Нота Правительства РСФСР Правительствам Великобритании, Франции, Италии, США, Китая и Японии*.
19 июля 1921 г. № 988
Через посредство органов иностранной печати Российскому Правительству стало известно, что в Вашингтоне в ближайшем времени созывается конференция тихоокеанских прибрежных держав или держав, имеющих там свои интересы**. Российское Правительство, являющееся Правительством прибрежной тихоокеанской державы, не может скрыть своего крайнего изумления, узнав о существовании намерения созвать подобного рода конференцию без его участия. Хотя Российская Республика и Дальневосточная Демократическая Республика владеют территориями на берегах Тихого океана, державы, принявшие решение собраться в Вашингтоне, не сочли нужным пригласить на эту конференцию Республики Российскую и Дальневосточную. Это само по себе крайне серьезное обстоятельство отягчается еще тем фактом, что во время обмена мнениями по этому вопросу, о чем были сделаны сообщения прессе, право России участвовать в конференции, имеющей предметом вопросы, связанные с Тихим океаном, было признано полностью, но названные державы заявляют, что они сами примут во внимание интересы России и без ее представительства и оставляют за собой право пригласить впоследствии новое Российское Правительство, которое сменит нынешнее, подчиниться решениям и соглашениям, которые ими будут приняты.
Российское Правительство ни в коем случае не может согласиться на то, чтобы другие державы присваивали себе право говорить за него, тем более, что остракизм, которому оно подвергнуто, имеет в виду только Рабоче-Крестьянское Правительство и что всякое контрреволюционное правительство, которое сменило бы его, этому остракизму не подвергалось бы. Такая позиция, занятая вышеупомянутыми державами, не может быть истолкована иначе, как явно благожелательная российской контрреволюции и как новое проявление интервенционистской системы.
Российское Правительство открыто протестует против исключения его из конференции, которая непосредственно его касается, равно как и против всякого намерения какой бы то ни было державы принимать решения, касающиеся Тихого океана, без ведома России.
Российское Правительство торжественно заявляет, что оно не признает никакого решения, принятого упомянутой конференцией, поскольку это совещание состоится без его участия. Каковы бы ни были решения этой конференции, Российское Правительство, не приняв в ней участия, сохраняет, следовательно, полную свободу действий во всех вопросах, которые будут на ней рассматриваться, и оно будет осуществлять эту свободу действий при всех обстоятельствах и всеми средствами, которые оно сочтет удобными. Оно сумеет, таким образом, расстроить все планы, осуществление которых будет подготовлено этой конференцией и которые оказались бы враждебными по отношению к нему или не соответствовали бы его точке зрения. Оно считает, что имеет основания утверждать, что на самом деле решения этой конференции останутся недействительными и лишенными значения ввиду отсутствия и неучастия одной из главнейших заинтересованных сторон.
В то же время Российское Правительство считает себя вынужденным заявить, что оно признает враждебным актом, направленным против него и против русских рабочих и крестьян, волю которых оно представляет, преимущество, которое может быть оказано упомянутыми выше Правительствами какому-либо контрреволюционному правительству, ставшему на его место. Равным образом, до сведения Российского Правительства дошло, что один более общий вопрос, а именно вопрос о разоружении или, по меньшей мере, о морском разоружении, будет обсуждаться на предстоящей конференции.
Российское Правительство может лишь с радостью приветствовать всякое разоружение или сокращение военных расходов, под которыми изнемогают трудящиеся всех стран. Однако оно считает необходимым предварительно выяснить гарантии, которые могут быть предоставлены в том, что это разоружение будет действительно осуществлено, принимая во внимание, что возможность этих гарантий в настоящее время представляется ему довольно сомнительной. Тем не менее самая мысль о разоружении не может представляться ему иначе, как заслуживающая поощрения. Это разоружение, по его мнению, явится одним из результатов, к которым должно будет привести распространение тех социальных перемен, какие имели место в России. Однако отсутствие Российского Правительства при международном обсуждении этого предмета будет иметь лишь тот результат, что побудит Россию игнорировать принятые на нем решения, к которым Российское Правительство, не будучи представлено, осталось бы непричастным.
Политика, направленная к оставлению России вне коллективных решений различных держав по касающимся ее вопросам, не только не благоприятствует улажению конфликтов, переживаемых миром в настоящее время, но лишь может обострить и усилить их новыми осложнениями.
Народный Комиссар по Иностранным Делам
Чичерин
Лечат по арх Опубл. в газ. «Известия»
№ 158(1301), 21 июля 1921 г.
* Передана по радио на имя министров иностранных дел: Великобритании— Керзона, Франции — Бриана, Италии — Торретта, Китая.-— Ина, Японии — Утида и государственного секретаря США—Юза.
** Вашингтонская конференция по ограничению морских вооружений, тихоокеанским и дальневосточным вопросам была созвана по инициативе США и проходила с 12 ноября 1921 г. по 6 февраля 1922 г. В ней участвовали США, Британская империя (Великобритания, доминионы и Индия), Франция, Япония, Китай, Италия, Бельгия, Голландия и Португалия.
Вашингтонская конференция закрепила изменения в соотношении сил между империалистическими державами, происшедшие в Азии и на Тихом океане в итоге первой мировой войны. Больше других участников выиграли от конференции США, добившиеся равенства флотов с Великобританией (по договору 5-ти держав), расторжения англо-японского союзного договора 1902 г. (по договору 4-х держав) и отказа Японии от «исключительного» положения в Китае (по договору 9-ти держав).
Как видно из комментируемого документа, Советское правительство решительно протестовало против устранения РСФСР и ДВР от участия в конференции. 17 сентября 1921 г. государственный департамент США опубликовал враждебное Советскому государству заявление, в котором, в частности, говорилось: «Ввиду отсутствия единого признанного Русского правительства защита законных интересов России должна перейти ко всей конференции как к моральному уполномоченному русского народа».
2 ноября 1921 г. правительство РСФСР вновь выступило с официальным протестом против созыва без его участия международной конференции по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы Советского государства, и подтвердило непризнание им будущих решений Вашингтонской конференции (см. док. № 287).
Участники Вашингтонской конференции за спиной правительств РСФСР и ДВР и вопреки их государственным интересам пытались решить вопросы, касающиеся Советского Дальнего Востока (см. прим. 11) и положения на КВЖД (см. док. № 323 и прим, 98).
Решения конференции не устранили противоречий между империалистическими странами. Обострение этих противоречий послужило в дальнейшем одной из причин второй мировой войны.