Нота Правительства РСФСР Правительствам Велико-британии, Франции и Италии*.
1 июня 1921 г. № 12451
Борьба трудящихся масс России за мир и за право самостоятельно располагать своей судьбой вступила в полосу новых испытаний. Гигантскими усилиями и чудесами героизма, доблестно отразив соединенные атаки со стороны внутренней контрреволюции и большинства держав извне, они завоевали право управляться собственными Советами рабочих и крестьян. Они надеялись отныне обеспечить себе возможность свободно отдаться внутреннему восстановлению России, сотрудничая с другими странами во взаимных интересах и для достижения поставленных перед ними экономических задач.
К сожалению, их надежда была обманута новой попыткой внешнего вмешательства и новым координированным нападением русской контрреволюции и иностранных правительств. Под защитой японских штыков белогвардейцы Владивостока, представляющие лишь ничтожную кучку, внезапно захватили власть в этом городе. Такой же переворот был совершен в Никольске-Уссурийске и в других оккупированных японцами местностях. Таким образом, отъявленнейшая контрреволюция водворена японской вооруженной силой в области ее оккупации.
Русские рабоче-крестьянские массы Дальнего Востока сделали все от них зависящее, чтобы добиться приемлемого мира с Японией. Они образовали отдельную демократическую республику, чтобы сделать возможным этот мир, и независимая Дальневосточная Республика подписала с этой целью соглашение с Японией, которая под этим именно условием и была готова вывести свои войска из этих областей и вернуть свободу русским народным массам Дальнего Востока. От их имени Правительство их республики неустанно стремилось к заключению полного соглашения с Японией, с тем чтобы жить с нею в мире и добрососедских отношениях. Но японское правительство ответило на миролюбивые усилия новым жестоким нападением на их внутреннюю свободу и на их внешнюю независимость.
Злейшие Враги русских народных масс — крайние реакционеры, явной целью которых является завоевать Сибирь с помощью японских штыков и затем стать там подчиненными агентами японских завоевателей, насильственно захватили власть в тех местах, на которые распространяется господство японских вооруженных сил. Однако этот первый шаг на пути к попытке завоевать Сибирь не является одиночным фактом. Японское правительство раздает своим отечественным капиталистам право на рыбную ловлю в водах Камчатки, каковое право до сих пор принадлежало русским кооперативам и другим нашим гражданам. Япония вводит там свой контроль и завладевает налогами с рыбных промыслов на Камчатке; это является самовольным захватом и расхищением богатств России, что Российское Правительство рассматривает как нарушение элементарных прав народных масс России. В тоже время с помощью японской вооруженной силы остатки контрреволюционных банд Семенова и Каппеля держатся на границе Китая и занимают Китайско-Восточную железную дорогу, и только при поддержке японских вспомогательных войск банды Унгерна терроризируют Монголию и подготовляют там свои атаки против Российской Республики. Агенты японского империализма проникают в Среднюю Азию, стараясь поднимать там восстания, а эмиссары туркестанских контрреволюционных элементов стекаются в Японию для совместной выработки там своих планов. Российская Республика многократно повторяла свои мирные предложения японскому правительству, и тем не менее, несмотря на все стремления России к миру, японское правительство в настоящее время является инициатором новой интервенционистской кампании, направленной против власти русских рабочих и крестьян.
Советское Правительство, выразитель их воли, предупреждает японское правительство, что широкие народные массы России, взявшие свою судьбу в свои собственные руки и отразившие все атаки своих врагов, в состоянии будут победоносно вести эту новую борьбу и в более чем достаточной степени дадут почувствовать свою силу тем, которые напали на них.
Однако ответственность за эти враждебные акты не может быть возложена на одно лишь японское правительство. Имеются доказательства, что Французское Правительство в своей непримиримой вражде к власти рабочих и крестьян в России является активным подстрекателем этой новой интервенционистской кампании и принимает участие в японских завоевательных планах в Сибири. Советская Россия не может не считать все державы Антанты нравственно ответственными за это новое звено интервенционистской цепи, являющейся делом коллективного творчества держав Антанты. Она видит в этом со стороны Британского Правительства проявление враждебной деятельности, не соответствующей Англо-Русскому договору.
Российское Правительство самым энергичным образом протестует против этих актов, направленных против России непосредственно или же косвенно против дружественной Дальневосточной Республики и оставляет за собой право сделать из этого неизбежные выводы.
Народный Комиссар по Иностранным Делам
Чичерин
Печат, по арх. Опубл. в газ. "Известия" № 120(1263), 3 июня 1921 г.
* Вручена правительству Великобритании официальным представителем РСФСР в Великобритании Л. Б. Красивым и правительству Италии председателем Российской экономической делегации в Италии В. В. Воровским; передана по радио на имя министра иностранных дел Франции Бриана.