Нота Народного Комиссара Иностранных Дел РСФСР и Председателя Совета Народных Комиссаров и Народного Комиссара Иностранных Дел УССР Министру Иностранных Дел Румынии Ионеску.

Реквизиты
Тема: 
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1921.08.13
Метки: 
Источник: 
Документы внешней политики СССР. Том 4. стр. 265. Москва. Госполитиздат. 1960г.

13 августа 1921 г.

За последние три месяца в распоряжение Российского и Украинского Советских Правительств поступил ряд про­веренных сведений из самых разнообразных источников, бес­спорно свидетельствующих о подготовляющихся на террито­рии Румынии, Буковины и Бессарабии военных действиях против Советских Республик. Союзные Советские Прави­тельства считают необходимым настоящей нотой довести до сведения Румынского Правительства о целом ряде таких фактов.

Перехваченный советскими властями в начале мая пет­люровский агент, прибывший из Бессарабии, сообщил сле­дующее о своем пребывании в румынском военном штабе в Бендерах: «В конце апреля я перешел границу у деревни Ропполаи. Я пошел на румынский пост, и, так как я не умел объясняться по-румынски, меня направили к офицеру, гово­рившему по-русски, которому я сообщил о своей миссии к атаману Гуляй-Гуленко. С румынского поста под конвоем меня препроводили в Бендеры к «уполномоченному повстан­ческого штаба украинской народной республики», помещав­шемуся в румынском штабе. Здесь, у дверей украинского штаба, меня встретили два агента в штатском, которые снова передали меня румынским властям. В присутствии украинских офицеров я был подвергнут тщательному допросу. Доказав свою самоличность и представив соответствующие удостоверения, я приступил к выполнению своей миссии».

Из дальнейших показаний вышеупомянутого агента яв­ствует, что при румынском штабе в Бендерах находится по­встанческий украинский штаб, во главе которого стоит некий Цветаев и ряд других агентов, между прочим, некий Пшен­ник. Из документов, найденных у этого агента, а также из его показаний вытекает следующее: уполномоченный штаба украинских повстанцев при румынском штабе в Бендерах состоит под высшим руководством атамана Гуляй-Гуленко, главного военного уполномоченного «украинского народного правительства» при Румынском Правительстве, который подготовляет восстание в Одесской губернии, рассчитывая в первую очередь на немецких колонистов. Так как агенты Зиглерт и Баумгартен, служившие посредниками в сноше­ниях с этими колонистами, были признаны недостаточно опытными, то они были заменены другими для ускорения дела. Бендерский петлюровский штаб кроме подпольных организаций на Украине поддерживает еще связь с бандами, в частности с бандой Заболотного.

В числе других поручений, которые были даны этому пет­люровскому агенту, имеются также следующие: а) сообщить петлюровской подпольной организации в Одессе, а также по линии Одесса — Вапнярка, что из Румынии скоро должен прибыть на Украину сам Гуляй-Гуленко, штаб которого находится в Кишиневе; б) сообщить, что в Бендерах фор­мируется конный отряд в 400 человек под командой некоего Фролова, который должен получить недостающие ему 4 ору­дия из румынских военных складов и предполагает совер­шать операции в районе Одесской губернии; в) районом операций самого Гуляй-Гуленко намечаются Одесская, Николаевская и Таврическая губернии на север, вплоть до Вапнярки.

Петлюровский агент заканчивает свои показания сле­дующим сообщением; «Получив документы (которые дей­ствительно были найдены у него при обыске после ареста на территории Украины), я был под конвоем отправлен на румынский пост, который перевел меня через границу на Украину, высадив на берегу Днестра».

2. Добровольно перешедший на сторону Советского Пра­вительства атаман Мордалевич, начальник повстанческого района северо-западной Украины, наряду с другими доку­ментами, передал и полученную им накануне его перехода карту, посланную непосредственно из штаба Петлюры, ко­торая подтверждает данные арестованного петлюровского агента относительно района действий Гуляй-Гуленко. О влия­нии, которым пользуется Гуляй-Гуленко, бывший организатор погромов на Украине, у Румынского Правительства, сви­детельствует то обстоятельство, что петлюровским правитель­ством ему было поручено наблюдение за лагерями в Браилове, Фогараше и других местах, где находятся интерниро­ванные петлюровские солдаты, а также и то, что ему было разрешено при содействии генерала Дельвига вербовать от­туда добровольцев для создания отрядов, которые должны быть отправлены иа Украину. Именующий себя генералом атаман Гуляй-Гуленко рассылает, с согласия Румынского Правительства, паспорта украинцам, находящимся в Тур­ции, Чехословакии и Польше, для въезда в Румынию. Точно так же по его рекомендации румынские власти дают визу, получение которой обычно связано с непреодолимыми труд­ностями для украинцев, находящихся в Бессарабии, при их отъезде за границу.

