Телеграмма Официального Представителя РСФСР в Великобритании Народному Комиссару Иностранных Дел РСФСР Г. В. Чичерину.
4 июля 1921 г.
Из достоверного источника получены сведения, что в конце нюня в Париже состоялся съезд русских реакционеров-монар- хистов, кадетов и правых эсеров. Решено в течение июля или в начале августа организовать в Кронштадте и Петрограде восстание*. Сейчас принимаются меры собрать 16 млн. финских марок, необходимых для прокормления населения Петрограда в течение 10 дней. Ко дню съезда уже было собрано 6 млн. финских марок.
Съезд вступил в переговоры с американским правительством. На запрос о немедленной помощи американское правительство предложило раньше приступить к делу и после первого успеха обещало дать поддержку до конца. Этот факт частично подтверждается заявлением американского коммерческого атташе, сделанным на заседании американской торговой палаты в Париже, где он сообщил, что сильная контрреволюционная организация собирается положить конец существованию Советского правительства.
Красин
Печат. по арх.
*Летом 1921 г. в связи с голодом в Советской России активизировалась деятельность русского контрреволюционного подполья, опиравшегося на поддержку иностранных кругов (см. док, № 192, 209, 219, 228 278, 330).
В течение мая —июля 1921 г. органами Всероссийской Чрезвычайной Комиссии (ВЧК) в Петрограде, в Северной и Северо-Западной областях РСФСР было раскрыто несколько контрреволюционных организаций, готовившихся поднять к началу сбора продналога вооруженное восстание.
В докладе ВЧК, опубликованном 24 июня 1921 г., разоблачались связи заговорщиков в Петрограде с иностранными разведками. «Раскрытая организация, — говорилось в докладе, — через своих ответственных курьеров находилась в постоянных сношениях с финской контрразведкой, с американской, английской и французской разведывательными организациями в Финляндии».
По показанию одного из руководителей заговора — Таганцева, заговорщики получили из-за рубежа около 10 млн. руб. в думской и царской валюте. В Париже была организована группа из бывших российских финансистов, которая должна была взять на себя снабжение Петрограда после переворота. Заговорщики состояли в тесном контакте с белогвардейскими организациями в Польше, деятельность которых поддерживалась польским правительством (см. док. № 138).
В другом сообщении ВЧК —от 29 августа 1921 г. — указывалось, что наиболее крупная из раскрытых контрреволюционных организаций — Петроградская боевая организация (ПВО) имела широкие связи с антисоветскими элементами за рубежом. Во главе парижского центра ПВО находился генерал Врангель, а так называемый финансово-торгово-промышленный комитет в Париже финансировал контрреволюционные организации на территории Советской России.
ПВО поддерживала тесную связь с американской, французской и другими иностранными разведками. «Организация, действовавшая под флагом американской разведки, — говорилось в этом сообщении ВЧК,— располагала рядом явочных квартир в Петрограде и имела связи среди кругов бывшего морского офицерства (флаг-интендант штаба Балтфлота б. лейтенант Димитриев, мичман Золотухин, мичман Кунцевич и др.). Эта организация приступила после кронштадтского восстания к созданию боевых ячеек из матросских групп, прибывших из Финляндии. До этого она являлась чисто шпионской организацией, продававшей добываемые ею информации о политическом, военном и экономическом положении Республики финскому генеральному штабу и заправилам американского империализма».
Летом 1921 г. заговорщики получили указание, исходившее от парижского центра и французской разведки, подготовить организацию «к более решительным действиям».
Раскрытие заговоров в Петрограде и в других городах разрушило планы империалистических кругов, надеявшихся использовать возникшие в связи с голодом экономические трудности для свержения Советской власти.