27 марта 1936 г. — Сообщение заместителя наркома внутренних дел СССР Г. Е. Прокофьева секретарю ЦК ВКП(б) И. В. Сталину о срыве внедрения новых технологий в орудийно-арсенальном производстве

Реквизиты
Направление: 
Датировка: 
1936.03.27
Источник: 
Становление оборонно-промышленного комплекса СССР (1933-1937). М. 2011, стр. 511-512.
Архив: 
АП РФ. Ф. 3. Оп. 46. Д. 337. Л. 72-74. Подлинник.

Сообщение заместителя наркома внутренних дел СССР Г. Е. Прокофьева секретарю ЦК ВКП(б) И. В. Сталину о срыве внедрения новых технологий в орудийно-арсенальном производстве

27 марта 1936 г.
Совершенно секретно.

В соответствии с приказами наркома обороны и наркома тяжелой промышленности о переводе объектов вооружения на новые чертежи литера «Б» Главное военно-мобилизационное управление Наркомтяжпрома приказом от 15 февраля 1934 г. предложило заводам военной промышленности перевести все главнейшие объекты на чертежи литера «Б»¹*. Это мероприятие преследовало цель создания нового технологического процесса, который обеспечил бы высокую производительность, взаимозаменяемость деталей, а также быстрый перевод в военное время гражданских заводов на производство военной продукции. Несмотря на то, что с момента издания приказа прошло два года, заводы орудийно-арсенальной промышленности это задание не выполнили. Из числа 10 заводов освоили производство по чертежам литера «Б» только два завода: № 8 им. Калинина и № 13 (арсенал).

Целый ряд заводов, имевших задание на изготовление разных артиллерийских систем по новым чертежам в установленные сроки испытания и утверждения этих чертежей, ничего до сего времени не сдали. Так, например, завод им. Молотова имел задание изготовить 122‑мм гаубицы в количестве 60 штук с испытанием и утверждением чертежей литера «Б» к 1 августа 1934 г., 152‑мм мортиры в количестве 12 штук со сроком испытания к 1 июня 1934 г. и ряд других систем, но ничего не сдал. Завод «Большевик» имел задание изготовить 203‑мм гаубиц (Б‑4), 100‑мм зенитных пушек и 152‑мм пушек со сроком испытания и утверждения чертежей в течение 1934‑1935 гг., также ничего не сдал. Завод № 92 должен был в течение 1934 г. изготовить по новым чертежам 76‑мм пушки в количестве 50 штук, но ничего не сдал. Кировский завод должен был изготовить 76‑мм полковых пушек — 34 шт., 76‑мм танковых пушек — 95 шт., но ничего не сдал. Аналогичное положение имеет место и на других заводах орудийно-арсенальной промышленности. Таким образом выполнение мобилизационных заданий на этих заводах ни в какой степени не обеспечено. На ряде заводов разлажена старая технология, и до сего времени не создан новый технологический процесс.

Начальник бывшего Главного военно-мобилизационного управления Наркомтяжпрома т. Павлуновский, кроме изданного приказа о переводе производства на новые чертежи литера «Б» никаких указаний заводам по этому вопросу не дал. Только через 1,5 года, т. е. 2 августа 1935 г., инженером управления Шавельским была составлена для заводов инструкция по разработке технологического процесса на артиллерийские изделия по чертежам литера «Б». Эта инструкция не давала никаких указаний, с какой точностью заводы должны вести разработку технологического процесса, какова должна быть взаимозаменяемость деталей крупных, средних и мелких артиллерийских систем при крупном и мелкосерийном производстве. В результате этого заводы при разработке новой технологии пошли по самым разнообразным путям.

Некоторые заводы крайне усложнили этот процесс, добиваясь 100% взаимозаменяемости деталей. Так, завод «Большевик» для производства крупной системы (203‑мм гаубиц) добивался 100% взаимозаменяемости, имея в наличии детали крупных габаритных размеров, что совершенно не вызывается никакой необходимостью. Для такого технологического процесса завод запроектировал по этой системе 4 тыс. приспособлений для механической обработки деталей и уже успел изготовить значительное количество разных приспособлений и инструмента. Такое положение наблюдается и на других заводах.

Изданная бывшим Главным военно-мобилизационным управлением инструкция указывала на необходимость добиться полной взаимозаменяемости всех деталей артсистем, а также запрещала изменять новый технологический процесс без разрешения управления. Это обстоятельство тормозило развитие стахановского движения на заводах, т. к. не давало возможности рационализировать технологический процесс. В связи с этим эта инструкция через 1,5 месяца после ее издания была отменена.

Полное отсутствие руководства заводами по освоению и переводу производства на новые чертежи литера «Б» со стороны бывшего Главного военно-мобилизационного управления (ныне Главное управление военной промышленности) повлечет за собой срыв этого мероприятия и в текущем году.

Зам. наркома внутренних дел СССР Прокофьев

Примечание:

¹* РГАЭ. Ф. 7297. Оп. 41. Д. 97. Л. 16‑15.

АП РФ. Ф. 3. Оп. 46. Д. 337. Л. 72-74. Подлинник.