Другим центром содействия петлюровскому штабу явля­ются Черновицы, где под руководством некоего подполков­ника Лугового ведется аналогичная вербовка среди украин­цев для военных действий на территории Украины, которому, между прочим, Румынским Правительством было дано 500000 лей для печатания и распространения петлюровской литературы. Кроме официального разрешения, данного Румынским Правительством для этой цели, Луговой пользуется еще правом производить регистрацию украинцев, находя­щихся в Черновицах и других районах Буковины, со взима­нием платы в пользу «украинской народной республики».

3. По сообщению перешедшего на сторону Советской власти атамана Лугача, бывшего помощника Заболотного, последний, чувствуя себя в опасности на Украине, вслед­ствие преследования Красной Армией, в июне бежал в Ру­мынию; одновременно с этим на территорию Украины при содействии румынских властей была переведена банда Со­коловского, составленная из украинцев, находящихся в Ру­мынии на воле или в лагерях.

4. Перешедшая 20 июля украинскую границу группа перебежчиков из так называемой Запорожской бригады пет­люровской армии во главе с Евстафием Пукапом показала, что еще в первых числах июля резервная Херсонская диви­зия была переброшена по железной дороге из лагеря Ланцута в район Окницы, в 20 верстах западнее Могилева-По­дольского, на территории Бессарабии, и что равным образом на линию Днестра против Каменец-Подольска, тоже на тер­ритории Бессарабии, была переброшена из Галиции Волын­ская дивизия и, наконец, в район Сорок, на той же терри­тории, переброшена Запорожская бригада.

Согласно показанию этих перебежчиков, петлюровская армия намерена начать военные действия против Советских Республик после сбора урожая. Петлюровские части, чтобы не вызвать подозрения населения, размещаются по Бессара­бии под видом рабочих дружин. Когда их военная подго­товка будет закончена, они, изображая себя якобы взбун­товавшимися солдатами, якобы самовольно перейдут на тер­риторию Украины. Это наступление должно иметь целью захват Каменец-Подольского и Могилевского уездов с тем, чтобы создать там оперативную базу для дальнейших дей­ствий с помощью Румынии с целью вызвать военные и хо­зяйственные осложнения для Советских Республик — Укра­ины и России. Румыния станет протестовать для вида, заяв­ляя, что это банды и что она ни к их организации и ни к их переходу на Украину совершенно непричастна. Из слов са­мих перебежчиков явствует, что петлюровские офицеры этих отрядов для поднятия настроения солдат говорят, что между Румынией и каким-то другим государством будто бы заклю­чен тайный договор для восстановления власти Петлюры на Украине.

5. Все приказы и воззвания Петлюры и Тютюника, распространяемые их агентами на территории Украины, постоянно содержат намеки на материальную и моральную поддержку, оказываемую им для восстановления их вла­сти.

6. Сдавшийся бывший петлюровский полковник, прибыв­ший из Румынии, сообщил украинским советским властям сведения о состоявшейся недавно поездке председателя так называемой «украинской рады в Тарнове», Фещенко-Чеповского, с целью заключения окончательного соглашения с Ру­мынией для устранения затруднений, которые были вызваны раньше Румынским Правительством при переброске петлю­ровских частей из Польши.

Об удачном исходе этой миссии свидетельствует прибы­тие петлюровских частей в указанные выше местности Бес­сарабии. В Бухаресте Фещенко-Чеповскому были оказаны большие почести. Ему было передано от имени Румынского Правительства специальное приветствие Петлюре с прибав­лением, что в скором времени Петлюра «будет единственным хозяином Украины». Кроме захвата территории банды, орга­низуемые в Бессарабии, преследуют еще и другую задачу — сорвать сбор продналога и помешать Украинской Советской власти организовать помощь украинским крестьянам голо­дающих уездов и губерний юго-восточной Украины.

