Нота Народного Комиссара Иностранных Дел РСФСР и Председателя Совета Народных Комиссаров и Народного Комиссара Иностранных Дел УССР Министру Иностранных Дел Румынии Ионеску.
Передано по радио 29 апреля 1921 г. № 3821
Мы, к сожалению, должны констатировать, что приведенные в Вашей радиотелеграмме от 13 апреля1 объяснения по поводу действий румынских войск и властей в Бессарабии не более удовлетворительны, чем объяснения, относящиеся к враждебным действиям вооруженных румынских судов на Днестровском лимане. Если по последнему вопросу как Российское, так и Украинское Правительства были вынуждены заявить, что они оставляют за собой свободу действий для защиты украинской территории и беспрепятственного плавания советских судов в устье Днестра, то равным образом мы не можем оставить без возражений точку зрения Румынского Правительства на инциденты, имеющие место на границе Бессарабии.
То, что Вы называете пробной стрельбой в окрестностях Днестра, привело в результате к известному числу раненых в украинских местечках, расположенных на левом берегу этой реки. Мы не можем допустить, чтобы румынские войска, расквартированные в Бессарабии, могли производить испытания своей артиллерии таким образом, чтобы в результате этого были раненые на другом берегу Днестра. Точно так же фактически установлено, что группы, а иногда и целые банды контрреволюциоиеров-петлюровцев, сформировавшись предварительно в Бессарабии, переправляются через реку под защитой румынских оккупационных войск и проникают в украинские местечки, расположенные у левого берега реки. Поэтому мы считаем необходимым и питаем твердую надежду, что Румынское Правительство представит нам точные сведения о мерах, принятых им для окончательного прекращения недопустимых действий его войск и властей в окрестностях Днестра.
Народный Комиссар по Иностранным Делам РСФСР
Чичерин
Председатель Совета Народных Комиссаров и Народный Комиссар по Иностранным Делам УССР
Раковский
Печат. по арх. Опубл. в газ. «Известия» № 94(1237), 4 мая 1921 г.
1 В упоминаемой телеграмме на имя Г. В. Чичерина от 13 апреля 1921 г. Ионеску пытался опровергнуть содержавшиеся в ноте Советского правительства от 23 марта 1921 г. (см. док. № 9) факты обстрела румынскими войсками советской территории у местечка Яруга, утверждая, что румынские войска в этом районе производили якобы пробную стрельбу и что «ни один снаряд не перелетел границу».
Относительно выраженного в ноте правительств РСФСР и УССР от 9 апреля 1921 г. (см. док. № 42) протеста против обстрела советских торговых судов румынскими военными судами в Днестровском лимане Ионеску заявлял, что в лимане Румыния имеет только «баркасы, вооруженные для полицейских нужд», и что они не обстреливали советские суда. Отвергая советские предложения об общем урегулировании положения в Днестровском лимане, правительство Румынии соглашалось лишь на разделение лимана путем установки буев по «линии, проведенной на равном расстоянии от обоих берегов».