Нота Народного Комиссариата Иностранных Дел РСФСР Правительству Китая.
14 апреля 1921 г.
Сообщаем, что нота Пекинского Правительства по вопросу о проезде Представительства Советского Правительства получена 31 марта через нашего Представителя в Лондоне.
Советское Правительство предполагает послать свое Представительство в Китай с полномочиями для ведения переговоров и возобновления сношений как дипломатических, так и торговых между Российской и Китайской Республиками. Мы уверены, что Китайское Правительство сумеет в должной степени обеспечить безопасность нашего Представителя по пути следования.
Советское Правительство считает необходимым в целях ускорения возобновления сношений с Китайской Республикой послать свое Представительство по возможности в ближайшее время, и поэтому предложение Китайского Правительства о том, чтобы посылка нашего Представителя была отложена до более удобного момента, явилось бы нецелесообразным.
Извещаем Китайское Правительство, что мы вступили в предварительные переговоры по всем этим вопросам с находящимся в Москве Представителем Китайской Республики господином Чэнь Гуан-пином. Мы полагали бы желательным, как это указывалось в нашей ноте от 28/1II № 898, произвести окончательное выяснение всех этих вопросов в Москве в ближайшее время.
Господина Чэнь Гуан-пина, назначенного Пекинским Правительством в качестве Генерального Консула в Москве, мы согласны признать как Представителя Китайского Правительства, предоставляя ему соответствующие права, а также вести с ним переговоры и сношения в пределах тех полномочий, которые ему Пекинским Правительством будут предоставлены. При этом Советское Правительство полагает, что по принципу взаимности такие же права и гарантии будут даны нашему Представителю в Китае, о чем нам будет сделано соответствующее заявление Пекинского Правительства. Как только нами будет получено уведомление со стороны Китайского Правительства, что оно разделяет нашу точку зрения на положение взаимных представителей, г-ну Чэнь Гуан-пину будут официально предоставлены вышеуказанные права.
Просим Пекинское Правительство сообщить нам свой ответ по всем затронутым вопросам.
Заместитель Народного Комиссара Иностранных Дел
Л. Карахан
Печат. по арх.
В упоминаемой ноте китайского правительства правительству РСФСР, переданной китайским посольством в Лондоне официальному представителю РСФСР в Великобритании Л. Б. Красину 31 марта 1921 г., говорилось:
«В связи с нотой Советского Правительства, полученной Китайским Правительством от г. Красина 16 марта и направленной по его просьбе в Пекин обычным порядком, Китайское Министерство Иностранных Дел просило Посольство еще раз осведомить Советское Правительство через г. Красина о том, что ввиду повторного предложения Советского Правительства послать неофициального представителя в Пекин, Китайское Правительство в принципе не имеет возражений против этого, разделяя, однако, опасения Советского Правительства относительно безопасности его Представителя на пути его следования. Китайское Правительство считает поэтому своим долгом обратить внимание Советского Правительства на то, что некоторые группы русских производят в настоящее время беспорядки в Монголии и устраивают тайные заговоры на пути Ерк.*— Маньчжурия к Харбину, результатом чего являются перерывы сообщения, а также то, что полоса эта находится в ненормальных условиях. При таких обстоятельствах Китайское Правительство не считает возможным гарантировать Советскому Правительству личную безопасность его Представителя на пути его следования и поэтому просит Советское Правительство отложить посылку такового Представителя до более удобного момента».
* Так в тексте. По-видимому, имеется в виду Иркутск.