Нота Правительства УССР Правительству Польши.
16 апреля 1921 г. № 9157
Во второй статье Договора о перемирии и прелиминарном мире между Россией и Украиной, с одной стороны, и Польшей— с другой, Польша и Украина обязуются взаимно воздерживаться от какого-либо вмешательства во внутренние дела другой стороны; обязуются не только не создавать, но и не поддерживать организаций, присваивающих себе роль правительства другой договаривающейся стороны, ставящих себе целью вооруженную борьбу с другой договаривающейся стороной, преследующих цели ниспровержения ее правительства и общественного строя и покушавшихся на ее территориальную целостность. С подписанием Мирного договора соблюдение второй статьи Прелиминарного договора становится для договаривающихся сторон еще более настоятельно необходимым в интересах установления между ними мирных и добрососедских отношений.
Украинское Советское Правительство, к сожалению, должно констатировать, что со стороны Польской Республики не приняты необходимые меры для соблюдения вышеупомянутой статьи Прелиминарного договора. В явном противоречии с ее точным смыслом на территории Польши в Тарнове существует и официально действует и до сегодняшнего дня организация, называющая себя «правительством украинской народной республики», имеющая свой кабинет министров, свой импровизированный парламент, называющийся «украинская рада республики» и имеющий свои регулярные заседания. Из Тарнова по телеграфу, любезно предоставленному Польским Правительством в распоряжение этой заговорщической организации, через так называемое «украинское бюро печати» распространяются ежедневно десятки злостных клеветнических телеграмм по адресу Украинского Советского Правительства, заключившего перемирие, а теперь и мир с Польшей. Польская и украинская печать дают ежедневно отчеты о действиях этого странного правительства, лишенного территории и власти и существующего и функционирующего только благодаря поддержке польских властей. В печатаемых отчетах говорится о предпринимаемых ими шагах и мерах для усиления армии этого заговорщического правительства, находящегося на польской территории, привлечением иностранных офицеров, т. е. для усиления той вооруженной силы, которая на территории Украины должна организовывать мятежи и стремиться к ниспровержению ее политического и общественного строя.
Параллельно с открытой и официальной деятельностью этой контрреволюционной украинской организации, которая действует на польской территории и сведения о которой можно найти в любой польской и украинской газете, из имеющихся в руках Украинского Советского Правительства документов вытекает, что на польской территории организуются банды, которые перебрасываются на территорию Украины для организации здесь грабежей, поджогов, еврейских погромов, убийств отдельных советских служащих и красноармейцев, взрывания железнодорожных путей и совершения прочих преступных действий, направленных против рабочих и крестьян Украины, против их мирного строительства. Так, например, из захваченного 29 марта в Будинском лесу, в пяти верстах южнее Тростянец, Подольской губернии, архива банды Хмары устанавливается, что эта банда принадлежит к конной Надбужанской повстанческой дивизии, сформированной 24 февраля 1921 г. по приказу Петлюры, живущего в Польше и являющегося «головным атаманом» так называемого «правительства украинской народной республики» и пользующегося, судя по польским и украинским газетам, особым вниманием со стороны главы Польского государства, принявшего, между прочим, Петлюру в торжественной аудиенции в своем дворце перед посещением Парижа.
Из других документов, найденных в этом архиве, а также из показаний пленных одной из петлюровских банд из конного отряда некоего Барского (показания сделаны 30 марта) явствует, что на польской территории, недалеко от польско-украинской границы, начиная от района Ровно, находится ряд штабов, имеющих целью переброску банд на территорию Украины и руководство ими и встречающих явную поддержку польских военных властей. Конный отряд Барского, раньше чем был переброшен на территорию Украины, пользовался покровительством польских властей в Остроге.
По показаниям тех же военнопленных, на польской территории и в Изяславском районе формируется другой отряд во главе с другим бандитским атаманом. Во Владимире-Волынском действует с этой же целью, организуя другие группы, атаман Павленко. Все эти отряды предназначаются для открытия враждебных действий против Украинского Советского Правительства в Волынской, Киевской и Подольской губерниях.
Последствия, к которым могут привести вышеприведенные факты, находятся в явном противоречии с намерениями как Польши, так и России и Украины, выраженными в подписанных ими договорах. Враждебные действия, организуемые против Украинской Советской Республики контрреволюционной тарновской украинской организацией, могут только отдалить установление нормальных политических и экономических отношений между Польшей и Украиной. Нескрываемая цель так называемого «правительства украинской народной республики»— вызвать новую войну между Польшей и Украиной. Так как это не может быть целью ни польского народа, ни Польского Правительства, то Украинское Советское Правительство, протестуя против оказываемой поддержки и терпимости, проявляемой польскими гражданскими и военными властями к украинским контрреволюционным организациям, выражает уверенность, что Польское Правительство положит конец так называемому тарновскому «правительству украинской народной республики» и всем ее гражданским и военным организациям, существующим в явное нарушение второй статьи Прелиминарного мирного договора.
Председатель Совета Народных Комиссаров и Народный Комиссар по Иностранным Делам УССР
Печат. по арх. Опубл. в газ. «Известия» № 84(1227), 19 апреля 1921 г.