Телеграмма Народного Комиссара Иностранных Дел РСФСР Поверенному в Делах РСФСР в Финляндии А.С. Черных.
7 июля 1921 г.
На свидание с секретарем посольства соглашайтесь, но ни в какие объяснения не вступайте. Вы уполномочены только выслушать японца. Единственное заявление, которое Вы уполномочены сделать: мы хотим мира с Японией, готовы вступить немедленно в переговоры. Если Япония готова на предварительные серьезные переговоры, хотя бы конфиденциальные, то Советское правительство предлагает вступить в сношения с нашим послом в Варшаве Караханом, который выезжает в Польшу 15 июля *.
Чичерин
Печат. по арх.
* Настоящая телеграмма Г. В. Чичерина является ответом на телеграмму поверенного в делах РСФСР в Финляндии А. С. Черных от 6 июля 1921 г., в которой сообщалось о желании секретаря японского посольства в Стокгольме Нижи, прибывшего в Хельсинки, встретиться с представителем советского полпредства. По получении комментируемой телеграммы А. С. Черных довел до сведения Нижи, что его предложение о неофициальной встрече принимается. Однако японский дипломат от встречи уклонился.
В августе 1921 г. по инициативе японской стороны в Варшаве имели место неофициальные встречи между полпредом РСФСР в Польше Л. М. Караханом и японским посланником Казаками. Во время этих встреч от имени Советского правительства было выдвинуто предложение начать переговоры о восстановлении мира и дружественных отношений между РСФСР и Японией. Советский полпред при этом подчеркивал, что непременным условием восстановления дружественных советско-японских отношений является немедленный вывод японских войск со всей территории русского Дальнего Востока. Л. М. Карахан сообщил также японскому посланнику о согласии Советского правительства заключить с Японией на базе общего договора торговое и экономическое соглашение. Каваками обещал немедленно довести до сведения японского правительства предложения правительства РСФСР. Ответа от японской стороны, однако, не поступило.
В декабре 1921 г., во время своей поездки в Берлин, Л. М. Карахан подтвердил японскому послу в Германии Иоки предложения Советского правительства. Но ответа не последовало и на этот раз.
Официальные советско-японские переговоры о восстановлении нор- мальных отношений начались только на конференции между РСФСР, ДВР и Японией в Чаньчуне, открывшейся в сентябре 1922 г.