21 декабря 1936 г. — Докладная записка руководителя военно-морской группы Комиссии партийного контроля Н. В. Куйбышева секретарю ЦК ВКП(б) И. В. Сталину о производстве брони и турбин для крейсеров

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1936.12.21
Источник: 
Становление оборонно-промышленного комплекса СССР (1933-1937). М. 2011, стр. 566-568.
Архив: 
АП РФ. Ф. 3. Оп. 46. Д. 550. Л. 117-120. Подлинник.

Докладная записка руководителя военно-морской группы Комиссии партийного контроля Н. В. Куйбышева секретарю ЦК ВКП(б) И. В. Сталину о производстве брони и турбин для крейсеров¹*

21 декабря 1936 г.
Совершенно секретно.

Установленные правительством сроки окончания строительства крейсеров находятся под угрозой срыва. Наша промышленность впервые строит крейсеры и, казалось бы, этой важнейшей и сложнейшей задаче должно было быть обеспечено со стороны НКТП исключительное и всестороннее внимание. На деле этого нет. Проверкой установлено, что если на заводах судостроительной промышленности (Балтийский им. Орджоникидзе и Николаевский им. Марти) работы по крейсерам развернуты по срокам неплохо, то заводы-поставщики работают совершенно неудовлетворительно как по качеству своих изделий, так и по срокам сдачи их судостроительным заводам. Договоры не выполняются, изделия поступают с запозданием, некомплектно, неудовлетворительного качества, на судостроительных заводах нарушается планировка строительства, дезорганизуется вся работа. А в результате срываются сроки окончания строительства, и первые два крейсера («Киров» и «Ворошилов»), намеченные к сдаче в конце 1937 г., уже наверняка будут предъявлены промышленностью с запозданием.

Особенно узким местом в строительстве крейсеров является производство брони и турбин.

О броне

Мариупольский завод им. Ильича обязан был поставить для строительства двух первых крейсеров («Киров» и «Ворошилов») до 1 октября 1936 г. 1293 т броневых плит, из них: 345 т — Балтзаводу и 948 — Николаевскому заводу. Проверкой установлено, что на 15 ноября Мариупольским заводом отгружено заказчикам всего лишь 314 т, из них: 286,2 — Балтзаводу и 27,8 — Николаевскому заводу. Кроме того, к 15 ноября на заводе было изготовлено, но не испытано отстрелом 86 т броневых плит.

Как видно, Мариупольский завод выполнил лишь около 25% заказа, причем изготовленные им броневые плиты начали поступать на Балтзавод лишь с сентября 1936 г., а Николаевский завод получил первую партию плит лишь в ноябре с. г. По договору же Мариупольский завод обязан был поставить Балтзаводу еще к 1 января 1936 г. все 345 т плит, а Николаевскому заводу к 1 февраля 1936 г. — 912 т плит. Понятно, что подобная «аккуратность» в соблюдении сроков поставки броневых плит судостроительным заводам не могла не сказаться на их работе.

Объективной причиной неудовлетворительного состояния производства броневых плит для крейсеров является то обстоятельство, что Мариупольский завод не производил ее²* с 1917 по 1935 г., утерял опыт, растерял кадры, и фактически это производство явилось для него новым. Но это только обязывало завод и главк отнестись к производству броневых плит для крейсеров с особым вниманием и тщательностью.

На деле же производство крейсерской брони на заводе до последнего времени рассматривалось как дело второстепенное. Соответствующими кадрами оно по-прежнему не укомплектовано. Техническая помощь до самого последнего времени заводу не оказывалась. Борьбы с колоссальным браком по-настоящему не велось. Переделка второй основной печи под кислую до сих пор не выполнена. Продолжаются простои из-за необеспечения производства никелем. Единственный прокатный стан в 1250 т требует капитального ремонта, не обеспечен запасными частями и находится под угрозой остановки. А в результате в то время как по всему листовому и сортовому товару завод за 10 месяцев 1936 г. выполнил программу на 90,1% (300 964 т), по крейсерской броне он ее выполнил лишь на 24,2% (314 т).

О турбинах

Еще хуже обстоит дело с производством турбин для крейсеров. Харьковский турбогенераторный завод должен был сдать судостроительным заводам в 1936 г. два крейсерских турбинных агрегата. Ни одной турбины им не построено, и в 1936 г. построено не будет. Срыв сроков постройки крейсерских турбин объясняется прежде всего недостатком станочного оборудования. На ХТГЗ имеется только один станок, на котором можно обрабатывать крупные поковки для крейсерских турбин. Станок этот загружен работой по турбинам для эсминцев, и поковки для крейсерских турбин ожидают очереди. На ХТГЗ нет станков для нарезки редукторных колес. Необходимые зуборезные станки заказаны по импорту, но прибытие их ожидается лишь в первом квартале 1937 г.

ХТГЗ вообще является сейчас неполноценным заводом. Он во многом зависит от своих соседей. Так, например, завод не имеет своих паровых котлов. Работа его испытательного стенда зависит от соседнего завода ХЭМЗ, который очень часто отказывает ХТГЗ в паре. В таких случаях работа по испытаниям главных турбин и вспомогательных к ним механизмов приостанавливается. У завода нет вспомогательных цехов — литейного и кузнечного. Выполнение всяких мелких работ требует обращения к соседним заводам, что часто задерживает основные производства.

Учитывая особую важность своевременного поступления на вооружение нашего флота крейсеров, было бы чрезвычайно полезным заслушать на КО доклады наркоматов оборонной и тяжелой промышленности о ходе их строительства.

Член Бюро КПК при ЦК ВКП(б) руководитель группы по морским делам Куйбышев

Примечания:

¹* Докладная записка послана также в КПК при ЦК ВКП(б) — Н. И. Ежову, СТО СССР — В. М. Молотову, НКТП СССР — С. Орджоникидзе, НКОП СССР — М. Л. Рухимовичу, НКО СССР — К. Е. Ворошилову.

²* Так в тексте.

АП РФ. Ф. 3. Оп. 46. Д. 550. Л. 117-120. Подлинник.