1 ноября 1937 г. — Докладная записка начальника 4-го Главного управления НКОП СССР А. И. Михайлова наркому оборонной промышленности М. М. Кагановичу о необходимости реорганизации учреждений по разработке новых взрывчатых веществ, порохов и боеприпасов

Реквизиты
Государство: 
Датировка: 
1937.11.01
Источник: 
Становление оборонно-промышленного комплекса СССР (1933-1937). М. 2011, стр. 693-695.
Архив: 
РГАЭ. Ф. 8159. Оп. 1. Д. 209. Л. 20-25. Подлинник.

Докладная записка начальника 4-го Главного управления НКОП СССР А. И. Михайлова наркому оборонной промышленности М. М. Кагановичу о необходимости реорганизации учреждений по разработке новых взрывчатых веществ, порохов и боеприпасов

1 ноября 1937 г.
Совершенно секретно.

Научно-исследовательский институт № 6 НКОП является единственным в Союзе научно-исследовательским учреждением по линии промышленности, занимающимся разработкой новых взрывчатых веществ и порохов, рационализацией существующих и разработкой новых технологических процессов, разработкой новых боеприпасов и методов их снаряжения (снаряды, аэробомбы, спецпули, пиротехнические средства и особые специальные средства) — все эти вопросы должны, безусловно, решаться комплексно и в максимально короткий срок из стен института выходить с законченным технологическим процессом в промышленность. Возросшие нужды обороны страны требуют осуществления этого в самые кратчайшие сроки.

Между тем, в существующих условиях НИИ‑6 не может удовлетворить потребности так, как этого требуют нужды обороны, исходя из следующего.

1) Институт вместо опытного завода, позволяющего в укупоренном виде испытывать и уточнять новые технологические процессы производства взрывчатых веществ, порохов снаряжения и пиротехники, разработанные институтом, и сразу же передавать их промышленности, минуя стадию «детских» болезней освоения, имеет маленькие полузаводские установки, которые являются лишь промежуточным этапом перед опытно-заводской проверкой. Это вынуждает строить на различных заводах вторично опытные установки для проверки работ института, что чрезвычайно осложняет работу, затягивает сроки внедрения на несколько лет и все же оставляет недоработанным целый ряд вопросов технологии, осложняющих валовую работу заводов. Для примера можно указать, что разработанное институтом новое мощное взрывчатое вещество — гексоген — с 1933 г. еще не только не внедрено в валовое производство, но не проверено в опытно-заводских условиях вследствие того, что до сих пор не построена на заводе опытная установка. В таком же положении находится целый ряд новых высокопроизводительных непрерывных технологических процессов (мелинит, ксилил и др.), новые технологические процессы пироксилинового и порохового производства, разработанные институтом. Еще в более худшем положении находятся вопросы снаряжения, так как до сих пор ни институтом, ни заводами не разработан метод снаряжения шнекованием средних и крупных калибров авиабомб из-за отсутствия соответствующих опытных установок. Между тем, этот метод является наиболее совершенным и единственным методом снаряжения суррогатными взрывчатыми веществами.

2) Институт вместо мощного конструкторского бюро, задачами которого бы явилась механизация процессов снаряжения и аппаратурное оформление новых технологических процессов, располагает лишь небольшой группой конструкторов-пиротехников. Наряду с этим КБ‑25, представляющее собой неплохой творческий коллектив, совершенно лишено и производственной, и экспериментальной базы и к тому же распылено в 3‑4 местах, причем условия работы не выдерживают никакой критики.

3) Отсутствие достаточно мощной и оборудованной механической базы в виде механической мастерской не позволяет быстро и достаточно хорошо изготавливать новую аппаратуру и объекты, а отсутствие инструментальной мастерской совершенно лишает возможности готовить инструмент для всех видов снаряжения.

