22 апреля 1937 г. — Докладная записка заместителя наркома тяжелой промышленности СССР И. П. Павлуновского секретарю ЦК ВКП(б) И. В. Сталину о работе Артиллерийского управления Наркомата обороны СССР

Реквизиты
Государство: 
Датировка: 
1937.04.22
Источник: 
Становление оборонно-промышленного комплекса СССР (1933-1937). М. 2011, стр. 640-644.
Архив: 
АП РФ. Ф. 3. Оп. 46. Д. 338. Л. 144-152. Заверенная копия.

Докладная записка заместителя наркома тяжелой промышленности СССР И. П. Павлуновского секретарю ЦК ВКП(б) И. В. Сталину о работе Артиллерийского управления Наркомата обороны СССР

22 апреля 1937 г.
Секретно.

За шесть лет работы в военной промышленности НКТП я часто сталкивался с фактами, указывающими на крупные недочеты в работе Артиллерийского управления НКО. После вашего доклада и доклада т. Молотова на пленуме ЦК ВКП(б) я прихожу к выводу, что недочеты по артиллерийскому вооружению РККА отнюдь не случайные ошибки, а система действий, сознательно рассчитанная на ослабление вооружения Красной армии. Целый ряд фактов показывает, что на участке артиллерийского вооружения Красной армии работает на протяжении ряда лет хорошо законспирированная и очень влиятельная вредительская организация. Вот основные факты.

Тяжелый пулемет

Развитие массового применения легких танков и штурмовой авиации выдвинуло в качестве могущественного средства борьбы с ними тяжелый пулемет. Красная армия на вооружении тяжелого пулемета не имеет. В этом отношении Красная армия находится в худшем положении, чем армии ее вероятных противников.

К 1932 г. на Ковровском заводе был установлен на производство вполне современный тяжелый (12,7 мм) пулемет инженера Дегтярева с сильным патроном типа «Маузер» и тяжелой американского типа пулей весом 56 г. В 1933 г. пулемет Дегтярева был АУ с производства снят. В 1936 г. было снято с Тульского завода и производство винтпатронов 12,7‑мм калибра. Тяжелый пулемет Дегтярева был снят с производства под тем предлогом, что тяжелые пулеметы 12,7‑мм калибра слабы, и что вместо них надо иметь 20‑мм автоматы. Опытный образец 20‑мм автомата появился только в 1934 г. В конце 1935 г. 20‑мм автомат ШВАК был поставлен на производство, и на его отладку потребовалось более года. 20‑мм автоматов ШВАК за все время изготовлено всего несколько сот штук.

Что же получается? Отлаженный и вполне современный тяжелый пулемет Дегтярева с производства снимается. Вместо него только в 1935 г. ставится на производство неотлаженный образец 20‑мм автомата ШВАК с недоработанным слабым патроном для него. В результате Красная армия не вооружена тяжелыми пулеметами. А между тем, если бы в 1933 г. пулемет Дегтярева не был бы снят с производства, Красная армия к 1937 г. имела бы на вооружении не менее 3‑3,5 тыс. современных тяжелых пулеметов.

Надо тяжелый пулемет Дегтярева вновь восстановить на производство. Это сделать легко, так как промышленность, несмотря на отрицательное отношение АУ к тяжелому пулемету Дегтярева, на производстве его сохранила; также промышленность сохранила на производстве и винтпатроны к тяжелому пулемету. В деле сохранения на производстве пулемета Дегтярева сыграл крупную роль начальник Отделения стрелкового вооружения АУ т. Середин.

Горная пушка

Во всех европейских армиях и в японской армии имеются на вооружении 75‑76‑мм горные пушки. Имела на вооружении горную пушку и царская армия. Горная пушка особенно зарекомендовала себя во время империалистической войны не только на Кавказском фронте, но и в Италии, и на Карпатах. Преимущество горной пушки — она разборная и может перевозиться лошадьми на вьюках. Это создает горной пушке проходимость в любых условиях и подвижность.

