арх.
* Чрезвычайное посольство Украинской ССР во главе с М. В. Фрунзе находилось в Турции с 24 ноября 1921 г. до 16 января 1922 г.
Миссия М. В. Фрунзе, предпринятая в период тяжелого военного положения Турции, свидетельствовала о поддержке Советским государством национально-освободительной борьбы турецкого народа. В обращении М. В. Фрунзе к турецкому народу, которое было оглашено 20 декабря 1921 г. в меджлисе, говорилось:
«В истории Советских республик есть много общего с историей революционной Турции... Однако никто из нас не должен скрывать, что добрососедские отношения между Турцией и Советскими правительствами подвержены многим опасностям.
Несомненно, что после того, как враги Турции, решившиеся огнем и мечом стереть с лица земли турецкое государство и превратить его в свою колонию, встретились с героическим сопротивлением турецкого трудового народа, сплотившегося вокруг Великого Национального Собрания, и убедились в силе и жизнеспособности турецкой нации, они постараются изменить характер своих действий. Само собой разумеется, что они начнут играть роль льстивых друзей и доброжелателей и приложат все силы к тому, чтобы подорвать дружбу между Турцией и Советскими правительствами— эту единственную гарантию целостности и независимости Турции и, толкнув Турцию на выступление против Советских правительств, под маской дружбы постараются достигнуть цели, добиться которой им не удалось с помощью оружия.
Но мы уверены, что правительство и народ Турции, которые перенесли так много испытаний и получили столько уроков политической истории, не будут обмануты уловками и интригами...»
В телеграмме Мустафы Кемаля (Ататюрка) председателю Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета М. И. Калинину и председателю Всеукраинского Центрального Исполнительного Комитета Г. И. Петровскому по поводу этого обращения говорилось: «Великое Национальное Собрание Турции было счастливо услышать заявления господина Фрунзе, Чрезвычайного посла Украинской Советской Республики, которые сами по себе оставят неизгладимый след в истории нашей независимости. Члены Собрания восприняли эти заявления с весьма большим удовлетворением, и каждая фраза вызывала бурю аплодисментов... Тот факт, что правительство Украинской Республики в целях заключения с нами договора о дружбе и еще более яркого подтверждения политических, экономических и других связей, существующих между двумя народами, послало к нам господина Фрунзе, одного из самых крупных политических деятелей и главнокомандующего, а также одного из самых доблестных и геройских командиров Красной Армии, и то, что это решение было сообщено нам накануне Сакарийской битвы [см. прим. 66], в то время, когда враги объявили всему миру о том, что наше окончательное поражение является делом недалекого будущего, вызывает особенно глубокое чувство благодарности у членов Национального Собрания. Этот факт тем более высоко оценивается нашим Собранием, что он является подтверждением искренности и симпатии, которые составляют наиболее важные факторы нынешних политических отношений».
В результате переговоров М. В. Фрунзе с руководителями правительства Турции 2 января 1922 г. был подписан украинско-турецкий договор о дружбе и братстве.
В телеграмме, направленной 4 января 1922 г. Председателю Совета Народных Комиссаров УССР, М. В. Фрунзе отмечал: «Договор вызвал большой интерес в правительственных кругах, среди депутатов ВНСТ и населения».
Переговоры М. В. Фрунзе с руководителями турецкого правительства, его поездка по стране, встречи с представителями различных общественных кругов способствовали улучшению взаимопонимания между советскими республиками и Турцией. В письме Г. В. Чичерину от 1 марта 1922 г. полпред РСФСР в Турции С. И. Аралов сообщал: «Пребывание тов. Фрунзе здесь оставило глубокий след. О нем отзываются как о замечательном, отзывчивом человеке, считают его большим другом Турции, он рассеял все недоразумения и повернул симпатии турок к РСФСР. Конечно, его считают представителем не только Украины, но и всей РСФСР, и его слова, обещания, речи, суждения считаются мнениями всей Федерации».