4) Отсутствие при институте испытательного полигона для испытания спецпуль, артснарядов, мин, аэробомб и пиротехнических средств лишает возможности отработки целого ряда боеприпасов, а по целому ряду объектов заставляет пользоваться имеющимися полигонами НКО, находящимися на значительном расстоянии, что длительно задерживает и чрезвычайно осложняет работу института.

5) Создание же производственных мастерских по всем видам технологии, снаряжению и испытательного полигона в существующих условиях невозможно, так как институт находится в черте города и по плану реконструкции Москвы подлежит сносу. Территория, занимаемая в настоящее время институтом, предназначена для жилого строительства, в силу чего никакого нового строительства, кроме жилого, институту не разрешается, и несмотря на неоднократные попытки института добиться разрешения строительства хотя бы мастерских для снаряжения аэробомб и капсюлей, Моссоветом в этом было отказано. Кроме того, институт находится в окружении жилых поселков, в районе которых уже с 1937 г. началось большое жилищное строительство рядом московских заводов, и наличие в этом окружении учреждения, ведущего секретные работы, которые зачастую приходится испытывать в воздухе (как например, все пиротехнические средства), подвергая этим самым их всеобщему обозрению, является, с точки зрения сохранения секретности, совершенно недопустимым.

Из всего вышеизложенного вытекает насущная необходимость быстрейшего строительства мощного института, с большими лабораториями, оборудованными по последнему слову техники, опытными мастерскими: по снаряжению, технологии производства взрывчатых веществ, порохов и пиротехнических средств с исследовательским полигоном, аэродромом, танкодромом, с механическими мастерскими, позволяющими изготовление аппаратуры и установление ее в экспериментальных залах, изготовление новых боеприпасов, инструментальную мастерскую и складское хозяйство для хранения взрывчатых веществ, боеприпасов и материалов. Таким образом, этот мощный Военно-химический научно-экспериментальный институт должен быть построен по типу Пикатинского арсенала в Америке.

Проектируемый институт должен комплексно решать все вопросы, связанные с выстрелом. Несмотря на то, что существует мнение о целесообразности разделения отраслей работы института соответственно разделению промышленности между 11‑м, 4‑м и 12‑м главными управлениями, практика работы показала, что единственно правильным методом, обеспечивающим высококачественную разработку отдельных элементов и в целом всего объекта, является централизованное комплектное решение этого вопроса, что может быть осуществлено лишь в том случае, когда этим будет заниматься одно учреждение.

Однако, так как строительство такого института потребует определенного времени, в период которого нельзя приостановить работы существующего НИИ‑6, то нами предположено перевод НИИ‑6 осуществлять постепенно, начиная с конца 1938 г. Для этого необходимо, остановившись сейчас же на какой-нибудь площадке, целесообразней избрать один из уже существующих полигонов, приступить к проектированию нового института в целом, с постройкой в 1938 г. первой очереди, к которой нужно отнести отсутствующие в НИИ‑6, или являющиеся узким местом в данное время, мастерские, в частности, полностью оборудовать испытательный полигон для испытания артснарядов, пуль, авиабомб и пиротехнических средств, построить снаряжательные мастерские по артснарядам и аэробомбам, построить пульную пиротехническую и патронировочные мастерские, а также мощные механические и инструментальные мастерские и складское хозяйство. Одновременно с этим необходимо начать и жилищное строительство.

Строительство нового института должно идти таким образом, чтобы обеспечить нормальную работу всех перечисленных мастерских и полигона частично уже в конце 1938 г. и в основном в 1939 г. Лабораторная работа до строительства новых лабораторных корпусов будет продолжаться в существующем здании НИИ‑6. Полный переход всего института должен быть рассчитан на 3‑4 года.

Докладывая об этом, прошу Вашего ходатайства в правительстве о соответствующих ассигнованиях на проектирование всего в целом нового Научно-экспериментального института, начиная проектирование с IV квартала с. г., а также на строительство первой очереди.

Начальник 4‑го Главного управления НКОП СССР Михайлов

РГАЭ. Ф. 8159. Оп. 1. Д. 209. Л. 20-25. Подлинник.