Красная армия горной пушки на вооружении и производстве не имеет, так как она с производства НКО снята. Отсутствие на производстве горной пушки поставит нашу армию в очень тяжелое положение в условиях войны в горных местностях Кавказского и Туркестанского фронтов и на Дальнем Востоке. Условия театра войны на Дальнем Востоке отличаются следующими особенностями: отсутствие дорог, леса, много рек, сопки. Это сильно затруднит подвижность дивизионной и полковой артиллерии и особо остро ставит вопрос о легких орудиях сопровождения пехоты типа горной пушки, приспособленной к перевозке на вьюках.

Наша и японская дивизионные пушки тяжелы для маневренной войны на Дальнем Востоке и на маневре будут отставать от пехоты. Учитывая это, японцы ввели на вооружение 75‑мм пушку весом 560 кг, дальностью 6 км с гаубичной траекторией. Это дает японской дивизии крупные преимущества перед дивизией Красной армии. В маневренной войне, когда дивизионные и полковые пушки в условиях Дальнего Востока будут отставать, наши дивизии на маневре могут оставаться только с 45‑мм противотанковыми пушками, годными для поражения живых целей не далее 2,5 км со снарядом слабого осколочного действия, без всякой гаубичности. Японская же дивизия в это время будет иметь при себе и 75‑мм артиллерию, способную до подхода дивизионной артиллерии решать все задачи боя в глубину до 6 км с навесным огнем, т. е. держать под огнем весь боевой участок нашей дивизии.

В 1935 г. промышленность сконструировала образец 76‑мм пушки-гаубицы весом 380 кг, дальностью 6 км, с навесным огнем, приспособленную для перевозки вьюками и переноски людьми. Испытания этой пушки АУ все время затягивало, и в 1936 г. на полигонных испытаниях образец этой пушки был просто кем-то сломан. Тов. Ефимов мне неоднократно заявлял, что такая пушка армии не нужна.

Вывод. Горная пушка с вооружения и производства снята. Легкая же 76‑мм пушка-гаубица весом 380 кг, с успехом могущая быть использованной и в горных условиях, и на Дальнем Востоке, на вооружение не принимается. Во всех европейских армиях на вооружение приняты пушки 75‑мм дальностью 6 км, весом 350‑560 кг.

Полковая пушка

На вооружении Красной армии состоит устаревшая 76‑мм полковая пушка, которая является поставленной на резиновые колеса короткой пушкой образца 1913 г. дальностью 6,5 км, весом 700‑800 кг. Нам же нужна полковая пушка дальностью не менее 10‑11 км и весом 800‑900 кг. В 1935 г. промышленностью было дано задание конструкторам Маханову и Грабину сконструировать такую пушку. Проект Маханова получился неудачным. Проект пушки Грабина отвечает всем требованиям современной полковой пушки. По настоянию АУ, работы по проекту Грабина прекращены, и наша армия остается при устаревшей пушке.

Дивизионная пушка

До 1936 г. у нас не было массового производства дивизионных пушек. Это было одно из самых слабых мест в артиллерийском вооружении Красной армии. В 1936 г. впервые поставлена на массовое производство современная дивизионная пушка Ф‑22. Между тем еще в 1930 г. мы имели испытанный образец дивизионной пушки Сидоренко образца 1930 г., подрессоренную, дальностью 13,2 км и весом 1350 кг. Если бы эта пушка Сидоренко в 1930 г. была поставлена на производство, то к настоящему времени Красная армия была бы обеспечена полностью производством почти современных дивизионных пушек. Почему же эта пушка не была принята Артиллерийским управлением на вооружение, и наша Красная армия была оставлена без производства дивизионных пушек?

