Нота Народного Комиссара Иностранных Дел РСФСР Послу Персии в РСФСР Мошавер-оль-Мемалеку.
23 июля 1921 г. № 11/4137
Господин Посол,
Я получил от товарища Семашко уведомление о том, что, по сведениям, поступившим в Комиссариат Здравоохранения, бактериологически установленные случаи бубонной чумы зарегистрированы на персидской территории в районе реки Теджен, Довлетабада и Полихатун на протяжении 25 верст вдоль русской границы и в глубь страны на 15 верст. Наблюдались и другие подозрительные случаи. Имели место отдельные случаи заболевания чумой на русской территории среди погонщиков верблюдов, но здесь зараза была быстро локализована и ее распространение сразу остановлено.
Имея в виду общий интерес персидского и русского населения, Правительство Российской Республики полагает, что необходимо срочно принять самые действенные меры для того, чтобы ликвидировать угрозу эпидемии, в связи с чем оно считает своим долгом предложить Персидскому Правительству свою дружескую помощь в целях организации борьбы с чумой при помощи научных экспедиций, противоэпидемических отрядов, лабораторий, дезинфекционных камер, сывороток, прививок и т. д., которые могут быть обеспечены русскими санитарными службами. Можно было бы также образовать смешанную комиссию из представителей Персидского и Российского Правительств, наделенную чрезвычайными полномочиями для борьбы с этим бедствием.
Я буду признателен Вам, господин Посол, если Вы соблаговолите связаться с Персидским Правительством, с тем чтобы срочно сообщить мне, является ли для него приемлемым предложение Российского Правительства, руководствующегося гуманными соображениями, и готово ли Персидское Правительство принять на своей территории русскую санитарную миссию для совместной борьбы с эпидемией чумы.
Примите, господин Посол, искренние уверения в моем весьма высоком уважении.
Чичерин
Печат. по арx.
На эту ноту был получен следующий ответ Мошавер-оль-Мемалека от 25 июля 1421 г. № 157:
«Господин Комиссар,
В ответ на Вашу ноту от 23 июля текущего года под № 11/4137 имею честь довести до Вашего сведения, что я не преминул передать ее содержание Министерству Иностранных Дел в Тегеране, ответ которого будет сообщен Вам в дальнейшем.
В ожидании ответа из Тегерана прошу Вас, господин Народный Комиссар, принять выражение моей признательности за те гуманные чувства, которые Россия намерена проявить по отношению к Персии и уверение в моем весьма высоком уважении».