Нота Официального Представителя РСФСР в Великобритании Министру Иностранных Дел Великобритании Керзону.
4 июля 1921 г. № ЛК/380
Г-н Красин свидетельствует свое уважение лорду Керзону оф Кедлстон и имеет честь снова вернуться к вопросу о репатриации русских гражданских и военных беженцев, находящихся в настоящее время в различных концентрационных лагерях в Египте, Турции и других странах *.
Г-н Красин получил указания от своего Правительства сообщить Британскому Министерству Иностранных Дел, что Советское Правительство готово в принципе урегулировать проблему репатриации вышеупомянутых беженцев при условии, что Британское Правительство, равно как и другие заинтересованные правительства, будет согласно и даст гарантии на выполнение некоторых главных условий, без чего этот вопрос не может быть благоприятным образом рассмотрен.
Г-н Красин получил указание сообщить, что Советское Правительство не может найти нужным дать разрешение на безусловное возвращение в Россию всех русских граждан, находящихся в концентрационных лагерях за границей, имея в виду, что некоторые державы Антанты еще не отказались полностью от попыток вооруженного вмешательства во внутренние дела России и что, кроме того, среди самих беженцев, несомненно, имеется много таких, которые все еще таят злонамеренные умыслы против государственного и общественного порядка России.
Ввиду этого Российское Советское Правительство вынуждено настаивать, в качестве предварительного и необходимого условия репатриации, на допущении в каждую страну, где задерживаются русские граждане, специальных комиссий Российского Правительства, которым должны быть предоставлены требуемые привилегии, иммунитет и другие благоприятные условия, необходимые для успешного осуществления их деятельности, и в частности, чтобы специальные комиссии получили разрешение посещать каждый из лагерей, откуда должна производиться репатриация, для того чтобы произвести регистрацию всех тех, кто пожелает репатриироваться, и чтобы собрать необходимую информацию о них.
Г-н Красин также получил указание заявить, что предложение, согласно которому работа по репатриации якобы может быть с успехом осуществлена Российской Торговой делегацией в Константинополе, является абсолютно неосуществимым. Эта делегация имеет исключительно торговые функции, от которых ее невозможно отвлекать, не нанося тем самым серьезного ущерба российским интересам; к тому же она не имеет в своем распоряжении людей, обладающих необходимой квалификацией и опытом для осуществления такой ответственной и важной работы.
Г-н Красин хотел бы указать также на технические трудности, с которыми столкнулось Советское Правительство в связи с репатриацией такого большого количества беженцев. Весь черноморский флот, как военный, так и торговый, был насильно уведен из Черного моря и в настоящее время удерживается в Бизерте и других портах, находясь вне контроля со стороны Российского Правительства. Российское Правительство не обладает какими-либо другими кораблями и поэтому не имеет возможности предпринять перевозку этих лиц, подлежащих репатриации, и не может взять на себя снабжение их продовольствием во время перевозки и в портах назначения, а также обеспечить их одеждой и обувью.
Г-ну Красину поручено подтвердить, что если Министерство Иностранных Дел Великобритании согласится с вышеупомянутыми предварительными условиями, Советское Правительство готово будет приступить к дальнейшим переговорам относительно персонала комиссии, о которой упоминалось выше, и относительно всех других проблем, которые могут возникнуть в связи с вопросом о репатриации.
Красин
Печат. по арх.
* См. док. № 110, 116, 124