В 1933 г. по настоянию АУ была принята на вооружение и поставлена на производство неудовлетворительная дивизионная пушка Сидоренко образца 1933 г. Основной недостаток этой пушки заключается в том, что она не подрессорена, и вес ее 1800 кг при дальности 13,4 км. В 1935 г. эта пушка по предложению АУ с производства снимается. Спрашивается, почему годная пушка Сидоренко образца 1930 г. АУ на производство не была поставлена, а мало пригодная пушка образца 1933 г. была на производство поставлена и через 1,5 года с производства снята? Вряд ли это случайно, вряд ли это только ошибки.

Учитывая созданное Артиллерийским управлением НКО угрожающее положение с дивизионной пушкой, промышленность сконструировала пушку Ф‑22, которая в 1936 г. поставлена на производство. В результате по вине Артиллерийского управления мы по дивизионной пушке отстали на 4‑5 лет.

107‑мм корпусная пушка

В 1932/33 г. завод «Баррикады» освоил на производстве 107‑мм корпусную пушку. В 1935 г. АУ предложило промышленности прекратить производство 107‑мм пушек и вместо них начать налаживать производство новой 122‑мм пушки. Такое решение Артиллерийского управления означало ни что иное, как оставление Красной армии на 1‑2 года — на период освоения 122‑мм пушки — без производства корпусных пушек. Промышленность резко запротестовала против такого распоряжения Артиллерийского управления и обратилась к т. Ворошилову. Тов. Ворошилов дал распоряжение сохранить на производстве 107‑мм пушку на год, одновременно осваивая на производстве 122‑мм пушку.

Гаубичная артиллерия

В тяжелом положении находится вооружение Красной армии и гаубичной артиллерией.

122‑мм дивизионная гаубица образца 1909/1930 г. Основной недостаток этой гаубицы — она не подрессорена и не имеет раздвижных станин. Вес гаубицы в боевом положении 1450 кг дальностью 8 км. Для конной тяги 122‑мм гаубица имеет подвижность, одинаковую с дивизионной пушкой. 122‑мм гаубица образца 1909/1930 г. устарела. В 1932 г. АУ дало задание промышленности конструировать дивизионную гаубицу весом 2250 кг, дальностью 12 км. Промышленность такую гаубицу сконструировала и изготовила. Эта новая гаубица АУ на вооружение принята не была, т. к. она для дивизионной артиллерии слишком тяжела. В результате такого неправильного задания АУ промышленности мы остаемся на устарелой гаубице образца 1909/1930 г.

152‑мм корпусная гаубица. До 1932 г. на вооружении Красной армии и на производстве состояла 152‑мм корпусная гаубица 1909/1930 г. весом 2800 кг, дальностью 9,6 км. В 1932 г. эта гаубица АУ с производства снимается. Вместо нее вводится на производство 152‑мм гаубица капитальной модернизации весом 3,5 т, дальностью 11 км. Поставленная на производство корпусная гаубица капитальной модернизации оказалась негодной, и в 1934 г. она с производства АУ снята. В 1935 г. для вооружения корпусной артиллерии АУ ставит на производство гаубицу образца 1934 г., дальностью 17 км, весом 6,7 т. Производство этой новой гаубицы образца 1934 г. не могло быть налажено до конца 1936 г., потому что АУ за это время 4 раза меняло систему лафета. В результате Красная армия с 1933 г. до конца 1936 г. не имела установившегося производства корпусной гаубицы.

8‑9‑дюймовая корпусная гаубица. На вооружении корпусной артиллерии Красной армии мы имеем 8‑дюймовую гаубицу (Б‑4), весом 16 т, дальностью 17 км. Эта гаубица по своему весу для корпусной артиллерии тяжела и для своего продвижения зачастую будет требовать помощи саперных частей для укрепления мостов и дорог и в результате чего не будет в состоянии следовать за маневром корпуса. Наличие такой гаубицы в резерве Главного командования вполне целесообразно. Опыт империалистической войны показал, что в маневренной войне требуются подвижные мощные гаубицы калибром 8‑9 дюймов, весом не более 7 т, дальностью 9‑10 км, вес снаряда 100‑130 кг, содержащим 15‑25 кг взрывчатого вещества. Такая гаубица будет следовать за своими войсками, не требуя особой саперной помощи. В то же время она будет достаточна для разрушения мощных укреплений полевого типа. Такой гаубицы на вооружении мы не имеем, и заданий на ее проектирование промышленность от АУ не получала.

