Письмо Полномочного Представителя РСФСР в Афганистане Министру Иностранных Дел Афганистана Махмуду Тарзи.
30 июля 1921 г. № 5
По дошедшим до меня сведениям, в некоторых кругах афганского общества нет твердой уверенности, что мое Правительство намерено и впредь последовательно проводить политику дружелюбия по отношению к существующей власти Высокого Афганистана.
Одновременно с этим иностранные враги нашей дружбы сеют всевозможные злонамеренные слухи, создают вымыслы об угрожающем Афганистану с нашей стороны призраке красной опасности, чтобы заронить в правительственных сферах подозрительность и недоверие к советским государственным деятелям, аккредитованным при дворе Высокого Государства Афганистана, и тем сорвать ратифицированный нашим Правительством договор.
Вашему Высокопревосходительству лучше, чем кому бы то ни было, известно, какой неизменной лояльностью и невмешательством во внутренние дела Афганистана отличалось Полномочное Представительство во главе с тов. Сурицем.
Смею заверить Ваше Высокопревосходительство, что и с отъездом моего уважаемого друга мною неуклонно будет проводиться та же политика признания и уважения нравов и обычаев страны, продиктованная волей моего Правительства и освященная высоким принципом права наций на самоопределение.
Следуя преподанным мне директивам Центрального Правительства, я, как и мой дорогой предшественник Суриц, буду чужд каким бы то ни было действиям, направленным против стоящего у власти Правительства независимого Афганистана. Мое искреннее мнение, что как бы разнообразны ни были формы правления, это не может служить препятствием тесному сближению государств, имеющих общие цели в своей мировой политике.
На этом основании я официально обещаю, что мое Правительство не имеет и не будет иметь намерений к каким бы то ни было подстрекательствам и возбуждениям к социальной или политической революции в Афганистане и подобным же образом оно не предоставит место во всех странах, входящих в состав Российской Советской Федерации, организациям афганским и не афганским, ставящим своей задачей свержение или причинение ущерба Правительству в Афганистане, что согласуется с основным принципом моего Правительства по отношению к Афганистану.
Полномочный Представитель РСФСР в Афганистане
Примечание. Будет запрещено отдельным (частным) лицам произносить речи и писать в газетах против Афганистана.
Полномочный Представитель РСФСР в Афганистане
Печат. по арх.
На это письмо был получен следующий ответ Махмуда Тарзи от 1 сентября 1921 г.:
«Письмо уважаемого друга за № 5 получено.
Я успокоен и благодарен за те заверения и обязательства, которые Правительство Советской России заявляло и написало через уважаемого друга об отсутствии вредных замыслов.
Я заверяю уважаемого друга, что мое Правительство не имеет и не имело никаких помыслов к подстрекательствам, которые были бы направлены против Правительства Советской России, и не предоставит места организациям, враждебным Русскому Правительству и ставящим своей целью его свержение.
Примечание. Афганское Правительство также запретит частным лицам произносить речи или писать в печати статьи против России.
Сверх этого приношу достойное уважение».