Постановление СНК РСФСР «О трудовом устройстве спецпереселенцев Северного Края» (протокольное). 8 июля 1930 г.
П-3
Постановление СНК РСФСР «О трудовом устройстве спецпереселенцев Северного Края» (протокольное)6.
СЕКРЕТНО
1. Обязать Главное Переселенческое Управление при Наркомземе Союза ССР в 10-ти дневный срок рассмотреть представленный Севкрайисполкомом план расселения и хозяйственного устройства переселенцев.
2. В целях наиболее успешного закрепления спецпереселенцев на месте предложить:
а) в отношении спецпереселенцев, намеченных в основном к использованию на лесозаготовках, - Наркомпути по линии ТЛО и ВСНХ РСФСР по линии трестов Северолеса и Комилеса - организовать жилищное, хозяйственное и кооперативное строительство в местах постоянного водворения переселенцев, техническое руководство этим строительством, снабжение спецпереселенцев строительными материалами, строительными инструментами и тягловой силой, переброску работоспособных переселенцев на строительство и снабжение их продуктами питания и промышленными товарами;
б) в отношении прочих спецпереселенцев перечисленные в п. «а» обязанности возложить на Главное Переселенческое Управление при Наркомземе Союза ССР.
Расходы, связанные с выполнением указанных обязанностей, отнести по принадлежности на средства ВСНХ РСФСР и Наркомпути в части, соответствующей ассигнованиям на внекраевую вербовку рабочей силы, согласно промышленно-финансового плана трестов Северолеса, Комилеса и ТЛО, а также на средства Главного Переселенческого Управления при Наркомземе Союза ССР в части остальных групп переселенцев.
3. Предложить ВСНХ и Наркомторгу РСФСР в 10-ти дневный срок рассмотреть представленные Наркомземом заявки на строительные материалы, необходимые для хозяйственного устройства спецпереселенцев Северного края.
4. Учитывая трудность привлечения кадров специалистов в Северный Край, предложить Наркомтруду РСФСР разработать проект постановления Совета Народных Комиссаров о привлечении специалистов на работу в Северный Край, по аналогии с соответствующим постановлением, принятым в отношении Казахстана, и в 5-ти дневный срок внести его на утверждение Совета Народных Комиссаров РСФСР.
5. Поручить Госплану РСФСР при разработке контрольных цифр на 1930-1931 годы предусмотреть необходимые мероприятия по социально-культурному и бытовому обслуживанию спецпереселенцев Северного Края, поставив своей задачей постепенное достижение уровня медицинского и школьного обслуживания окружающего населения, в целях создания необходимых условии для закрепления спецпереселенцев на месте.
6. Предложить Наркомфину РСФСР, по соглашению с Главным Переселенческим Управлением при Наркомземе Союза ССР и Севкрайисполкомом, разработать вопрос о порядке и сроках погашения расходов, связанных с водворением и хозяйственным устройством переселенцев в Северном Крае.
7. Предложить Госбанку обеспечить дополнительное кредитование торгующих организаций Северного Края на цели снабжения переселенцев продовольствием и товарами, в порядке кредитования завоза на Крайний Север. Торгующим организациям разрешить производить отпуск продовольствия и товаров переселенцам в порядке потребительского кредитования.
Порядок и сроки погашения указанного кредитования переселенцев установить Госбанку по соглашению с Центросоюзом и Севкрайисполкомом.
8. Предложить Наркомзему Союза ССР срочно обеспечить усиление аппарата Главного Переселенческого Управления Северного Края.
Настоящее постановление в части, относящейся к союзным органам, срочно внести на утверждение Совета Народных Комиссаров Союза ССР.
Зам. Председателя Совета
Народных Комиссаров РСФСР А. ЛЕЖАВА
И.о. Управляющего Делами
Совета Народных Комиссаров и Экономического
Совета РСФСР А. БАНДУРИН
И.о. Секретаря Совета
Народных Комиссаров РСФСР Народицкий
Москва, Кремль
8.VII-1930 г.
Имеется гербовая печать СНК РСФСР. На л. 44 вверху справа напечатано столбцом: «На утверждение СНК СССР Пр[отокол] СНК РСФСР № 28 (41) п._от « » / VII-1930 г.» (номер пункта и дата отсутствуют). На л. 43 внизу слева делопроизводственные машинописные пометы, дата «25.VII».
6 Инициатива в подготовке данного постановления республиканского правительства исходила от партийно-советских руководителей Северного края. В письмах руководству страны секретарь крайкома партии С.А. Бергавинов подчеркивал необходимость принятия постановления о хозяйственном устройстве спецпереселенцев от имени СТО. Реально же подготовкой проекта постановления занимались члены комиссии по спецпереселенцам при СНК РСФСР под руководством В.Н. Толмачева. В основу постановления легла идея о передаче функций по координации мероприятий, связанных с устройством спецпереселенцев, переселенческим органам при наркоматах земледелия СССР и РСФСР. В первом варианте проекта постановления, представленном в СНК РСФСР в середине июня 1930 г., проведение всего комплекса мероприятий по расселению и хозяйственному устройству спецпереселенцев в Северном крае возлагалось на Севкрайисполком «под общим наблюдением и руководством Наркомзема СССР». Предполагалось, что в ближайшей перспективе основная масса трудоспособных спецпереселенцев, «осевших» в крае, будет использована в качестве рабочей силы на лесозаготовках и лесосплаве (ГА РФ. Ф. А-259. Оп. 40. Д. 1971. Л. 26).
В то же самое время из поездки по Северному краю вернулся пред. Малого СНК РСФСР Н.А. Милютин, которому пред. СНК РСФСР С.И. Сырцов поручил руководство доработкой данного постановления. Н.А. Милютин предложил принять два отдельных постановления: «Первое - это постановление о том, кто должен ведать на месте организацией приема переселенцев, их устройством и основные принципы, вернее направление этого устройства, а второе - это протокольное постановление с отдельными поручениями» (Там же. Л. 36). Он полагал, что управленческие функции следовало возложить на Переселенческое управление НКЗ РСФСР. «Спецколонизация, проводимая в Северном крае, - отмечал Н.А. Милютин, - должна быть направлена главным образом по линии развития сельского хозяйства с животноводческим уклоном, а также местных промыслов (рыбные, водные, лесотехнические и т. п.). При этом должна быть учтена необходимость учета нужд лесного хозяйства и промышленности в сезонной рабочей силе» (ГА РФ. Ф. А-259. Оп. 40. Д. 1971. Л. 36).
Очевидно, что логика рассуждений высокопоставленного чиновника являлась отражением мышления в прежних категориях. Весной - летом 1930 г. часть номенклатуры представляла т. н. спецколонизацию не более как экстремальный, форсированный вариант плановых государственных переселений 1920-х гг., проходивший под эгидой земельных органов. Депортированное крестьянство виделось ей не универсальной «рабсилой», которой оно стало с 1931 г., а занятой прежде всего в традиционных отраслях экономики (сельское хозяйство и промыслы) и только затем в лесной промышленности.