Сверхмощная гаубичная артиллерия резерва Главного командования

Опыт империалистической войны показал, что армия должна иметь на своем вооружении сверхтяжелые гаубицы калибром не менее 16 дюймов. Только благодаря такой гаубице немецкая армия в течение нескольких дней разрушала самые мощные укрепления Бельгии и Франции (Льеж, Мобеж, Намюр, Лаон и др.). Французская армия имеет на вооружении 20‑дюймовую гаубицу.

В настоящее время немцы на французской и польской границах строят мощные бетонные укрепления, которые можно разрушить только гаубицами не менее 16‑дюймового калибра, с весом снаряда в 800‑1400 кг и весом взрывчатого вещества до 200 кг. Мощные укрепления будут возводиться часто и во время войны. Поэтому армии, которые не будут иметь артиллерию, способную разрушать мощные бетонные укрепления, окажутся в очень тяжелом положении.

Красная армия на своем вооружении не имеет современных гаубиц свыше 9‑дюймового калибра. Красная армия имеет несколько штук 11‑ и 12‑дюймовых гаубиц, оставшихся от времен империалистической войны, очень мало удовлетворяющих современным требованиям войны. Поэтому надо дать срочное задание конструкторам на конструирование 16‑дюймовых гаубиц на механической тяге и 20‑дюймовых гаубиц на железнодорожном транспортере.

Переспециализация заводов артиллерийского производства

В 1933 г. тт. Тухачевский и Ефимов предложили промышленности провести в течение года переспециализацию артиллерийских заводов, которая сводилась к следующему. 122‑мм гаубицу снять с производства на заводе им. Молотова и перенести на Уралмашзавод; 107‑мм корпусную пушку, которая только что была освоена на заводе «Баррикады», перенести на завод им. Молотова; 8‑дюймовую гаубицу снять с завода «Большевик» и перенести на завод «Баррикады». Такая переспециализация означала бы, что мы этих типов орудий не смогли бы получить на производстве в течение 2‑х лет минимум. Тов. Орджоникидзе и я решительно выступили против этого плана и поставили об этом в известность т. Ворошилова. Тов. Ворошилов тоже высказался против переспециализации заводов, и план не удался. Спрашивается, кто подсказал тт. Тухачевскому и Ефимову такой план разоружения армии на 2‑3 года?

Склады

В особенно тяжелом состоянии находится организация тыла Красной армии в части питания фронтов боеприпасами. Организация баз питания Красной армии боеприпасами должна быть строго увязана с планом войны по фронтам. Как обстоит дело в настоящее время, не знаю, но в 1935 г. тыл питания Красной армии боеприпасами был мало организован. Дислокация тыловых складов носила случайный характер и представляла собой в значительной мере результат отступления царской армии на западном фронте. Помимо этого склады были совершенно недостаточны по своей вместимости для ведения современной войны.

Можно было бы привести и еще ряд фактов, например: по вооружению авиации пушечной артиллерией, по мелкокалиберной зенитной артиллерии и т. д., а также факты, показывающие, как путем внесения бесконечных бессистемных изменений в находящиеся на производстве образцы, запутывается и задерживается производство артиллерийского вооружения.

Но я ограничиваюсь приведенными фактами, потому что и их уже достаточно, чтобы сделать вывод о вредительстве в артиллерийском вооружении Красной армии.

Павлуновский

АП РФ. Ф. 3. Оп. 46. Д. 338. Л. 144-152. Заверенная копия.