7. По точным сведениям, которые у нас имеются, Ру­мынское Правительство отправило в Константинополь спе­циальную комиссию для вербовки там белогвардейских офи­церов и солдат под предлогом якобы репатриации уроженцев Бессарабии.

В этой комиссии участвуют также представители Гуляй-Гуленко.

8. Румынское Правительство поддерживает официальные связи с представителем «украинской народной республи­ки»— Мациевичем, находящимся в Бухаресте и пользую­щимся правами дипломатического представителя.

9. Румынское Правительство употребляет свое диплома­тическое влияние на правительства, которые в той или иной степени находятся в фактической зависимости от Румынии, чтобы парализовать усилия Советского Правительства к установлению добрососедских отношений с этими государ­ствами. На основании неопровергнутого Румынским Прави­тельством официозного сообщения болгарского правитель­ства Румынское Правительство внушило болгарскому, что оно будет считать актом, враждебным Румынии, даже по­сылку делегатов для обмена болгарских гражданских и во­еннопленных, находящихся на территории России и Укра­ины, на русских военнопленных, находящихся на территории Болгарии. Таким образом, в нарушение не только поста­новлений международной конвенции Красного Креста и даже Версальского договора, но и элементарных правил человеч­ности волей Румынского Правительства продолжают то­миться в изгнании десятки тысяч неповинных рабочих и кре­стьян.

Сообщая все вышеприведенные факты, союзные Советские Правительства пользуются этим случаем, чтобы подтвердить еще раз линию политического поведения, которой они неук­лонно придерживались до сих пор по отношению к Румынии и которая сводится и будет сводиться впредь не только к налаживанию добрососедских отношений с Румынией, но и к полному восстановлению с ней нормальных дипломатических и экономических сношений путем улаживания мирными пере­говорами всех существующих и могущих возникнуть между обеими сторонами разногласий.

Российское и Украинское Советские Правительства всегда давали категорические приказы, в точности исполнявшиеся красными войсками, о недопущении вблизи Днестра всяких действий, которые могли бы быть истолкованы как агрессив­ные действия против Румынии. В то же самое время до сведения Румынского Правительства доводилось о всех ин­цидентах, которые бы ухудшали отношения между союзными Советскими Правительствами и Румынией, для принятия со­ответственных мер со стороны Румынии.

Твердо следуя и теперь этой политической линии и счи­тая, что усилия по созданию нормальных отношений между Румынией, с одной стороны, и Россией и Украиной — с дру­гой, отвечают истинным интересам украинского, русского и румынского народов и жажде мира, проявляемым трудящи­мися массами, союзные Советские Правительства рассчи­тывают па принятие со стороны Румынского Правительства срочных мер к устранению всех причин, грозящих аннули­ровать усилия, которые делаются обеими сторонами для ско­рейшего восстановления нормальных отношений между ними. По мнению союзных Советских Правительств, такими ме­рами должны быть — прекращение всякой моральной и ма­териальной поддержки петлюровских и контрреволюционных организаций и высылка с территории Румынии, Буковины и Бессарабии их руководителей, расформирование созданных ими отрядов и прекращение дипломатических отношений с так называемым правительством «украинской народной рес­публики», лишенным всякой территории и всякой власти на Украине.

В своем желании оказать содействие румынским властям в уничтожении банд, организуемых на территории Бессара­бии и Румынии с целью агрессивных действий против Совет­ских Республик, союзные Советские Правительства, исходя из требований военной необходимости и безопасности Советских Республик, считают необходимым при преследовании этих банд, в случае если они будут переходить на территорию, занятую румынскими властями, преследовать и на этой по­следней территории, уведомляя об этом своевременно ру­мынские власти для того, чтобы эти действия украинских и русских красных войск не были истолкованы как действия, направленные, в какой бы то ни было степени, против ру­мынского народа и Румынского Правительства.

Народный Комиссар по Иностранным Делам РСФСР

Чичерин

Председатель Совета Народных Комиссаров и Народный Комиссар по Иностранным Делам УССР

Раковский

Печат. по арх. Опубл. в газ. «Известия» № 180(1323), 16 августа 1921 г.